Идеи гуманной педагогики через искусство декупаж
статья по теме

Кузьмина Наталия Германовна

Данный материал несет гуманистическую направленность. Статья посвящена искусству декупаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idei_gumannoy_pedagogiki_cherez_iskusstvo_dekupazh.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

Идеи гуманной педагогики через искусство ДЕКУПАЖ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  

Свою  статью  хотелось бы начать с  выдержки   известного педагога, деятеля  Лесгафта Петра Францевича.

«Искусство гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает» (Лесгафт П.Ф.) [2]

На сегодняшний день существует  множество трактовок  о гуманизме. Представители  гуманной педагогики не отличаются единством  воззрения. В единое направление их объединяет  ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека, признание развитие ребенка главной задачей дошкольного учреждения. Каждая образовательная система, действующая в рамках  гуманистической педагогики, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания.

Гуманистическая направленность  образования  предусматривает   личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие  личности ребенка, его творческого потенциала, следовательно, идея  гуманной  педагогики , в противоположность авторитарной, заключается  в формировании  творческой  личности , имеющей свое собственное мнение и способность решать те или иные проблемы. Такой  же смысл заложен  и в принципах   Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) - это принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным  участником (субъектом) образовательной деятельности и принцип личностно-развивающего и гуманистического  характера взаимодействия взрослых и детей. Перечисленные принципы предполагают  наличие партнерской равноправной позиции и партнерской формы организации. Безусловно, речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.

Таким образом, такие  важные составляющие как развитие творческой личности и сотрудничество детей и взрослых являются одними из главных  аспектов  гуманной педагогики.

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности  определяются  как способности  к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе  работы над  которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Творчество-это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные  психологические особенности ребенка, которые  проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью  характеризуется  творческий результат.

Прекрасным  средством  развития творческих способностей  детей, воображения, эстетического вкуса и  мышления  является  искусство ДЕКУПАЖ, где  вполне можно создать   условия  для целенаправленного систематического развития ребенка, как субъекта деятельности (а не пассивного объекта воспитания) и обеспечения   творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами, возможности самовыражения детей.

Декупаж- одна из тех удивительных техник, которые позволяют  сотворить своими руками настоящий шедевр любому взрослому, не имеющему художественных способностей, и даже ребенку. В этом мы смогли убедиться , предложив детям и взрослым попробовать  себя  в роли  почти профессиональных дизайнеров. В переводе с французского это слово  означает «вырезать»: понравившиеся мотивы  вырезаются, наклеиваются на декорируемую поверхность и покрываются лаком. Создается эффект произведения, выполненного профессиональным художником.

Для декорирования в технике декупажа  самой большой популярностью пользуются трехслойные салфетки, поэтому этот метод украшения вещей называют еще «салфеточной» техникой.

Декорировать можно самые разные предметы: стеклянную и фаянсовую посуду, керамику, ткани, деревянные поверхности, шкатулки, чашки, разделочные доски, расчески и т.д.

Праздник-лучшее время для дизайнера. Перед  праздником каждый детский сад превращается  в мастерскую по изготовлению подарков  из самых разных материалов. Дошкольникам  можно предложить вариант украшения кухонных лопаточек, которые послужат отличным подарком.

Для работы понадобятся  трехслойные  салфетки, клей ПВА, ножницы, акриловый лак, простой карандаш, узкая тесемка.

1. Шкурим заготовку, убирая дефекты, неровности и т.д.

2. Вырезаем салфеточный мотив для лопаточки.

3.Отделяем  верхний слой салфетки с рисунком от двух нижних белых.

4. Берём только верхний - цветной   слой салфетки, прикладываем его на сухую поверхность лопаточки, макаем  кисть  в смесь воды и клея и точными движениями   от центра к краям приглаживаем салфетку к лопаточке. Стараемся, чтобы не было морщинок. Приклеили салфетку- даем клею высохнуть.

5.Покрываем акриловым  лаком и вновь  сушим. Изделие готово. (рис.1)

C:\Users\Пользователь\Desktop\лопата-3.jpg

                                        Кухонные лопаточки   Рис 1.

Делая декупаж , вы поймете, что нет ничего проще!  Освоив эту удивительную технику, вы можете делать оригинальные и уникальные подарки своим близким и друзьям. Декупаж-  возможность проявить себя  творчески, подчеркнуть свой индивидуальный стиль в доме ,  не требующее  больших финансовых затрат. Детские работы украсят ваш интерьер группы, музыкального зала, фойе, а это служит стимулом для активного участия детей в создании красоты.

Завершая свою статью , хочется  сказать, что гуманная педагогика- это прежде всего,  педагогика души, это- помощь, забота, любовь и хорошие  результаты в развитии человека. И нам,  взрослым  нужно помнить, что

доброта воспитывается добротою

                                       любовь воспитывается любовью

                                       радость воспитывается радостью

   личность воспитывается личностью.

Уделяйте внимание творчеству своих детей, находите на это возможности, не считайте это баловством  и впустую выброшенными деньгами, чаще хвалите их, поощряйте, искренне восхищайтесь  их работами, подбадривайте и наделяйте  значимостью, ведь невинное детское творчество впоследствии вырастает в гениальные работы. А кто знает, может  именно из вашего малыша  вырастет новый Левитан или Пабло Пикассо.

Буду рада, если наш опыт поможет вам в развитии творческих способностей ваших  воспитанников. Пусть будет с вами радость творчества! Желаю успехов!

                                      Список литературы:

1.Водополова  Н.А. Декупаж: от азов к совершенству.- М.: Эксмо, 2013.-112с.

2.Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (электронный ресурс).-режим доступа: http://xreferat.ru/71/3982-1-gumanno-lichnostnaya-tehnologiya-sh-a-amonashvili.html (дата обращения 05.02.2014)

3.Логинова  Л. Дизайн-премьера // Обруч. -2008. - №6. - с.12-14

4.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений  // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. - с. 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Размышления о качествах личности педагога в гуманной педагогике....

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Гуманная педагогика. Амонашвили Ш.А. Три страсти в жизни ребенка.

                                                    ...

Гуманная педагогика - грани будущего

Когда мы, взрослые, опираемся на «природные движущие силы» ребёнка, общение и познание происходит интересно и очень продуктивно....

Мастер класс для педагогов "Декупаж .Искусство декупажа"

Данный материал предназначен для творческих педагогов....