Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Маркина Инна Петровна

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал и  речевые способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида»

Педагогический проект

по познавательно-речевому  развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

                                                                      Автор-разработчик:

                                                                                учитель-логопед

                                                                                I кв. категории

                                                                                          Маркина Инна Петровна

                                                                           

Саранск  2012

«Люди на свет рождаются разными:

Не похожими, разнообразными,

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать».

С 2007 года в нашем детском саду реализуется инновационный педагогический проект по теме: «Проектная деятельность педагогического коллектива в процессе формирования толерантного поведения детей дошкольного возраста в условиях поликультурного окружения».

         Представленный педагогический проект разработан в рамках инновационной проектной деятельности ДОУ и  высокой практической значимости проблемы для воспитательного процесса.

Вид проекта:

долговременный (двухгодичный), развивающий, познавательный, групповой.

Участники проекта:

дети логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Актуальность

Одна из основных задач современного образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур.

 Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, проблема формирования толерантности дошкольников разработана недостаточно.

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал и  речевые способности.

Цель:

 создание условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности, а не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых.

Задачи:

1.Организация системы работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, других народов РФ.

2.Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.

         3. Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через  использование различных методов и форм работы.

         4.Формирование адекватной оценки к жизненным ситуациям и поступкам людей.

5.Воспитание положительных качеств личности.

6.Развитие диалогической  и монологической форм речи.

Направления  работы:

- поиск оптимальных условий, средств развития и воспитания толерантности  при использовании средств театрализации  для детей с ОНР;

-  создание системы работы по познавательно-речевому развитию  старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации на занятиях и  в свободной деятельности;

- подборка и систематизация речевого и дидактического   материала;

- систематизация  эффективных форм обучения и воспитания,  поиск  новых  средств работы  с детьми имеющих ОНР.

 Гипотеза

Если система  данной  работы будет реализовываться поэтапно и  системно в течение всего компенсирующего периода обучения, то это будет способствовать формированию толерантного общения и поведения между детьми.

Образовательные области:

  • развитие речи
  •  социализация
  •  изобразительная деятельность
  •  музыка, познание
  • чтение художественной литературы
  •  здоровье

Ресурсное обеспечение проекта:

        групповое помещение, кабинет учителя-логопеда.

Формы реализации проекта

  • Игры-занятия, созданные на материалах сказок и рассказов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в  ситуациях

Алгоритм работы над сказкой (рассказом):

-знакомство с персонажами;

-знакомство с главным объектом (героем);

-рассказывание  с акцентом на эмоциональное состояние;

-рассказывание с акцентом на причинно-следственные связи;

-анализ сказки;

-стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание педагогом);

-совместное рассказывание: педагог и ребенок.

  • Сочинение сказок и историй самими детьми

Алгоритм работы над сочинением сказок и историй:

- придумывание  историй  по предметно-схематической модели;

- схемы, не напоминающие ни одну из сказок;

- использование приёма “перевирание сказки”;

- “Коллаж из сказок”

- сочинение  сказки о необычном существе.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

     Прогнозируемый    

            результат

       Сроки выполнения

  1. Организационный

1.Оформление пакета

документов по проекту.

2.Составление

тематического плана работы.

3.Подборка рассказов и сказок.

Подготовка к последующей деятельности с детьми.

       

      Сентябрь

2. Диагностический

Проведение первичного диагностического исследования.

Выявление уровня развития коммуникативных, поведенческих навыков и фантазии.

     

      Сентябрь

3. Основной

Реализация проекта по тематическому плану работы.

Формирование толерантного общения между детьми.

Каждая четвертая неделя месяца с сентября по май

4. Заключительный

1. Результаты контрольно-диагностического исследования

2. Проведение итогов проектной деятельности.

Проведение мониторинга результатов реализации  проекта. Самоанализ педагога.

           

            Май

Модель реализации проектной  деятельности

Направление работы

Содержание деятельности

1 БЛОК

Работа с детьми

1. Игры-занятия, созданные на материалах рассказов и  сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия людей.

2. Сочинение сказок и историй самими детьми.

3.Диагностика с целью отслеживания результативности реализуемого проекта.

2 БЛОК

Сотрудничество с  родителями

1. Помощь в подборке материала.

2.Совместные занятия-игры детей и родителей.

3 БЛОК

Работа с педагогами

1.Выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах.

2. Консультации для педагогов.

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

4. Взаимопосещения.

5. Открытые занятия для педагогов ДОУ.

3 БЛОК

Методическое сопровождение

1.Подборка рассказов и сказок.

2.Тематический  план работы.

3. Консультационный материал для педагогов и родителей.

Диагностика

 

п\п

Фамилия, имя

ребенка

Творческое участие

Вхождение в образ

Решение проблемных ситуаций

Отношение и моральная оценка действий героев

Итого

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

 формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Тематический план работы

Старшая группа

Подготовительная группа

Месяц

Игра-занятие

«Моя семья».

Игра-занятие

«Моя страна».

Сентябрь

Игра-занятие

 «Будем делать хорошо и не будем плохо».

Сочинение истории

«Лечим словом».

Октябрь

Театрализация

русской народной сказки

“Лисичка со скалочкой”.

Акция

«Мы такие разные».

Ноябрь

Игра-занятие

"Надо так давать, чтобы можно было взять".

Театрализация

татарской народной сказки «Три сестры».

Декабрь

Игра-занятие

«Мои друзья».

Книжка-малышка

«Дружат дети на планете».

Январь

Книжка-малышка

"Добро творить - себя веселить".

Игра-занятие

"Ленивые руки чужие труды любят».

Февраль

Просмотр фильма

"Давайте дружить".

Просмотр фильма

 "Поступки бывают

разные".

Март

Театрализация

чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик».

Игра-занятие

 «Ты не прав».

Апрель

Игра-занятие

«Мой город».

Игра-занятие

«Планета людей».

Май

Результат работы

1. Распространение опыта работы.

2. Публикации.

3. Оформление  творческого пакета и презентации.

4. Консультирование педагогов.

5. Участие в  городских мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.

 В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают услов...

Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения

Цель    занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.   Задачи:·...

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.

В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....

Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания.

При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания  целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда...

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...