Краткосрочный проект "Букашечки-таракашечки".
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Ивченко Татьяна Петровна

Проект краткосрочный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Краткосрочный проект

«Букашечки - таракашечки»

                                                                                                                                        воспитатель Ивченко Т.П.

                                                     

г. Невинномысск

16 марта 2016 г.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный (24февраля – 11 марта 2016 г.)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители

Актуальность: часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми.    Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто - не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое.

Проводя беседы с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.

Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых; формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  • формировать у детей элементарные представления о многообразии насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе;
  • воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живому;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Методы и приемы:

  • словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
  • наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения;
  • игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры

Планируемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых;
  • иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни насекомых;
  • знать о значении насекомых в природе;
  • находить сходства и различия между насекомыми.

Реализация проекта.

этап – подготовительный.

  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
  • разработка конспектов НОД, бесед;
  • подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»;
  • сбор материалов для детского творчества.

Сотрудничество с семьей:

  • консультации для родителей;
  • привлечение родителей к созданию выставки «Букашечки-таракашечки»

Продукт проекта:

  • оформление групповой выставки с работами детей;
  • викторина «Удивительные насекомые»
  • презентация проекта

2 этап – организационный.

Виды деятельности:

  • Беседы «Путешествие в мир насекомых»,

«Кто приносит мед»,

«Где живут насекомые»,

«Польза или вред»,

«Зачем нужны букашки»

  • Просмотр презентаций «Насекомые»,

«Муравейник»;

  • мультфильмов « Под грибом»,

«Муха-цокотуха»,

«Стрекоза и муравей»

  • Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками)
  • Дидактические игры «Узнай по описанию»,

«Подбери пару»,

«Кто лишний»,

«Загадай, я отгадаю»,

«Летает – не летает»

  • Настольно-печатные игры  лото «Насекомые»,

пазлы «Насекомые»

  • Подвижные игры «Медведь и пчёлы»,          

«С цветка на цветок»,

  • Чтение художественной литературы 

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»;

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»;

В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»);

К. Чуковский «Тараканище»;

В. Сутеев «Под грибом»;

Н. Владимирова «На полянке рос грибок»;

Заучивание стихов  Е. Жданова «Божья коровка»,

«Про жука» автор неизвестен

  • Чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых
  • Прослушивание музыкальных произведений.

НОД

Направление

Тема

Цель

Познавательное развитие

«Букашечки-таракашечки»

«В мире насекомых»

«Спасение Муравьишки»

«Насекомые проснулись»

Знакомство с названиями насекомых, их особенностями;  проявление интереса к художественному слову при знакомстве со стихотворением о насекомых. Воспитание бережного отношения к насекомым.

Уточнение знаний детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обобщение представления о многообразии насекомых ( в лесу, в поле, у ручья)

Выявление взаимосвязи весна-первая трава - насекомые

Речевое развитие

«Божья коровка»

Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»

Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения

Учить слушать, оценивать  поступки героев, выразительно петь, четко произносить слова, развивать внимание, мышление

Развивать чувство ритма

Художественно-эстетическое

развитие

«Бабочка» (рисование)

«Букашки на лугу» (лепка)

«Пчелка из бумаги» (конструирование)

Учить передавать в рисунке характерные черты строения насекомых, создавать сюжетную композицию

Учить передавать в лепке характерные признаки насекомых (3 части тела, 6 ног).

Учить аккуратно вырезать изделия и склеивать

Физическое развитие

Утренняя гимнастика

«Пчелки»

«Бабочки»

Поднять эмоциональный, мышечный тонус; закрепить знания о жизни пчел. Поднять эмоциональный фон

Повысить мышечный тонус, настроение; развить пластику движений, выразительность; закрепить знания о способах передвижения бабочек.

3 этап – итоговый.

  • Групповая выставка с работами детей «Букашечки-таракашечки»;
  • Викторина «Удивительные насекомые»;

Данный проект открыл для детей удивительный мир насекомых. Помог ответить на вопросы: значение насекомых в природе, образ их жизни. Дети научились видеть в насекомых друзей природы и человека, бережно к ним относиться.

Литература:

  • Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007
  • Лыкова И.А. «Букашки на лугу» М.: Карапуз, 2007
  • Саморукова Т.Г.  «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
  • Шорыгина Т.А.  «Насекомые. Какие они?». М., 2003
  • Энциклопедия «Насекомые» (любое издание)

Интернет-ресурсы:

Конспект НОД «Букашечки-таракашечки» в средней группе.

Цель:

  • Закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Развивать образность речи.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Материал: иллюстрации насекомых, игрушки (паук, жук, муравей и т.д.)., аудиозапись «Лето», «Пчёлки на лугу», самовар, детская посуда, баранки.

Ход занятия:
(Дети становятся в круг)
Воспитатель: Дружно  за руки возьмёмся,
                            И друг другу улыбнёмся.
                            Побежит тепло по кругу,
                            Будем вместе очень дружно.
                           Фантазировать играть
                           Мы хотим, всё знать. 

Как красива и щедра природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьев.

Только разведи рукой травинки -

Под листочком дремлет светлячок,

А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,

Паутинку тянет крошка паучок. 

Воспитатель: Дети, посмотрите, а у нас в группе появилась гостья – Муха-Цокотуха. А на столе у неё самовар, она наверное ждёт гостей. Сегодня у Мухи-Цокотухи день рождения. К ней на торжество придут бабочки, жуки, кузнечики.

Как называют одним словом бабочек, жуков и кузнечиков?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете?

(Дети отвечают.) Вы назвали очень много насекомых.

Воспитатель: А как вы узнали, что это насекомые?

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых, выясняет, что у них тело состоит из шести ног, крыльев, усиков.

Дети: Тело у насекомых разделено на три части. У всех насекомых шесть ног. У них есть крылья и усики.

Воспитатель: Да, хотя насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету, у всех насекомых тело разделено на три части, шесть ног, есть крылья и усики.

Воспитатель: А какие из насекомых вам нравятся больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы с вами в группе много говорили о насекомых, рассматривали в энциклопедии, лепили, слушали песенки. Давайте сегодня вспомним всё, о чём мы с вами говорили, поиграем, и сделаем Мухе-Цокотухе сюрприз - отпразднуем ей день рождение. Я думаю, что Мухе-Цокотухе понравится.

Да, наша – Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.

К самовару приглашает,

Крепким чаем угощает.

В гости ждёт к себе гостей.

Назовите их скорей.

Не спеша, и по порядку загадаю вам загадки.

Вас прошу их отгадать - насекомых мне назвать.

Кто всех насекомых знает – тот легко их отгадает.

Воспитатель: А вот послушайте загадку.

Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её 
(пчела)

А Настасья  и Соня расскажут нам о своих поделках:

Соня: «Жизнь пчёл похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем больше он наполняется водой!» Пчела единственное насекомое, дающее человеку полезную и вкусную пищу – мёд.

Настасья: С древних времён пчела служит символом трудолюбия.  Пчёлы живут - в деревянных жилищах – ульях. Брюшко у неё продолговатое, имеет жало, окраска  чередующиеся полоски, чёрные и жёлтые, крылья прозрачные. Пчёлы полезные насекомые, опыляя растения, они повышают урожайность.

Воспитатель читает стихотворение: 

                                        Синим, желтым, красным цветом

На лугу цветы цветут

Много меда этим летом

Пчёлы в улья принесут.

Пчелы не ленивые,

Они трудолюбивые!

Воспитатель: Вот и первые гости пришли к Мухе-Цокотухе, проходите пчёлки.  А вот следующая загадка:

У неё четыре крыла, тело тонкое - словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза.
Называют её (стрекоза)

Воспитатель: А про стрекозу нам расскажет Денис:

        Летит глядит во все глаза, какая симпатичная

        А знаешь ты, что стрекоза – охотница отличная.

Воспитатель: И стрекозки - пожаловали в гости. Ещё загадку слушайте.

                  В ярком платье модница –

                  Погулять охотница.

                  От цветка к цветку порхает,

                  Утомится – отдыхает. (бабочка)

Воспитатель: а про бабочек нам расскажут Лиля  и Арсений.

Арсений: В древности люди верили, что бабочки – это цветы, которые оторвались от своих стеблей.

        Она ярка, красива

        Изящна, легкокрыла.

        Сама похожа на цветок

        И любит пить цветочный сок.

Лиля:  Вот две бабочки летят.

        Рассказать тебе хотят,

        Что вчера ещё в траве

        Были гусеницы две.

        Но из гусениц ленивых

        Превратились вдруг в красивых

        Пёстрых маленьких принцесс.

        На лугу полно чудес.

Воспитатель: И вы бабочки-красавицы пожалуйте к Мухе-Цокотухе.

Прыгает пружинка, зелёная спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку 
(кузнечик)

Воспитатель: А Захар, прочтёт стихотворение про кузнечика.

Захар:  Имя взял у кузнеца, 
             Цвет — у огурца, 
             Крылья — у морошки, 
             Ножки — у блошки.

Физкультминутка: «Кузнечики» (спина прямая, руки на поясе.)

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот сколько насекомых уже в гостях у нашей именинницы. Вот следующая загадка:

Жужжу я на ветке сижу

И звук «Ж» все твержу (майский жук)

Воспитатель: А про жука нам расскажет Богдан стихотворение:

Богдан: Майский жук.

Я весёлый майский жук

У меня три пары рук,

Или это мои ножки,

Я запутался немножко.

Очень нужен мне совет –

Гости ждут меня в обед.

Я хотел одеть сапожки,

Где же ручки, где же ножки?

Воспитатель: Проходи майский жук. А Вова расскажет нам про гусеничку, на своей полянке.

Вова: Гусеница – это личинка бабочки, тело гусеницы мягкое, подвижное. Большинство гусениц питаются листьями, цветками и плодами растений.

Гусеница неуклюжа,

Она медленно ползёт.

Стороной обходит лужу

И капустный лист грызёт.

Портя нам с тобой обед,

Гусеница приносит вред.

Воспитатель:  Вот и гусеница доползла на праздник.
Физкультминутка «Гусеница»

Воспитатель: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон 
(поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон»
Свив на ветке этот дом
(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём
(ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму
(ладошки поменять)
Но, зима проходит мимо
(взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна
(хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня – сонюшка
(потягиваются)
Под весенним ярким солнышком
(рисуем солнце)
Гусенице не до сна
(грозят пальцем)
Стала бабочкой она
(машут руками крыльев).
Воспитатель: А вот ещё загадка:

Всех жучков она милей, спинка алая на ней,
А на ней кружочки, чёрненькие точки
(божья коровка)

А про божьих коровок нам расскажут две Дашеньки и Валерия.

Даша Гаманович: Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У него маленькое овальное тело, красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками.

Истребляет тлю жучок,

Что портит листочки.

Носит красный пиджачок,

В чёрненькую точку.

И зовётся очень громко,

Может, кто не знает –

Это божия коровка

Листьям помогает.

Даша Гринько: (потешка)

Божия коровушка, полети на облышко,

Принеси нам с неба, чтобы было летом:

В огороде – бобы, в лесу – ягоды, грибы,

В роднике – водица, во поле – пшеница.

Валерия:  Божья коровка – полезный жучок,

        В чёрный горох у неё пиджачок.

        С тлёй расправляется быстро и ловко,

        Лечит растения – божья коровка.

Воспитатель: Вот и божии коровки попали на именины.

Воспитатель:  Он в углу у нас живёт,
                           Сеть ажурную плетёт.
                           Как сплетёт — так и замрёт.
                           Он «гостей» крылатых ждёт. (ПАУК)

Воспитатель: Про пауков, которые пришли на именины к Мухе-Цокотухе расскажут Стас, Вика, Лиза.

Стас: Многие Люди думают, что пауки – это насекомые. Но это не так. Пауки – это животные. Когда смотришь на паучков, то кажется, что тело у них состоит из 2 частей: головы и брюшка. Но отдельно головы у них нет! Рот у них находится на теле. Глаз у пауков обычно восемь, ног тоже восемь. Пауки плетут паутину, они вытаскивают ниточку задними ногами из брюшка и начинают плести. Паутина липкая, поэтому к ней прилипают мухи, комары и другие насекомые. Паук оборачивает свою добычу паутиной, и она превращается в жидкую еду. А потом паук пьёт её как сок. Оказывается, пауки уничтожают вредных насекомых.

Вика: Меж берёзок паучок

Сплёл красивый гамачок.

И теперь он жарким днём

Спит, покачиваясь в нём.

Лиза: По тонким паутинкам

Четыре паучка.

Спешат, надев ботинки

На тонких каблучках.

Четыре паучонка,

Cпешат за паучками.

По тонким паутинкам

В ботинках с каблучками.

 

Муха ахнула сперва:

«Ах! Какие кружева!»

А попала в кружева -

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в паутине

Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем пальчиковую гимнастику «Паучок».

Паучок ходил по ветке, 

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, 

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове.

Воспитатель: Посмотрите и богомол пришел, тоже в гости. А Маша расскажет про него.

Маша: Богомол – крупное насекомое, охотник-хищник.

        У тропинки, возле мола

        Я увидел богомола.

        Весь салатовый в траве

        И усы на голове,

        Как лошадка цирковая

        Головой кивал, шагая.

Воспитатель: Вот и все гости собрались к красавице Мухе-Цокотухе. Пока Гостей угощает Муха-Цокотуха, мы с вами поиграем.

Игра «Медведь и пчёлы»

Мальчики и девочки делятся на пчёл и медведей.

Под музыку пчёлки летят собирать мёд, а медведи бегут в улья поедать мёд.

По окончании музыки пчёлы возвращаются и летят жалить не успевших убежать медведей.

Воспитатель: Вот что бывает с мишками-воришками, жалят их пчёлы, не жалеют.

Муха-Цокотуха: Спасибо вам, ребята за весёлую игру и мне и моим гостям понравилось очень. А скажите, где же насекомые были зимой?

Дети: Насекомые прятались в коре деревьев, под сухие листья, забивались в щели домов, заползали под землю и впадали в спячку.

Воспитатель: Первые весенние насекомые появляются в конце марта, когда ещё лежит снег.

Воспитатель: дети можно обижать насекомых? Почему?

Дети: их нельзя обижать. Они живые, приносят пользу. Они красивые. Ими можно любоваться. Интересно смотреть, как они летают, бегают, играют. Слушать, как они жужжат. Насекомые это часть природы.

Воспитатель: Назовите полезных насекомых? 
(Ответы детей: Бабочка,  пчела,  муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха,  комар,  гусеница) 
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «закончи предложение».

Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну,  а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..
маленький
Бабочка летает ,а гусеница……
ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….
в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……
шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …
большая
Пчёлы из нектара делают…
мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные

Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?(они живые)
Воспитатель: Да насекомые живые. Их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы

Муха-Цокотуха: Мне очень понравилось праздновать с вами свой день рождения. Я увидела, что вы много знаете о насекомых, и всегда будете относиться к ним бережно. А теперь танцуют все.

(Звучит музыка «Божья коровка».)- дети танцуют.

Наши поделки

C:\Users\Серж\YandexDisk\Фотокамера\2016-03-16 08-46-57.JPG

        C:\Users\Серж\YandexDisk\Фотокамера\2016-03-16 08-47-11.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.

В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

. Краткосрочный проект “ Я расту ”

краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект «Транспорт»

Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...