Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».
    опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

    Вальберт Ирина Дмитриевна

      Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл office_word.docx22.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской

    деятельности в детском саду».

      Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

    Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

    Задачи:

    • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
    • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
    • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
    • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
    • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

    Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности на этапе среднего и старшего дошкольного возраста обозначены следующие:       

    • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
    • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.
    • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
    •  развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

     расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

     Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

    • приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
    • разнообразные сосуды из различных материалов;
    • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
    • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,, шурупы, детали конструктора;
    • медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

    Направления работы

    I. Формы работы с педагогами:

    •  Анкетирование воспитателей (сентябрь). Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
    •  Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» (октябрь).
    •  Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности» (ноябрь).
    • Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности оформлен и оборудован в группе «уголок экспериментирования».

    II. Работа с детьми:

    •  Диагностика уровня развития дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
    • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
    • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед. Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

    При выборе темы соблюдаются следующие правила:

    1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
    2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
    3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    Исследовательские занятия проводятся по структуре:

    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации
    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    4. Уточнение плана исследования.
    5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).
    6. Распределение детей на группы.
    7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

    (выявление известного и неизвестного; подводятся к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим способом (рисунки, схемы; необходимо учитывать, -это право ребенка на ошибку).

    Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

    Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям.

    1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).
    2. Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?
    3. Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус, ОБЖ).

    III. Работа с родителями:

    •  Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
    • Привлечение к созданию развивающей среды в группе.
    • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
    • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
    •  Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
    •  Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
    • Оформление наглядной информации в родительском уголке

    Результативность:

    1. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
    2. В группе детского сада создали центр экспериментирования, где дети проводят простые и более сложные опыты. Центр пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
    3. Сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов;
    4. Разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях.
    5. Подготовлены консультации, разработаны тематические родительские собрания.

    Таким образом можно сделать вывод, что правильная организация опытно-экспериментальной деятельности имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

    Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией  поисково-исследовательской  деятельности дошкольников....

    Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

    Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

    опыт работы по теме:"Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования"

    опыт работы по теме:"Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования"...

    Семинар Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

    Организация экспериментирования в ДО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям нео...

    «Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

    laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...