Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня.
материал по теме

Васильева Валентина Владимировна

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

на 2016-2021 гг.

воспитателя Васильевой В.В.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Алексеевский детский сад №6 "Пчелка"

Алексеевского муниципального района РТ

          Тема: «Игра – драматизация как средство социально-нравственного развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Алексеевский детский сад №6 "Пчелка"

Алексеевского муниципального района РТ

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2016-2021 гг.

воспитателя Васильевой В.В.

Алексеевское 2016г.

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Принципы

1.2. Формы работы

1.3. Цели и задачи работы

2. Практическая часть

3. Литература

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

на 2016 – 2021гг.

воспитателя

Васильевой В.В.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Алексеевский детский сад №6 "Пчелка"

Алексеевского муниципального района РТ

           

Тема: «Игра – драматизация как средство социально-нравственного развития».

1. Пояснительная записка.    

В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников.

Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе следует организовать уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности должен быть оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке должны присутствовать элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценирования сказок проходит совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров.

Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.

  Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций можно разделить на 3 этапа.

На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением.

II-й этап посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого используются разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей.

На III-м этапе основное внимание  уделяется играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. В младшей группе начинается работу с обыгрывания малых литературных форм: потешек, небольших стихотворений.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.

1.1. Принципы:

В работе по социально-нравственному воспитанию придерживаемся следующих принципов:

1. активно поддерживаю стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Стараюсь, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;

2. формирую способность детей к самообучаемости. Развиваю умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

3. формирую у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;

4.  занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

1.2. Формы работы:

Формы работы с родителями разнообразны:

1.  проводятся беседы и консультации;

2. тематические родительские собрания;

3. родители приглашаются на открытые занятия – игры;

4. организуются родительские гостиные.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

Введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.

Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

1.3  Цели и задачи работы:

1. Воспитывать привязанность ребёнка к игре.

2. Воспитывать интерес к играм.

3. Развивать творчество детей.

4. Способствовать закреплению знаний детей о правилах игры.

5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

    Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой

Цель: Определить наиболее эффективные приемы развития игры у детей.

Задачи, которые необходимо было выполнить для достижения данной цели:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

2. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Игра – как способ познания окружающего мира».

3. Применить эти разработки на практике.

    Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- анализ результатов работы.

   

2.  Практическая работа по теме самообразования

В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».

3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».

4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

5. Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

6. «Самообразование: с чего начать? »

7. Общие основы руководства играми детей.

8. Образовательные порталы. . .

   Задачи самообразования:

1.Продолжать обобщать и обогащать содержание игр детей.

2.Совершенствовать и развивать игровые умения детей.

3.Формировать навыки сотрудничества.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразова-ния.

2016 – 2021  год

Продолжать реализацию  ФГОС.

Изучение  новинок методической литературы.

Консультации для родителей.

Прогностический

Определение целей и задач темы самообразова-ния.

Прогнозирование результатов

2016 –

2021 год

Участие в семинарах, мастер – классах, педагогических

советах.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2016 –

2021 год

Ведение кружковой деятельности.

Участие в мероприятиях по обобщению педагогического опыта для воспитателей.

Выступления на педсоветах. Участие в конкурсах

различного уровня.

Публикации в Социальной сети работников образования

 разработок ОД, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2018 –

2021 год

Участие в работе районного МО воспитателей и в

 районных семинарах.

Участие в муниципальных, республиканских и

всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта.

Работа по обновлению информации на сайте детского сада.

Открытые занятия различного уровня.

Консультативная помощь родителям.

Ведение профессионального портфолио воспитателя.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распростране-ние опыта работы

2017 –

2021 год

Публикации на сайтах, участие в конкурсах

мастер-классов, разработка дидактических игр.

Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.

сроки

Содержание работы

Практический выход

2016-2021 гг.

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

-обмен опытом с коллегами;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами  в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду

-совместная работа со специалистами (музыкальным руководителем; по ИЗО; психологом)

Совместные показы НОД; праздников; выставки рисунков и т.д.

2016-2017 гг.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок.

Беседы, просмотр картинок и видео - роликов.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Инсценировка сказки «Теремок» на новый лад.

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Показ сказки «Теремок» детям младших и средних групп.

2016-2017 гг.

Работа над темами:

-варежковый театр;

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр.

Подготовка к осеннему утреннику совместно с родителями инсценировка музыкальной сказки «Репка».

Подготовка к театральному конкурсу.

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

Развитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Показ музыкальной сказки «Репка».

Участие в театральном конкурсе.

2017-2018 гг.

Работа над темами:

-плоскостной пальчиковый шагающий театр;

-пантомима;

-сила голоса и речевое дыхание;

-конусный настольный  театр;

-мимика и жесты

Подготовка к празднику (совместно с родителями и музыкальным руководителем)..

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром  (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения ;развитие сценической раскрепощённости ; силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ; развитие воображения.

Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Проведение праздника

2018-2019 гг.

Работа над темами:

-теневой театр

-куклы

 би-ба-бо;

-слух и чувство ритма.

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения  театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса)

2020-2021 гг.

2021г.

Работа над темами:

-театральные игры;

- куклы - говорунчики

-сценическая пластика

Игра - викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

Работа над темами:

-расслабление мышц;

Изготовление театра из платков;

ростовую куклу (совместно с родителями)

-театр кукол-оригами;

-чувства и эмоции.

Подготовка и проведение праздника «Зимние именины».

Театрализованное представление.

Оформление проекта по театрализованной деятельности.

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

. Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки  «Три поросёнка»)

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

Показ спектакля родителям на родительском собрании.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей.

3. Литература:

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

3. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8

4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

6. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992

7. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю.

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению  профессионального уровня...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня музыкального руководителя Клыковой Людмилы Вячеславовны

Новые стандарты ориентируют педагогов на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста, требуют овладения профессиональной технологией педагогического взаимодействия, по...