Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".
статья на тему

Компаниец Татьяна Викторовна

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков правильного общения – основа нравственного  воспитания дошкольников старшего возраста.

Человеческий мир- это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Нарастающая напряженность в современном обществе порождает проявление агрессии, независимости, идей экстремизма.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования навыков правильного общения, гуманного межличностного взаимодействия, начиная с дошкольного возраста.

 Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» (М.И.Лисина). Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, многочасовыми играми на компьютере, что не может не сказаться на их здоровье.

Выдвижение проблемы общения в число наиболее актуальных обусловлено, прежде всего, его исключительной ролью в формировании и деятельности личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-нравственные и эстетические чувства, складывается характер.

Поэтому особое внимание сегодня педагогов и психологов направлено на развитию коммуникативных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. В зависимости от своих способностей, особенностей, возможностей в общении и деятельности, ребенок занимает в различных группах определенный статус, и это отражается на его самооценке, уверенности в себе, отношении к людям и к жизни в целом. Если отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, то он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Потребность в общении не является врожденной, Она возникает в ходе жизни и функционирует и формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивно.   В реальной жизни каждая сторона не существует изолированно друг от друга.

О нравственных качествах личности говорит и характер общения со сверстниками в игре, на занятиях, в спортивном зале, в музыкальном зале, в процессе сводной игровой деятельности: умение договариваться, уступать друг другу, доброжелательность, стремление помочь, поделиться игровым материалом и т. д.

Основной вид деятельности дошкольника-игра. В игре ребенок развивается, используя самые разные атрибуты.

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению, умения входить в контакт, вести диалог, на развитие навыков невербального общения, игры и упражнения направленные на развитие сплоченности, сотрудничества, обучающие эффективным способам общения, игры и упражнения для создания положительного эмоционального настроения.

Все эти игры развивают: коммуникативные способности и качества, умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие», умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.

Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего  дошкольного возрастаДля подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух...

Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...

План работы с детьми младшего возраста по формированию навыков правильного питания.

Планирование работы по формированию навыков правильного питания у детей младшего дошкольного возраста....

План работы с детьми старшей подгруппы по формированию навыков правильного питания.

Планирование работы в  рамках реализации программы Т.А. Филипповой, М.М. Безруких "Разговор о правильном питании"....

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни

Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспит...

Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе "Семья - основа нравственного воспитания"

Формирование отношения ребенка к соблюдению моральных норм и воспитание умение понимать важности семейных ценностей на основе татрской народной сказки " Три дочери" и рассказа В. Осеевой &qu...

Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»

Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...