«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»
статья на тему

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_opyt.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Абросимова Лидия Васильевна, Коробкова Наталья Владимировна,

Татаркина Елена Николаевна

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»  

                                   Содержание:

1.

Информация об опыте……………………………………………

3

2.

Технология описания  опыта…………………………………….

8

3.

Результативность опыта………………………………………….

13

4.

Библиографический список……………………………………...

16

5.

Приложение к опыту…………………………………………….

17

Раздел I.  Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

 Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.13года) предусматривают  тесное взаимодействие с семьями детей по реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования.

      Детский сад –  первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции .

 Эффективно организованное сотрудничество  между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.

Началом работы по теме опыта стало проведение в мае 2011 года  среди родителей детского сада анкетирования по определению педагогической  компетентности родителей (приложение № 1).  

Анкетирование родителей (законных представителей), воспитанников, участвующих в анкетировании,  показало, что 75% родителей  затрудняются в ответах на вопросы, связанных с обучением и воспитанием  детей на современном уровне .

Анализируя проблемы, с которыми  сталкивается  педагог в работе с родителями ,  пришла к выводу, что все затруднения происходят от того – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточной  педагогической  компетентности родителей.

                                               Актуальность опыта

        В настоящее время перед педагогами стоит немаловажная  задача по взаимодействию и сотрудничеству с семьями воспитанников,  так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе,  закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения.

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего

будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать. Кроме того,  понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций  дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

И  для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, заинтересовать тем, что происходит. Для этого мы считаем первостепенным индивидуальный подход к каждой семье, умение выделить наиболее важные проблемы и выработать единые требования в воспитании обучении, а сотрудничество, доброжелательный и открытый стиль общения помогают  наладить контакт с родителями, слышать и понимать друг друга.

Таким образом, в настоящее время наблюдается устойчивое противоречие между необходимостью расширения взаимодействия педагогов и родителей по вопросам их совместной деятельности в соответствии с новыми стандартами, применяя более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

 Новые инновационные формы работы с родителями способствуют повышению педагогической компетентности родителей, помогают положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в своей работе.

       Представляемый опыт предлагает один из вариантов устранения данного противоречия.

Ведущая  педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании совместного  интереса детского сада и семьи к образовательно - воспитательному процессу дошкольников .

                                 Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, заключается в формировании  интереса детского сада  к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный,  и отсутствием действенного механизма для её реализации автор опыта разделила на несколько этапов:

 1 этап – начальный (констатирующий)  –  сентябрь 2011 г. – декабрь 2011г.

 2 этап – основной (формирующий)  – январь  2012 г. – август 2014г.

 3 этап – заключительный  (контрольный) – сентябрь  2014г. – декабрь 2014г.    

Начальный период был направлен:

-на выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.  Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

На формирующем этапе целью которого стало:

- определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в  такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них  интерес  к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания;

   -проанализировав сложившую ситуацию,  существующие в практике  формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями,  пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб;

   - создание Родительского клуба «Радуга»;

   -были определены общие цели и задачи работы Родительского клуба, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Родительском клубе, планов работы Родительского клуба.( Приложение №2)

    Анкетирование на заключительном этапе доказало успешность работы над опытом  в организации взаимодействия педагога с семьями воспитанников, в формировании  интереса детского сада  к образовательно-воспитательному

процессу - в интерес семейный. Привлечение к  сотрудничеству Родительского клуба в плане единых подходов воспитании дошкольников.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой работы педагога и Родительского клуба по повышению педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Теоретическая база опыта.

 Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи; А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей; Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй; Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ и с Конституцией РФ (ст. 38) забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).  

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 – ФЗ   детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, педагог, в тесном сотрудничестве с родителями, должен  уделять особое внимание воспитательно-образовательному процессу  .  

Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов и методов работы с родителями. Поэтому создание Родительского клуба актуально.  

Работа Родительского клуба - это не просто новая форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической и педагогической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Родительский клуб   – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей .  

  Цель  клуба - повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение  их к  сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в необходимости нововведений в сотрудничество с родителями, в разработке и внедрении системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть применен в дошкольном образовательном учреждении любого вида, организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста. 

Раздел II. Технология описания опыта

Цель работы 

  1. Решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, создание Родительского клуба.
  2. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;  совместное участие в воспитании ребёнка,  осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
  3. Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями ДОУ.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. изучение учебной литературы по проблеме опыта;
  2. подбор анкет, позволяющий отследить успешность работы над опытом;
  3. создание системы взаимодействия педагога с Родительским клубом по вопросам воспитания детей;
  4. организация и проведение анкетирование для определения успешности работы над опытом.

Основными задачами  взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

  1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
  2. Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;
  3.  Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
  4. Повышение уровня компетентности родителей.
  5. Сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
  6. Повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

В основу работы по теме опыта легли следующие  общепедагогические принципы:

- принцип сознательности и активности 

- принцип наглядности обучения 

- принцип систематичности  

- принцип доступности и последовательности 

-принцип возрастной адресованности

- принцип сотрудничества 

Авторы опыта «Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»  осуществляют свою деятельность в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой.

Работа проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление отношения к данному вопросу в семьях. Анкетирование родителей по этой проблеме показало, что 75% родителей затрудняются в ответах на вопросы, связанных с обучением  и воспитанием детей.  

После подведения итогов сбора и анализа полученной  информации  начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей. Возникла потребность в  такой форме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения  с семьей, которая позволила бы родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса.

Положительное взаимодействие с родителями достигалось на основе личностно - ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и воспитания ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды,  компетентности родителей   в вопросах воспитания дошкольников.

Исходя из всего вышесказанного,  в своей работе помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи  мы используем инновационные формы и методы: (Приложение №3)

  • презентация образовательной деятельности ДОУ;
  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
  • информационные буклеты;
  • организация Дней открытых дверей;
  • совместное проведение досугов;
  • групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии,
  • видеопрезентации;
  • тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы»;
  • совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я-мальчик, я-девочка»;
  • вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»);
  • оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «Путешествие в страну «Здоровья»»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность».

Опираясь на данные позиции, мы приветствуем любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

  • Информируем  родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в уголке для родителей .
  • Приглашаем  к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
  • Предлагаем творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
  • Призываем к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хотим  сказать о том, что мы ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления переходим  к дискуссии, в качестве примеров используем моменты из жизни группы, включаем  инсценированные фрагментов из практики воспитания детей,  практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаем родителям совместную деятельность с детьми, а далее переходим  к обсуждению проблемы уже без детей. В конце года проводим  собрание в форме КВН.

 Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, мы считаем необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” - 2 раза в год. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на  гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).

Приветствуем  желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Осенний дождь» , «Мои любимые игрушки», «Зимняя сказка», «Увлечение нашей семьи», «Подарки для любимой мамы»и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Раздел III. Результативность опыта

Успешность работы по организации общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста.

В ходе проведенной работы получены результаты:

  • повысился уровень родительской компетентности;
  • гармонизировались родительско - детские отношения;
  • повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияло на развитие личности ребенка:

  • улучшился эмоциональный климат в семье;
  • изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
  • повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Таблица 1. Результаты  анкетирования родителей

Итоги анкетирования

2011 – 2011 уч.г.

2012 – 2014 уч.г.

2014 – 2014 уч.г.

  Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.

29%

43%

75%

Анкета для выявления уровня педагогической культуры воспитателя с оценки родителей.

51%

57%

79%

Анкета удовлетворенности  родителей совместной деятельностью с педагогом.

57%

59%

80%

Диаграмма 1.  . Результаты  анкетирования родителей

    Авторы опыта считают , что сложилась  система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Анализ результативности опыта показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась  их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

     Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни групп и детского сада.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Уверены, что наши  воспитанники легко адаптируются в школе.

Библиографический список

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.  

10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов специалистов и воспитателей по развитию специальных способностей детей дошкольного возраста.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях по изобразительной деятельности, а также на занят...

Семинар для педагогов и родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»

СЕМИНАР«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе  организации приема пищи»Цель: оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитател...

Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...

Организация взаимодействия семьи и ДОО по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Знакомство педагогов с опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников во взаимодействии семьи и сада...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...