«Познаю мир, играя»
консультация (подготовительная группа) на тему

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznayu_mir._igraya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Познаю мир, играя»

Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Сл. 2      Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Сл. 3       Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Сл. 4-16  Предлагаю вашему вниманию опыт работы по развитию игровой деятельности старших дошкольников.

Все мы знаем, что для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. С этой целью мы систематически проводили наблюдения с детьми за работой взрослых (младшего воспитателя, повара, врача, продавца), регулярно   организовывали целевые прогулки и экскурсии, в ходе  которых обращали внимание на трудовые действия  библиотекаря, почтальона, кассира.

Сл.17    Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, мы видели, что дети  открывают новые грани окружающей его действительности.

Сл.18 -19    В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Сл.20-21   При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.

В подходе к руководству игрой, основное внимание мною уделялось содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более  оказывается развита игра.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями взрослых) требует обязательного подбора игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей.

Сл.22-23  В ходе  совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать ролевую речь детей. Ребенок выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ- доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства, эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной.

Сл. 24  Дети нашей  группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше.

Сл.25-26    Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Если в прошлом году они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Сл.27-28  Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сл.29-30   Сюжеты, развертываемые детьми, стали разнообразнее и сложнее, приобрели многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка» или «Почта».

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности нас, педагогов.

Во-первых, необходимы условия для развития игрового сюжета, для создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Атрибуты  для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если мы будем организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение наблюдать за детьми даёт нам материал для раздумий, учит понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, необходимо использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочке, согласно выбранной роли или игровому сюжету.

Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохраняя самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Гуляем и играем - познаем мир .Игры в Находилки

Консультация для родителей. Гуляем и играем - познаем мир .Игры в Находилки...

«Играя, развиваемся и познаем мир» (Игры в стиле «Геокэшинг)

Геокэшенг -приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют у...

Статья на тему «Играя, развиваемся и познаем мир» (Игры в стиле «Геокэшинг»)

Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, ...

Тема: «Играя, развиваемся и познаем мир» (Игры в стиле «Геокэшинг)

Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, ...

Развлекательно- образовательный терренкур для детей подготовительной группы «Познаем и играем, играем и познаем».

Все чаще перед воспитателями встают вопросы: Как обогатить прогулку? Как вынести часть образовательной детельности на улицу? Решать все эти вопросы призваны образовательные терренкуры- специально разр...

«Играя, развиваемся и познаем мир» (Игры в стиле «Геокешинг»)

   Развитие ребёнка это динамичный процесс. А поскольку сейчас всё развивается с высокой скоростью, получение знаний сидя на ковре или за столом тормозит пытливость и интеллектуальную...