Консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация на тему

В консультации раскрываются психолого-педагогические условия гендерной социализации детей  дошкольного возраста в условиях  дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по социально-личностному направлению  развитиявоспитанников № 6 «Рябинка» г. Юрги»

(МБДОУ «ДСОВ №6 «Рябинка»)

                       

Консультация для воспитателей

 

Гендерное  воспитание детей дошкольного возраста

Составила: Гусева Т. Е.

Юрга 2015

Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей  дошкольного возраста в условиях  дошкольной образовательной организации

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.

Работа по формированию гендерного поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется гендерной идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени [24].

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности гендерного воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и гендерного поведения уже сформирована [14].  

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.).

Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать гендерную роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением гендерного поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие –– в такую же связь с женским.

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе..  В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам)  у девочек [10].

Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями.

Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить .

 Подбор материала и оборудования с учетом гендерных особенностей

Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей дошкольного  требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования. В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.

Первоочередной задачей является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении. Второй, не менее важной задачей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи  ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка (дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков, подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати и др.).

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. При подборе материалов и оборудования для игры необходимо обратить внимание на следующее: на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; на достаточность и полноту материала для игр.

Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого. Воспитателям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками. С девочками педагог обсуждает расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками обсуждает расположение конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для  «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность.

При подборе материалов и оборудования важно учитывать, что в игре легче воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу с опорой на ролевые атрибуты.

                                                        Список литературы

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений             ребенка в детской субкультуре [Текст] / М., Воронеж, 2000. -  416 с.
  2. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции  [Текст] / Под ред. С. Н. Крыгиной, Н. Н. Крыгиной, О. А. Копцевой. - Магнитогорск, 2001. - 215 с.
  3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] : Учеб. пособие / СПб. : Питер, 2008. -138 с.
  4. Бочарова, Н. В. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст] // Дошкольное воспитание. 2013. №12.- с. 72-75.
  5. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство [Текст] / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос-пресс, 2005. -78 с.
  6. Градусова, Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре [Текст]// Воспитание детей в игре. М., 2010. – 124 с.
  7. Гусарова, Е.В. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст] / учебно-методическое пособие / Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 108 с.
  8. Елжова, Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ [Текст] : практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н. В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 341 с.
  9. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира [Текст] СПб.: Тускарева, 2000. -213 с.
  10. Иванова, О. И., Щетинина, А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] :Учебно-методическое пособие / Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009
  11. Каменская, В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии [Текст] :Учебное пособие М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2005. - с.148-152.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Консультация для воспитателей "Безопасность детей дошкольного возраста"

Консультация посвящена воспитанию у детей навыков безопасного поведения...

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста приёмам самомассажа"

Самомассаж  как профилактика заболеваний  у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Консультация для воспитателей. Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач.

В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа:1.Ознакомление со структурой задачи, способами решения ее.  2.  Обучение приемам вычислений. (А.М.Леу...

Консультация для воспитателей "Закаливание детей дошкольного возраста в летний период"

Консультация содержит материал о разных видах закаливания в летний период....