Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кузнецова Наталия Викторовна

Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

    Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая  активность – естественное состояние ребёнка, она  построена  на познание  окружающего мира, он хочет его познать. Вот на этом и основано активное использование детского экспериментирования в детских дошкольных учреждениях.

    Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребёнка, чему способствует экспериментальная деятельность. Именно собственный опыт помогает ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.

   Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

   Знания об окружающем мире усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок  слышит, видит и делает всё сам.

   Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на многочисленные вопросы. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

   Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию объектов живой и неживой природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активное освоение окружающего мира.

   В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей есть возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию.

   Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

     Практика показывает, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника.

  Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих «открытий».

   Очень важно, чтобы маленькие исследователи-первооткрыватели чувствовали, что взрослый – равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволило бы им проявить собственную исследовательскую активность.

   Для поддержания интереса к экспериментированию проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

   В группе создан  «Уголок экспериментирования», в котором поселилась капелька «Капитошка». С её помощью мы долгое время изучали свойства воды. И надо отметить, что интерес у детей не угасал, а наоборот.

    Все мои наблюдения за тем, как дети проявляют интерес к бумаге, привели меня к поиску новых форм работы. Так в нашем «Уголке экспериментирования» поселилась кукла «Почемучка», сделанная из бумаги.

   Она появилась на первом этапе изучения бумаги. Интерес детей возрастал с каждым приходом «Почемучки».

 Мною была поставлена цель: формирование у детей основ знаний о бумаге, её свойствах.

Проделав несколько опытов, мы совместно с детьми сделали следующие выводы:

1.Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая;

2.Бумага бывает прочной и не прочной;

3.Бумага боится воды;

4.Бумага издаёт звук;

5.Бумага разлетается при ветре.

    Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о предметах, явлениях. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного.

   В этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

   Подытожить хочется китайским изречением:  «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

•ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия со в...

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Презентация подготовлена для педагогического совета...

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...