«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Третьякова Екатерина Викторовна

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад № 32» ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани

(СП «Детский сад № 32» ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани)

Выступление на окружном семинаре для молодых специалистов СП ГБОУ «Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации у дошкольников»

Тема:

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

        

Автор:  воспитатель СП «Детский сад № 32»

ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани  

Третьякова Екатерина Викторовна.

Сызрань, 2018г.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование это способ познания мира.

Метод экспериментирования обеспечивает интеграцию образовательных областей: 

«Познавательное развитие» 

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Речевое развитие»

 «Художественно-эстетическое развитие» 

«Физическое развитие»

В ФГОС ДО в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности. 

В своей работе по  познавательно - исследовательской деятельности использую  следующие формы работы:

- КВН – «Хочу все знать», «Путешествие Капельки» - дети познакомились со свойствами различных материалов, учились рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

- развлечения: «Фантазеры», «Путешествие в мир опытов и экспериментов»  где дошкольники с помощью опытов смогли познакомиться  со свойствами воздуха и воды, проводили несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

-  прогулки, наблюдения, экспериментирование, экскурсии: расширяется кругозор у детей, формируется целостная картина мира. Например, проводили такие опыты: "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд", Прежде чем приступить к проведению экспериментов мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности. Для наглядности план оформляли в схему. Это помогает быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности. Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы, например, что произойдет со снегом, если его положить в теплое место.

- картотека мультимедийных презентаций по экспериментально – исследовательской  деятельности: «Опыты с водой», «Познавайка»,  «Что плавает, а что тонет?» и т.д.

- использование учебно - игровых средств  «В гостях у сказки»,  «Снежная Королева», «Гуси лебеди».

- рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, чтение сказок «Жила - была река», рассказов «Как люди речку обидели», стихов по ознакомлению с природой, беседы по теме эксперимента;

- центр науки «Мир вокруг нас», где есть мини-лаборатория, в которой мы проводим исследования. Имеются приборы – помощники для экспериментирования: природный материал, пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема. Пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы, детские халаты, фартуки, а так же схемы для проведения опытов. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В нашей мини-лаборатории мы проводим такие исследования как:

  1. «Есть ли у воды вкус?» пробовать пресную, подслащенную, соленую воду.
  2. «Чем пахнет вода?» сравнить с запахом чеснока и малины.
  3. «Имеет ли вода форму?» сравнить с кубом, шаром, лужицей.
  4. «Три состояния воды» жидкое, твердое, газообразное.
  5. «Прозрачность воды» опустить, какой- либо предмет.
  6. «Можно ли окрасить воду?» опыт с окрашиванием красками.

- творческая мастерская: здесь мы с детьми рисуем соленой водой, показываем  такие фокусы «Можно ли очистить воду?» фильтр из ваты и активированного угля.

  1. «Чудесные спички» надломленная  спичка в воде распрямляется.
  2. «Дождик» крышкой с дырочками накрыть банку с горячей водой и положить сверху кусочек льда.
  3. «Рисование соленой водой» мешать соль до тех пор, пока не перестанет растворяться, рисовать кисточкой на черном картоне и высушить.
  4. «Подводная  лодка из  яйца» в пресной воде яйцо тонет, в соленой  всплывает  из- за высокой  плотности.
  5. «Переверни стакан с водой и не разлей» накрыть стакан с водой гладким листом бумаги и перевернуть.
  6. «Почему не тонут корабли» опустить металлическую тарелку с плоским дном, плавучесть зависит от строения.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Любознайка»,  «Волшебные капельки», «Домашняя лаборатория»,  помогают  в пополнении мини-лаборатории нашей группы необходимыми материалами.

В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.

Провела родительское собрание на тему «Мы - исследователи», с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской деятельности детей. В группе имеется информационный центр для родителей по исследовательской деятельности, где размещены консультации «Делаем необычные кораблики»,  «Роль семьи в развитии познавательной активности», «Неизведанное рядом».

Опыт – это весело и увлекательно. Путём     проб и ошибок ребёнок ищет верное решение, учится определять лучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"

Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезно...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...

Опыт работы по теме «Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»

Опыт работы по теме«Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...