Сюжетно-ролевая игра и её значение в дошкольном детстве.
статья на тему

Карпова Татьяна Николаевна

Дошкольное детство – самый важный период становление личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Татьяна Николаевна

воспитатель ГБДО Детский сад № 15

 Красногвардейского района

г. Санкт Петербурга

Сюжетно-ролевая игра и её значение в дошкольном детстве.

Дошкольное детство – самый важный период становление личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Мы в своей группе очень любим ролевые игры. Ролевая игра «Пожарные», дети с интересом воспроизводили (повторяли) ролевые действия, эмоционально передавали ролевое поведение: пожарного, шофёра, шалуна со спичками, после того как была поставлена игровая задача. Ребятишкам 4 года: речь ещё не активна, маленький словарный запас по теме, они учатся общению в игре, следовательно, игровым процессом руководит воспитатель. При повторной же игре дети самостоятельно воспроизводят все те диалоги между ролями, которые проговаривал им воспитатель. Перед игрой провели предварительную работу: прочитали стихотворение К. Чуковского «Путаница», поиграли в дидактическую игру «Кому, что нужно для работы», выполнили творческую работу «Пожарная машина» (аппликация).

К 5-и годам речь детей обогатилась, активизировалась. Дети хорошо узнали друг друга, нашли себе друзей. У каждого появились приоритеты в выборе роли в той или иной игре. Например: в игре «Магазин» дети сами договорились о правилах игры, распределили роли. Многие хотели быть продавцами, поэтому пришлось «открыть» в магазине несколько отделов: «Игрушечный», «Овощной», «Продуктовый», «Промтоварный». Дети самостоятельно выбрали предметы – заместители (хлеб-кубик, коробка с соком - пирамидка, арбуз – большой мячик, картофель – мячики маленькие, сосиски – карандаши и т. п. ). Ребятишки выполняли правила в соответствии с взятой на себя ролью и следили за выполнением правил игры другими детьми. Воспитателю дети отвели роль покупателя, они с удовольствием и с неподдельной гордостью помогали выбрать и купить тот или иной товар. Дети подвижные, очень эмоциональные, следовательно, пускать всё на самотёк не надо. Самостоятельность детей в игре не освобождает воспитателя от руководства ими. Для того чтобы использовать игру в целях воспитания детей, необходимо управлять ею.

В нашей группе 23 ребёнка. Все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные, и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создавать для неё обстановку, выполнять роли как главные, так и второстепенные, проявлять творчество и самостоятельность, другие наоборот, безынициативные, с низким уровнем игровых навыков и умений. Руководство играми детей требует от нас, воспитателей, тонкого и вдумчивого понимания ребёнка, его поведения, изучения его интересов, способностей. Нам важно научить детей уметь организовать любую игру, выполнять как главную, так и второстепенную роль, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Мы стремимся воспитывать в детях доброту, отзывчивость, честность, скромность.

Чтобы игровая деятельность была успешной, помогает предварительная работа.

Например: перед игрой «Парикмахерская» мы с детьми рассматривали альбомы и иллюстрации по данной теме; поиграли в д\игру «Кому, что нужно для работы»; провели беседу «Вежливые слова»; на ИЗО деятельности рисовали большие и маленькие расчёски, «Разные банты»; на лепке мастерили заколки. Перед игрой «Магазин» («Супермаркет»), сходили на экскурсию в продуктовый магазин, вне занятий изготовили кошельки, чеки, бутафорские конфеты.

В осуществлении игры велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживание партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается, активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В старшем дошкольном возрасте целые эпизоды создаются с помощью слова. Особенно в режиссерских играх, где ребёнок не берёт на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку – куклу.

В предварительную работу обязательно включаем: чтение художественной литературы, стихотворений, пословиц, скороговорок; развивающие речь игры; словесные подвижные игры; этюды на темы; кукольные постановки.

В группе мы вместе с детьми составили наборы для ролевых игр, которые пополняются по мере развития игры. Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы.

Мы заметили, что ребята выбирают себе партнёра для игр по симпатиям. И здесь уже имеют значение характер того или иного ребёнка, его способности, авторитет. Поэтому большую озабоченность вызывают неорганизованные, часто конфликтующие дети. Причины их конфликтов. с другими детьми следующие: первое – неумение ребёнка управлять своим поведением (в связи излишней подвижностью) и второе – недостаточное владение игровыми навыками. Этих детей мы стараемся держать в поле зрения, включать их в общественно–полезную деятельность. Поручаем им изготовление недостающего игрового оборудования, предлагаем им такие роли, которые требуют аккуратности и дисциплинированности. По ходу игры даём советы, ставим вопросы. Помогают нам в работе с ними и индивидуальные беседы, пример поведения товарищей по игре, поощрения. Так постепенно мы добиваемся, чтобы каждый ребёнок активно принимал участие в общих играх.

Периодически мы разговариваем с детьми о том, как они играют. Беседуя по поводу прошедшей игры, оцениваем поведение играющих, осуждаем проявление резкости, себялюбие, поощряем взаимопомощь, интересную выдумку. Эти беседы помогают детям более осознанно отнестись к себе и своим товарищам, наметить перспективу интересных дел на следующий день.

Итак, можно сказать, что ролевая игра выполняет две важные функции: обучающую и воспитывающую.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение воспитанников в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детьми импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....

Сюжетно-ролевая игра и её значение в дошкольном детстве

Дошкольное детство – самый важный период становление личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...