Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Литерная Наталия Владимировна

разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_so_svoystvami_vozduha.docx219.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НООД

«Ознакомление детей со свойствами воздуха»

ОО «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

ДОУ № 1 ДЕТСКИЙ САД «Теремок»

комбинированного вида

2013-14 учебный год

                          Воспитатель: Литерная Н.В.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

 Задачи:

 Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

 Образовательная:

 - область «Познание»: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

 - область «Коммуникация»: создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ) ;

 - область «Художественное творчество»: вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;

 - область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

 Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

 Предварительная работа:

 Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского.

 Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки, баночки; два подноса; таз с водой; шарики ваты; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, чистые листы бумаги, фломастеры.

 Ход непосредственной образовательной деятельности:

 Организационный момент.

 А для начала я предлагаю вам стать в круг

 «Дружно за руки возьмемся

 и друг другу улыбнемся!

 Вы готовы начинать? (Да)

 Можно дальше продолжать? (Да)

 - Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…

 - Кто же ее открывал? (ветер)

 -А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)

 - А мы можем сами сделать ветер? (Да)

 - А как? (подуть)

 -Ребята, хотите поиграть со снежинкой? (Да)

 - Если мы сильно дуем, что происходит со снежинкой? (она улетает)

 - А как надо подуть, чтобы снежинка не улетела? (слабо подуть)

 - Так какой бывает ветер? (ветер бывает слабым и сильным)

 - Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)

 -А где есть воздух? (везде)

 - А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

 - А можно жить без воздуха? Почему?

 - А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

 - Какое было желание? (ответы детей)

 - Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

 Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

 Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

 Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

 - Давайте его прочитаем.

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Воробышек. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».

 - Поможем Воробышку?

 - Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.

 - Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)

 Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)

 - Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

 - Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

 Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость. Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.

 - Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

 - А хотите увидеть воздух? (Да)

 Опыт № 1

 - Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

 Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

 Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

 Опыт № 2

 Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

 - Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

 Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.

 Игра «Где спрятался воздух? »

 - Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

 Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)

 Опыт № 3 (воздух можно услышать)

 Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)

 Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

 Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)

 Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

 Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

 Физминутка.

 Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)

 «Ветер дует нам в лицо

 Закачалось деревцо.

 Ветерок все тише, тише

 Деревцо все выше, выше».

 - Ребята, а как воздух помогает людям? Как используют его свойства? (фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли)

 (Беседа по картинам)

Напишите ваш отзыв к Фен Rowenta CV 7125 " Торговый центр Кубань на дому Как нарисовать корабль с алыми парусами Сайт о рисовании Радужный вентилятор :) : Все о рукоделии. Техники, уроки, история, видео.

Как нарисовать воздушный шар карандашом Сайт о рисовании Как нарисовать шарик воздушный Сайт о рисовании

 Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Воробышку на его письмо:

 - воздух бесцветный, мы его не видим;

 - без воздуха ничто живое не может жить;

 - чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

 - воздух легче воды;

 - ветер – это движение воздуха.

 Ребята, хотите сделать приятное Воробышку (Да) Давайте нарисуем ему в подарок разноцветные воздушные шарики. Он будет очень рад получить от нас подарок.

 (Дети рисуют воздушные шары)

 Какие у вас получились красивые шарики! Вместе с письмом ваши подарки сегодня я отправлю Воробышку он будет очень рад. А нам пора одеваться и идти на улицу дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Путем опытов закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружвющей жизни. Развивать любознательность....

Образовательная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект ООД в старшей  группе по ознакомлению с окружающим с элементами \экспериментирования....

Экспериментальная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Способствовать познавательно - исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование...

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...