Педагогика А.С. Макаренко
статья на тему

АЛЁШИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвященная жизни и деятельности выдающегося педагога А.С. Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика А.С. Макаренко

Алёшина Наталья Александровна,

 воспитатель МБДОУ детский сад №31,

электронная почта: tusya331@yandex.ru

Аннотация: В данной статье представлен анализ теоретических работ А.С. Макаренко, который  позволяет утверждать, что великий педагог обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания, необходимых и в сегодняшнее время. Рассмотрены проблемы ответственности в контексте работ А.С. Макаренко, в которых автор показывает их актуальность и придает решающее значение в педагогической и воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, социальная ответственность, семья, коллектив.

                        «Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие  родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко Антон Семенович

Роль А.С. Макаренко в современной теории семейного воспитания чрезвычайно велика. Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.

Выдающийся педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас». Антон Семенович Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого.

А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистической фразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистической направленности воспитания», разговорам о «политической бдительности» и т.п.

Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему. 

Общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу. 

Обратим внимание на замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.

 

Показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества [4].

Рассмотрим также проблемы ответственности, которая приобрела в последние годы исключительную теоретическую и практическую значимость.

Проблема ответственности приобрела исключительную значимость в силу критического состояния современного мира, ставшего ныне настолько взаимосвязанным, что разрешение всех социальных, политических, государственных конфликтов с необходимостью предполагает осознание глобальной ответственности человечества за судьбы цивилизации, за сохранение жизни на земле.

Невозможно переоценить вклад, который внес А.С. Макаренко в теоретическую разработку вопроса об ответственности и в практику формирования социально-ответственной личности. Именно он сформулировал вопрос об отношениях ответственной зависимости и сути ответственных связей, уделил особое внимание разграничению вопросов о воспитании ответственности и воспитании ответственностью, коллективной ответственности и ответственности перед коллективом, анализу профессиональной ответственности, ответственности родителей и т.п. таков далеко не полный перечень проблем, в разработку которых он внес существенный вклад. Его опыт важно сейчас глубоко осмыслить, а идеи развить и конкретизировать применительно к  современным задачам нашего общества.

 Разработанные принципы Макаренко имеют большое значение для каждого трудового, учебного коллектива, для каждой семьи и каждой социальной общности в той мере, в какой они сталкиваются с проблемой формирования социально ответственной и активной личности.

Заслугой А.С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива. Именно созданию коллектива он придавал решающее значение в педагогической и воспитательной деятельности [1].

Большое значение в педагогической теории А.С. Макаренко имеет идея о необходимости четкого обоснования непосредственной цели, которой нужно подчинить воспитательный процесс. Он подчеркивает, что ее надо «находить в требованиях общества в данное время». Суммируя общественные требования своего времени, он составил «список качеств и навыков», которые желательно было воспитать, привить подрастающему поколению, выделив в качестве первого и важнейшего «ощущение своей принадлежности к коллективу, зависимости своего блага от блага коллектива». В непосредственную связь с такого рода личностным качеством он ставит «способность подчиниться коллективной дисциплине, т.е. ограничить себя в любой момент», связанную с ощущением «равенства и взаимной зависимости по отношению к другим членам коллектива…» [2].

Тезис о равенстве членов коллектива А.С. Макаренко конкретизировал в своей воспитательной практике, создав единый коллектив педагогов и колонистов. Воспитанник не должен чувствовать себя объектом воспитания. Свобода от педагогической нарочитости позволяет всему коллективу развиваться в одной плоскости вместо параллельного развития, когда, с одной стороны, существует детский коллектив, а с другой - коллектив педагогов.

Актуальность этих творческих поисков А.С. Макаренко несомненна. Сегодня проблема общения учителя и ученика, как она складывается в большинстве школ, не может волновать.

Разумеется. Речь не идет о том, чтобы механически переносить систему А.С. Макаренко, сложившуюся в его колонии в другие времена, на сегодняшнюю школу, а тем более на отношения во взрослом коллективе. Но ясно одно: демократизация школьного, как и в целом общественного управления, при правильном ее проведении будет способствовать созданию коллектива, скажется положительно как на взрослых, так и на детях.

Что касается роли и авторитета воспитателя, то они, по мнению А.С. Макаренко, должны вытекать не из формальных прав, которые ему даются, а определяются его эрудицией, профессиональной подготовкой, его тактом.

Коллектив и есть та самая сфера, где возникают, формируются и развиваются отношения ответственной зависимости. А.С. Макаренко исходил из того, что само становление человека во многом зависит от его способности осознавать свою связь с другими людьми, подчинять свою жизнь определенным обязанностям. Этот процесс и есть вступление человека в отношения ответственной зависимости.

Важным механизмом формирования отношений ответственной зависимости в коллективе А.С. Макаренко считал воспитание через «усилия организатора и хозяина» и успешно применил его в колонии имени М. Горького.

Нас в настоящее время волнует отсутствие самостоятельности, инициативы у молодежи. Неспособность к принятию решения, к тому, чтобы взять ответственность на себя, нередко проявляется у руководителей коллективов, у активистов.

Именно инициативные, способные к организаторской деятельности молодые люди, подобные тем, которых воспитывал с применением своих методов Макаренко, нужны нам сегодня для реализации задач, выдвинутых обществом, государством.

При формировании отношений ответственной зависимости А.С. Макаренко приходилось решать сложную задачу создания отношений подчинения. В коллективе, члены которого связаны «общей ответственностью в работе,  общим участием в работе коллектива», тем не менее, складываются отношения, где зависимость не равная, где они должны подчиняться другим. Создать «отношения подчинения, а не равностояния» в детском коллективе особенно трудно. «Товарищ должен уметь подчиняться товарищу»,- писал А.С. Макаренко. «И товарищ должен уметь приказать товарищу, т.е. поручить ему и потребовать от него определенных функций и ответственности».  Но каким образом можно приказать равному себе? Как заставить ему подчиниться? Ответ Макаренко поучителен: только выступая от имени коллектива. В своей воспитательной практике А.С. Макаренко особое внимание обращал на эту сторону дела, создавая сложную систему зависимостей и подчинений в коллективе, в частности зависимостей отдельных уполномоченных коллектива друг от друга, так чтобы подчинения и приказания переплетались. Уметь подчиниться товарищу не потому, что он сильнее физически, не потому, что он умнее, а потому, что его уполномочил коллектив и он за коллектив отвечает,-  таков смысл внутриколлективных отношений подчинения как одной из  форм организации жизнедеятельности в колонии и коммуне Макаренко.

Еще одним важным и очень действенным механизмом воспитания ответственности являлось в системе Макаренко «освобождение от ответственности» или «право на наказание». Осознание «права на наказание» и «права на ответственность» порождает чувство единения с коллективом, чувство гордости, что ты частица коллектива. «Вот такая ответственность перед коллективом, когда она приобретает такой характер спаянности, что освобождение от ответственности кажется освобождением от коллектива, вот такого рода дисциплина показывает сбитость коллектива» (А.С. Макаренко).

Воспитание ответственностью – один из самых распространенных приемов, который использовал А.С. Макаренко в работе с подростками. Ответственность требовалась и на производстве, и в классе, и в свободной бригаде. И ответственность каждого конкретного лица должна, по мысли Макаренко, сливаться с ответственностью всего коллектива.

Итак, А.С. Макаренко показал, что воспитание социально ответственной личности связано с включением ее в отношения ответственной зависимости, которые осуществляются в рамках того или иного коллектива. Ответственный человек формируется, следовательно, в процессе сознательного приобщения к жизни и деятельности общества через свой коллектив.

Второй момент, имеющий принципиальное значение для теории социальной ответственности А.С. Макаренко, заключается в том, что ответственные отношения реализуются не автоматически, а лишь в результате их осознания. Следовательно, необходимо сделать эти отношения непосредственно очевидными и существенно важными для каждого человека, сформировать субъекта ответственных связей и отношений, действующего свободно, ибо «человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли…» [3].

Метод Макаренко по формированию коллектива применительно к нашему времени ориентирован на решение политических, нравственных задач, вытекающих из природы демократии и интересов трудящихся масс. Он основан на таком труде, который не только обеспечивал коллективу достаточно высокий материальный уровень, но и приносил большой доход в пользу государства.

 Основой жизни созданного А.С. Макаренко коллектива являлась постоянная перемена ролевых функций каждого его члена, который выступал то в роли руководителя, то в роли подчиненного, то в отношениях «равностояния» с другими членами коллектива. При этом сам авторитет руководителя определяется его представительством от имени коллектива. Взаимоотношения руководителей и подчиненных осуществлялись в условиях их полного равенства не только как членов данного коллектива, но и как участников общего социалистического строительства в стране. Именно поэтому общим результатом формирования коллектива было воспитание коллективистской личности, которой присуще высокое политическое и нравственное сознание, привычка к труду на пользу общества, неприязнь к любым попыткам ущемления своей индивидуальности и чувство гордости за свою принадлежность коллективу.

И в этом самый главный итог опыта А.С. Макаренко[1].

Таким образом, из вышеуказанного можно сделать однозначный вывод о том, что теоретические положения А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей Антона Семёновича, не пройденный этап, а задачи на будущее. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени. Многие условия его комплексной воспитательной программы нам еще только предстоит сформировать. В этой программе одним из решающих условий будет человеческий фактор - высокий уровень социализации и духовного развития каждой человеческой личности, способной отстаивать преимущества системы, активно бороться с возможными ее деформациями, нести личную ответственность за общее дело.

Литература:

  1. Апанасенко О.Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А.С. Макаренко)//Мир науки, культуры, образования.-2007.-№1(4).- с.104-106
  2. Педагогические сочинения. В 8-ми т. М., 1986, т.8, с.137
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.82

Интернет ресурсы:

  1. Портал для педагогов и родителей rastut-goda.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Макаренко Любови Владимировны

Конспект по познанию: "Род и родословная"...

Макаренко

Книга для родителей...

Нравственное воспитание в контексте наследия А.С. Макаренко. Формируем характер с ранних лет.

Главным институтом воспитания является семья, в которой родители должны стать основными источниками и носителями всех прогрессивных сторон духовной и материальной жизни. Привлечение родителей и ...

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С.МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

                       Как бы человек успешно ни закончил                    ...

О родительском авторитете (А. Макаренко)

Интересный материал для родителей и педагогов о значении родительского авторитета для ребенка....

«Социально-педагогические идеи в педагогике А.С. Макаренко»

Педагогическая деятельность дошкольного детства опирается в первую очередь на развитие, а также интеллектуальные возможности детей, на получение знаний, необходимых навыков, умений, а вопрос по социал...