«Социально-педагогические идеи в педагогике А.С. Макаренко»
учебно-методический материал

Синотова Оксана Александровна

Педагогическая деятельность дошкольного детства опирается в первую очередь на развитие, а также интеллектуальные возможности детей, на получение знаний, необходимых навыков, умений, а вопрос по социализации детей не заостряет особого внимания. А социальное воспитание, как я считаю, очень важный процесс в развитии ребенка, ведь он закладывается с самого раннего детства и зависит на дальнейшую жизнь в обществе. Очень важно вовремя направить и исправить ребенка для его благополучного социального существования. В моей работе рассмотрены основные социально-педагогические идеи Антона Семёновича Макаренко - советского педагога и писателя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_pedagogika_referat.docx78.27 КБ

Предварительный просмотр:

Шапка

Кафедра   _Психологии и педагогики

Рейтинговая работа Реферат

по дисциплине «Социальная педагогика»

Задание/вариант № 6

Тема: «Социально-педагогические идеи в педагогике А.С. Макаренко»

Выполнена обучающимся группы УЗДтс28.2/Б-20

                                         Синотова Оксана Александровна

Преподаватель Рыбакова Надежда Алексеевна

Москва – 2021 г.

Оглавление

Введение        3

Социально-педагогическая деятельность        4

Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко        8

Биография А.С. Макаренко        8

Концепция социального воспитания А.С. Макаренко        13

Идеи А. С. Макаренко        14

Цитаты Макаренко        15

Заключение        16

Список литературы        17

Введение

Социально-педагогическая деятельность образовалась от педагогической деятельности, но со своей определенной направленностью. Социально педагогическая деятельность понимается как одна из разновидностей профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку, воспитание и оказание помощи детям в процессе их социализации, адаптации и самореализации в жизни и обществе. Важной целью социально педагогической деятельности является помощь в социализации, где в роли объекта выступают дети с определенными социальными проблемами, такие как: дети сироты, дети из неблагополучных семей, дети инвалиды, делинквенты, девианты и т.д.

Направлениями социально - педагогической деятельности являются:

  1. деятельность по профилактике явлений дезадаптации детей;
  2. деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения.

Составляющий момент социальной педагогики – это работа с ребенком и его взаимоотношениях с окружающей средой.

На мой взгляд, проблема социализации в нашем современном мире очень важный и необходимый жизненный процесс, к большому сожалению, в нынешней педагогической деятельности он заметно упускается. Педагогическая деятельность дошкольного детства опирается в первую очередь на развитие, а также интеллектуальные возможности детей, на получение знаний, необходимых навыков, умений, а вопрос по социализации детей не заостряет особого внимания. А социальное воспитание, как я считаю, очень важный процесс в развитии ребенка, ведь он закладывается с самого раннего детства и зависит на дальнейшую жизнь в обществе. Очень важно вовремя направить и исправить ребенка для его благополучного социального существования.

Цель моей работы: рассмотреть основные идеи социально-педагогической деятельности А. С. Макаренко;

Задачи моей работы:

- ознакомиться с литературой по данной теме;

- изучить идеи социально педагогической деятельности А.С. Макаренко.

Социально-педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, плановый характер, так как все дети обязательно должны пройти определенный образовательный уровень. Также педагогическая деятельность направлена на всех детей, а объектом могут быть не только дети, но и взрослые.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Направлениями социально - педагогической деятельности являются:

1)        деятельность по профилактике явлений дезадаптации детей;

2)        деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения.

Составляющий момент социальной педагогики – это работа с ребенком и его взаимоотношениях с окружающей средой.

Для осуществления основного и главного момента социально – педагогической деятельности необходимо:

  1. Формирование у каждого ребенка необходимых социальных компетенций, посредством организованного социального обучения;
  2. Воспитание у детей базового комплекса чувств, которые необходимы каждому человеку для успешного взаимодействия с окружающей его действительностью;
  3. Оказание всестороннего содействия детям в преодолении трудностей в процессе социализации, а также проблем, которые могут возникнуть во время взаимоотношений ребенка с окружающей социальной средой.

В роли субъекта социально-педагогической деятельности выступает специалист, имеющий необходимую подготовку, либо родитель ребенка, а также сам человек, если он осуществляет по отношению к себе процессы самовоспитания и саморазвития. Предметом выступают все те социальные отношения, в результате которых могут возникнуть разнообразные проблемы, конфликтные ситуации, споры и т.п.

Объектами социально-педагогической деятельности выступают:

  1. Дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации (сироты);
  2. Дети, которые имеют нарушения в психическом и физическом развитии (дети с отклонениями);
  3. Дети, которые были жертвами различных катастроф и вооруженных конфликтов, переселенцев и беженцев;
  4. Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, дети из детских домов.

Социально-педагогическая деятельность направлена на определенного ребенка и решение его проблем, которые возникают во время его социализации в социуме. Решение проблем осуществляется с помощью всецелого изучения личности ребенка, а также его окружающей среды. Затем, на основании исследования социальный педагог составляет индивидуальную программу социальной помощи ребенку и реализует в определенное время.

Структура социально-педагогической деятельности:

  1. Цели и задачи организуемой деятельности;
  2. Выявление объекта и субъекта;
  3. Определение и наполнения содержания;
  4. Подбор основных технологий и методов работы.;
  5. Определение формы организуемой деятельности;
  6. Реализация составленного плана деятельности;
  7. Осуществление при необходимости корректировки деятельности;
  8. Осуществление анализа полученных результатов.

Социально-педагогической деятельности реализуется в форме:

- профилактики;

- реабилитации;

- коррекции.

Принципы социально-педагогической деятельности:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Опираться на положительные стороны личности ребенка;
  3. Учет объективности подхода к детям;
  4. Сохранение конфиденциальности.

На сегодняшний день социально - педагогическая деятельность официально установлена в учреждениях двух ведомств – это «Образование» и «Комитет по делам молодежи». Основой профессиональной социально – педагогической деятельности является закон РФ «Об общественных объединениях».

Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко

Биография А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко (13 марта 1888 – 1 апреля 1939) - советский педагог и писатель. Родился в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье маляра железнодорожных мастерских. В 1905 году окончил педагогические курсы, с этого же года работал учителем в железнодорожном училище. 1914 – 1917 окончил учительский институт с золотой медалью. В 1914 году написал первый рассказ, который не оправдался успехом. И спустя длительные годы затишья, в 1932 году Макаренко закончил свое главное художественное произведение «Педагогическая поэма». Параллельно с писательством Макаренко разрабатывал методику педагогической деятельности и воспитания, публиковал множество статей на эту тему. В 1936 году выходит его научно – педагогическая статья «Методика организации воспитательного процесса».  В 1937 году выходит «Книга для родителей».  В своих произведениях Макаренко выражает свой педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко придерживался такого принципа в отношениях со своими воспитанниками: - «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Еще при жизни А. С. Макаренко за свои труды по воспитанию получил высокую оценку от Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, А. Валлона, Я. Корчака и др. деятелей культуры и образования. Большое значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький, для которого забота о беспризорных детях была особенно важной работой.

Макаренко указывал на то, что педагог, занимающий воспитанием детей, должен в первую очередь сам из себя представлять достойную личность, а именно внешнее поведение, внутренние убеждения, гражданское воспитание, политические знания и так далее. А.С. Макаренко уделял значительное внимание развитию у воспитанников - гражданских качеств. Основной целью воспитания Макаренко заключается в подготовке культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, быть политически развитым, дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести.

Его социально-педагогические взгляды - существенный вклад в развитие социальной педагогики как науки.


Антон Семёнович Макаренко предложил классификацию коллективов по стадиям развития:
1. Создание
 коллектива (действия педагога, направленные на становление социальной общности, объединения совместной деятельности и общим целям);
2. Активисты, которые поддерживают педагога и берут на себя часть его полномочий;

3.Коллектив полностью сложился, большинство функций педагога переходит в органы самоуправления;

4.Каждый находится на уровне самовоспитания.

«Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» - утверждал Макаренко.

Большое значение в сплочении коллектива Макаренко склонял к традициям, которые дают возможность сохранить опыт прошлых лет. Они помогают решать определенные жизненные ситуации и вести себя в определенных жизненных моментах по уже устойчивых/проверенных «законам» жизни.

 
А. С. Макаренко был сторонником производственного труда, он считал, что только через такой труд формируется правильный характер человека, воспитывается ответственность, которая является частью общей коллективной работы.

По мнению Макаренко воспитательная система, возложенная в сторону формирования социального воспитания детей, должна быть: посильной, результативной, осмысленной, творческой, педагогически целесообразной, коллективной. 
Что касается воспитания гражданских качеств в семье А.С. Макаренко утверждал, что в семье растет будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец и поэтому, надо ясно понимать и осознавать свои родительские желания. Он предостерегает родителей в том, что, если они воспитают плохого человека, - «Горе от этого будет не только им, но и многим людям и всей стране. Стыдно должно быть давать обществу плохих или вредных людей.»

Макаренко отрицательно высказывался против превращения процесса воспитания подрастающего поколения в игру возрастных психологических, биологических и иных симпатий. Так же он выступал против коммунистических методов воспитания, основанных на «политической бдительности» и «коммунистической направленности».

Суть метода А.С. Макаренко заключалась в том, что в процессе воспитания необходимо учитывать не только позицию воспитанника, но и позицию общества. Каждый ребенок должен выступать в обществе как честный и добрый человек, а не просто определенная личность. Ребенок является членом определенного коллектива и отвечает не только за свои поступки и поведение, но и за окружающих его сверстников. Но в настоящее время такое понимание является не актуальным воспитанием, так как современное воспитание направлено на развитие личности и индивидуальности. Но, на мой взгляд, несмотря на это, мысль А.С. Макаренко не стоит игнорировать, так как воспитание в первую очередь должно формировать у человека чувства ответственности, и не только за себя, а также и за других.

Макаренко придавал большое значение общественному мнению. Ведь, именно оно имеет большое значение в воспитании ребенка, оно способно закалить характер ребенка, воспитать в нем волю, твердость, чувство гражданского долга и чести.

Показателем того, что воспитание имеет социальное значение, согласно А.С. Макаренко, является то, что воспитание осуществляется не только в семье, но и на государственном уровне, а именно: детские сады, школы…Основные черты характера ребенка воспитываются в семье, так сказать «фундамент воспитанности».  Что касается воспитания, которое организовано государством, то оно больше направлено на формирование нравственных правил поведения и последующей социализации ребенка в социуме.

Концепция социального воспитания А.С. Макаренко

Эта концепция основана на формировании личности ребенка, отталкиваясь от тех социальных условий, в рамках которых он находится.

В данной концепции Макаренко считал, что в условиях труда огромная возможность реально воспитать нового человека, советского гражданина и участника общего коллектива. А.С. Макаренко считал, что только воспитание, основанное на коллективизме, может противостоять мещанству и иным порокам воспитания человека. Это связано с тем, что, по его мнению, коллективное воспитание дает возможность личности раскрыть свои способности и задатки.

Несмотря на то, что А.С. Макаренко предусматривал воспитание личности в коллективе, он при этом не унижал и не принижал личность каждого своего воспитанника. Основным принципом его педагогики было «Как можно больше уважения, как можно больше требований». Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию у ребенка сознательности и дисциплины.

В настоящее время актуальным остается теоретическая разработка ответственности, которую А.С. Макаренко внедрил в практику формирования социально-ответственной личности. Он уделил большое внимание вопросу разграничению понятий «коллективная ответственность», «воспитание ответственности» и «ответственность перед коллективом». Каждое из понятий приобрело свой индивидуальный смысл и значение в формировании личности ребенка.

Разработанные А.С. Макаренко принципы воспитания в коллективе и через коллектив, имеют большое значение для любого вида коллектива – трудового, учебного, семейного и т.д.

Важной заслугой А.С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива.

Идеи А. С. Макаренко

  1. Умение создавать детский коллектив (объединенный разумным, творческим, производительным трудом);
  2. Создание детского самоуправления;
  3. Создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями.

Антон Семёнович дал и характеристику типичных ошибок педагогической логики:

  1. Дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления, не проверенной наукой и практикой и на этом основании строиться воспитательный процесс)
  2. Этический фетишизм (например, в единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба», а безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний)
  3. Уединенное средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).

Цитаты Макаренко

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям»

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

Заключение

В заключении по теме «Социально-педагогические идеи в педагогике А.С. Макаренко», можно сказать, что основной концепцией в социально-педагогической системе воспитания Антона Семёновича Макаренко является - организация и воспитание личности ребенка в коллективе и через коллектив.

Главной задачей воспитательной работы состоит в правильной организации коллектива. Важным качеством человека является его умение жить в коллективе, уметь жить в коллективе, желание трудиться и набираться опыта.

А.С. Макаренко является выдающимся педагогом, который обогатил советскую педагогику бесценными педагогическими идеями, методами и приемами, которые в настоящее время используются современной практикой воспитания. Система социального воспитания детей через коллектив, которая была разработана Макаренко – универсальна, так как дает возможность воспитывать детей вне зависимости от тех социальных условий и социальной среды, где ребенок воспитывался. Основное положение данной концепции состоит в том, что ребенок с самых малых лет должен быть приучен к труду.

Нужно отметить, что Макаренко так же обращал особое внимание на воспитание детей внутри семьи. На мой взгляд, это очень важный момент, ведь именно с семьи ребенок усваивает первые азы правил поведения: дисциплины, чувства уважения, любови, доброте и т.д.  

С точки зрения Макаренко, нельзя воспитывать ребенка без применений минимальных наказаний.

А.С. Макаренко был педагогом, который успешно применял в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

Список литературы

1)История социальной педагогики: учебное пособие для ВУЗов/ М. А. Галагузова/ Издательство - Владос, 2011г.

2)А. С. Макаренко / Вклад А.С. Макаренко в педагогическую науку/ Изд.: Народное образование, 2008г.

3)Личностно – социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике / Л.И. Гриценко Изд.: Перемена, 2007г.

4)Теория коллектива в теории А.С. Макаренко / авт. В. В. Кумарин, 2009г.

5)История педагогики/Учебное пособие / Д. И. Латышина / Изд. Гардарики, 2016г.

6)Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко / А.А. Фролов, под ред. В.А. Сластенина, Н.Э. Фере / Изд.: Просвещение, 2006г.

7) О.О. Намлинская / Макаренко Антон Семенович / Знание. Понимание. Умение – 2013г.

8) https://ru.wikipedia.org/wiki/Макаренко,_Антон_Семёнович 

9) https://studfile.net/preview/3912031/page:14/ 

10) Бушканец М.Г., Леухин БД, Хрестоматия по педагогике» под редакцией Изд.: Просвещение, 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

  Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности  в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

Отечественная  школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции....

Идеи гуманной педагогики через искусство декупаж

Данный материал несет гуманистическую направленность. Статья посвящена искусству декупаж....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Педагогика А.С. Макаренко

Статья посвященная жизни и деятельности выдающегося педагога А.С. Макаренко...

Эссе на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»

Размышления на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»...

Роль идей классиков педагогики в развитии практики дошкольного образования

Детство - важнейший период человеческой жизни,  настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и се...