Дополнительная общеобразовательная программа «Умка» для детей 3-5 ЛЕТ
рабочая программа (младшая, средняя группа) по теме

Кудряшова Елена Юрьевна

Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kruzhok_umka_3-4_goda.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования  администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 4»

(МБДОУ «Детский сад  № 4»)

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Умка»

(для детей 3 – 5 лет)

срок реализации – 2 года

                                                                                                                              Автор программы:

педагог-психолог

 Кудряшова Е.Ю.

 

   

                                                                           

город Нижний Новгород

2015 год

2. Пояснительная записка

        Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа направлена на познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста.

        Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности.

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие идет по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др.

Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств - речь.

Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах - игровые, изобразительные и другие символы.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе.

Благодаря различным видам деятельности, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в младшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.

Развивается моделирование, благодаря которому ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

Особенности программы: Занятия кружка «Умка» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы: способствовать овладению детьми на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.

Задачи:

- развивать познавательный интерес, активность, желание и потребность узнать новое,

- способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий,

- развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы,

- поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях.

Принципы построения программы:

1. Принцип деятельности, который включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире, который обеспечивает формирование у детей личностного отношения к полученным представлениям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов во время занятий.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: 3 – 4 года.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.

Формы занятий:  игровое занятие.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Количество учебных часов в неделю:

- для детей 3 – 4 лет 15 минут

- для детей 4 – 5 лет: 40 минут

Количество учебных часов в месяц:

- для детей 3 – 4 лет: 1 час

- для детей 4 – 5 лет: 2 часа 40 минут

Количество учебных часов в год:

- для детей 3 – 4 лет: 9 часов

- для детей 4 – 5 лет: 24 часа

Ожидаемые результаты работы:

В результате проведения занятий кружка у детей сформируются способности:

- определять  свойства объектов и сравнивать их,

- классифицировать, обобщать объекты и их свойства,

- ориентироваться в пространстве, различать объекты, находящиеся справа, слева, вверху, внизу,

- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством,

- сопоставлять части и целое,

- называть главную функцию (назначение) объектов,

- расставлять события в правильной последовательности, выполнять определенную последовательность действий,

- применять какое- либо действие по отношению к разным объектам,

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели,

- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать,

- проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, умение выслушать, помогать по необходимости.

3. Учебно – тематический план

С детьми 3 - 4  лет  (младшая группа)

Задачи:

1. Развивать первоначальные представления детей об окружающем мире; обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

2. Формировать восприятие цвета, формы, величины; наглядно-образное мышление; зрительную и слуховую память; воображение.

3. Развивать элементарные пространственно-временные представления.

1.

Содержание деятельности

Количество часов

за учебный год

1.

Сравнение предметов и групп предметов

3 часа

2.

Числа и операции над ними

2 часа

3.

Геометрические фигуры и величины

2 часа

4.

Пространственно – временные представления

2 часа

Итого:

9 часов

С детьми 4 - 5  лет  (средняя группа)

Задачи:

1. Развивать кругозор ребенка об окружающем мире; обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

2. Формировать восприятие цвета, формы, величины; наглядно-образное мышление; зрительную и слуховую память; воображение.

3. Развивать пространственно-временные представления; количественный и порядковый счет до 7.

1.

Содержание деятельности

Количество часов

за учебный год

1.

Сравнение предметов и групп предметов

6 часов

2.

Числа и операции над ними

6 часов

3.

Геометрические фигуры и величины

6 часов

4.

Пространственно – временные представления

6 часов

Итого:

24 часа

4. Содержание программы

Младшая группа

Тема, содержание

Задачи

Сентябрь

1.

Тема: «День рождения колобка».

Понятие «один», «много». Сравнение совокупности объектов по количеству.

Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношение между понятиями «много» и «один»;

Ориентироваться в группе - игровой комнате.

2.

Тема: «Играем в кубики».

Сравнение совокупностей объектов по количеству. Закрепление понятий «один», «столько же», «много».

Развивать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар;

Закрепить усвоение понятий «один» и «много»;

Развивать творческие способности.

3.

Тема: «Загадки осени».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;

Закреплять усвоение понятий «один» и «много».

4.

Тема: «Волшебные палочки».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Закреплять усвоение понятий «один» - «много», умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, выделять признаки сходства и различия;

Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.

Итого (сентябрь):  1 час

Октябрь

5.

Тема: "В гостях у гнома".

Понятия "один", "много", "столько же", "больше", "меньше". Ориентировка в пространстве.

Закреплять усвоение понятий «один», «много», «столько же», « больше», «меньше»;

Развивать умение ориентироваться в кабинете, сравнивать на дальность расположение игрушек (вверх-вниз, далеко-близко);

Анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия.

6.

Тема: "Веселый счет".

Свойства предметов. Счет до двух.

Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов, так же развивать мыслительные операции, речь, временные представления;

Обучать счету до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, установлению равенства между ними путем прибавления и вычитания единицы.

7.

Тема: "Веселый счет".

Счет до двух. Цифры 1 и 2.

Наглядное изображение чисел 1 и 2.

Закрепить счет до двух;

Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;

Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности, наблюдательность, внимание.

8.

Тема: "Чудесные превращения"

Круг. Свойства круга. Соотношения с количеством.

Познакомить детей с геометрической фигурой - кругом и ее свойствами;

Развивать умение соотносить сенсорные эталоны с объектами окружающего мира;

Развивать фантазию, творческие способности.

Итого (октябрь):  1 час

Ноябрь

9.

Тема: «Учимся рассуждать».

Понятия «длиннее», «короче».

Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длинны, использовать в речи слова «длиннее», «короче»;

Способствовать усвоению отношений «ближе - дальше», «больше - меньше»;

Развивать умение соотносить количество объектов.

10.

Тема: "Сказочный лабиринт"

Шар. Свойства шара. Пространственные отношения "справа", "слева", "больше", "меньше".

Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Развивать умение сопоставлять пространственные отношения «справа - слева», «больше – меньше».

11.

Тема: "Кот в сапогах".

Понятия "шире" - "уже". Знакомство с расположением фигур.

Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире - уже), находить сходство и различие;

Развивать творческие способности.

12.

Тема: "Лесные животные".

Счет до трех.

Знакомство с треугольником.

Познакомить с образованием числа «три» на основе сравнения двух совокупностей, содержащих два и три элемента, с геометрической фигурой - треугольником; Развивать умение считать до трех, обосновывать правильность решения.

Итого (ноябрь):  1 час

Декабрь

13.

Тема: "Витаминка путешествует".

Развивать умение соотносить количество объектов, анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);

Закреплять знание геометрических фигур.

14.

Тема: "Ориентировка в пространстве"

Понятия "на", "над", "под".

Формировать пространственные отношения «на», «над», «под»;

Закреплять умение выделять параметры длины;

Развивать мышление, речь;

Воспитывать самостоятельность.

15.

Тема: "Почемучка".

Понятия "выше", "ниже". Сравнение предметов по высоте.

Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты;

Развивать  умение составлять совокупность предметов по определенному признаку;

Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.

16.

Тема: "Раз ромашка, два ромашка..."

Характерные свойства объектов.

Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;

Развивать умение сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента.

Итого (декабрь):  1 час

Январь

17.

Тема: "Геометрическое конструирование".

Квадрат. Свойства квадрата. Счет в пределах четырех. Свойства предметов (сходства и различия)

Познакомить детей с геометрической фигурой - квадратом и его свойствами; Упражнять в счете;

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;

Развивать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

18.

Тема: "Геометрическое конструирование".

Квадрат. Свойства квадрата. Свойства объектов (сходства и различия)

Развивать представления о геометрической фигуре - квадрате и его свойствах;

Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов; Развивать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

19.

Тема: «Учимся сравнивать».

Куб. Свойства куба. Временные представления.

Познакомить детей с геометрическим телом - кубом и его свойствами; Упражнять в счете;

Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.

20.

Тема: "Вверх или вниз"

Понятия "верху", "внизу". Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Развивать мыслительные операции, внимание;

Формировать пространственные отношения «вверху», «внизу»;

Закреплять знание геометрических тел и фигур;

Развивать умение  находить признаки сходства и различия предметов.

Итого (январь):  1 час

Февраль

21.

Тема: "Вверх или вниз"

Понятия "верху", "внизу". Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Развивать мыслительные операции, внимание;

Закреплять пространственные отношения «вверху», «внизу»;

Закреплять знание геометрических тел и фигур;

Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов.

22.

Тема: "Ученый кот"

Временные представления.

Развивать временные отношения и представления;

Совершенствовать логическое мышление, память.

23.

Тема: "Матрешка"

Разбери и сложи матрешку.

Познакомить с понятием «часть – целое»;

Развивать умение сравнивать объекты по размеру;

Развивать воображение, логику мышления, память;

24.

Тема: "Пирамида"

Разбери и сложи пирамиду.

Закреплять представления о цвете объектов;

Закреплять умение выстраивать сериационный ряд объектов по величине;

Развивать воображение, логику мышления, память;

Итого (февраль):  1 час

Март

25.

Тема: "Мы - изобретатели"

Понятия "впереди", "сзади". Соотношение объектов по количеству. Инсценировка сказки Репка"

Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади»;

Развивать умение соотносить объекты по количеству;

Развивать воображение, логику мышления, память.

26.

Тема: "Волшебный сундучок"

Понятия "внутри", "снаружи".

Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»;

Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.

27.

Тема: "Картинки"

Найди парные картинки (животные, овощи, фрукты, мебель).

Формировать умение классифицировать объекты по группам;

Развивать зрительное восприятие предметных картинок.

28.

Тема: "Логические цепочки"

Знакомство с понятием "пара". Представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.

Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, сравнивать объекты по данным признакам;

Развивать умение находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары.

Итого (март):  1 час

Апрель

29.

Тема: "Путешествие на поезде"

Овал. Свойства овала. Сравнение объектов по разным признакам.

Познакомить с геометрической фигурой - овалом и его свойствами;

Закреплять умение распознавать знакомые геометрические фигуры и находить их в объектах окружающей обстановки;

Развивать умение сравнивать объекты по разным признакам.

30.

Тема: " Веселый прямоугольник"

Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Сравнение предметов по длине и ширине.

Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры;

Развивать логическое мышление, творческие способности.

31.

Тема: "День-ночь-вечер-утро"

Формирование временных представлений.

Формировать умение различать части суток: день, ночь, вечер, утро;

Развивать временные представления;

Развивать память, внимание, логическое мышление.

32.

Тема: "Поиск закономерностей"

Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности.

Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;

Развивать умение ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.

Итого (апрель):  1 час

Май

33.

Тема: "Овощи"

Сравнение по разным признакам, сериация. Ориентировка в линейном пространстве.

Формировать умение сравнивать объекты по разным признакам, выстраивать сериационный ряд по возрастанию и убыванию;

Развивать ориентировку в линейном пространстве.

34.

Тема: "Кубики"

Игры с цветными кубиками.

Развивать умение ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета;

Развивать память, внимание, логическое мышление.

35.

Тема: " Картинки"

Складывание разрезных картинок.

Развивать целостное восприятие предметной картинки;

Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

36.

Тема: "Геометрические формы"

Повторить геометрические формы (аппликация).

Закреплять представления о геометрических формах;

Развивать память, внимание, логическое мышление;

Развивать  мелкую моторику.

Итого (май):  1 час

ИТОГО за год: 9 часов

Средняя  группа

Срок проведения

Задачи

Содержание

Материал

сентябрь

1 неделя (№ 1)

1. Развивать зрительное восприятие (цвет).

2. Развивать умение переключать внимание, выполняя действия согласно показанной картине.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать.

Игра «Погода».

Игра «Сложи узор».

Игра «Краски».

Игра «Хлопни в ладоши».

Упр. «У озера».

Изображение разных погодных явлений, круги разные по цвету.

2 неделя  (№ 2)

1. Развивать зрительное восприятие (форму).

2. Развивать умение соотносить свои действия со звучанием инструмента.

3. Воспитывать положительное отношение участников друг к другу.

Упр. «Лото».

Упр. «Бубен и колокольчик».

Игра «Выложи фигуры».

Упр. «Разрезные картинки».

Игра «Какой, какая.…».

Упр. «Полет высоко в небо».

Лото, бубен, колокольчик, круги, квадраты, овалы, прямоугольники по количеству детей.

3 неделя (№ 3)

1. Развивать кратковременную слуховую память.

2. Развивать целостность зрительного восприятия.

3. Развивать умение взаимодействовать в парах.

Игра «Запомни слова».

Игра «У оленя дом большой».

Игра «Сложи картинку».

Игра «Что изменилось?».

Упр. «Насос».

Упр. «На отдыхе».

5 слов, разрезные картинки, 5 – 6 предметных картинок.

4 неделя (№ 4 )

1. Развивать умение понимать и передавать общий смысл картины.

2. Развивать умение сравнивать объекты по сенсорным признакам.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения, умение переключать и распределять внимание.

Упр. «Рассмотри внимательно».

Игра «Кошка и котята».

Игра «Сравни».

Игра «Необычное дерево».

Игра «Позы».

Упр. «Воздушный шарик».

Картина «Кошка с котятами», предметные картинки, бумага А4, цветные карандаши.

Итого (сентябрь):  2 ч. 40 мин.

Октябрь

1 неделя (№ 5)

1. Развивать зрительное восприятие, навыки счета в пределах 5.

2. Развивать умение обобщать и сравнивать предметы по сенсорным признакам.

3. Развивать умение согласованно взаимодействовать в группе.

Игровая ситуация.

Игра «Пересчитай предметы».

Игра «Найди пару».

Игра «Нарисуй картину.

Игра «Третий лишний»

Геометрическое лото, карточки с числами от 1 до 5, бумага А4, простые и цветные карандаши.

2 неделя (№ 6)

1. Сформировать представление о том, что с течением времени происходят изменения объектов.

2. Развивать умение выкладывать сериационный ряд по временным отношениям.

3. Развивать умение согласованно взаимодействовать в парах.

Игра «Фотографии».

Игра «Назови правильно».

Упр. «Дикие – домашние».

Игра «Разложи по порядку».

Упр. «Полет высоко в небо».

3 фотографии,   3 - 4 картинки домашние и дикие животные и их детеныши.

3 неделя (№ 7)

1. Продолжать развивать навыки счета в пределах 5.

2. Развивать умение сравнивать и уравнивать множества двумя способами.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игровая ситуация.

Игра «Нарядим дерево».

Упр. «Путешествие в лес».

Игра «Уберем игрушки».

Игра «Выложи узор».

Картинки с изображением орнамента, 4 треугольника, 4 круга, 4 квадрата, лего.

4 неделя  (№ 8)

1. Развивать слуховое восприятие: умение угадывать человека по голосу.

2. Развивать умение обобщать объекты по родовым понятиям.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игра «Кто позвал».

Упр. «Говорит один – говорим хором».

Игра «Назови одним словом».

Упр. «Порхание бабочки».

Игра «Лесные жители».

Картинки с обобщающими понятиями, музыкальное сопровождение, картинки с лесными зверями.

Итого (октябрь):  2 ч. 40 мин.

Ноябрь

1 неделя (№ 9)

1. Развивать наглядно-образное мышление, речь.

2. Расширять объем кратковременной зрительной памяти.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Игровая ситуация.

Игра « Фрукты – овощи».

Игра «Загадалки».

Физкультминутка.

Упражнение «5 картинок».

Игра «Летает – не летает».

По 6 картинок с фруктами и овощами.

2 неделя  (№ 10)

1. Развивать умение определять объект с помощью тактильного восприятия.

2. Развивать воображение, творческое мышление..

3. Развивать умение согласованно взаимодействовать в группе.

Проблемная ситуация.

Игра «Волшебный мешочек».

Упражнение «Наоборот».

Физкультминутка.

Игра «Мышеловка».

Упр. «Плывем в облаках».

Картинки с изображением зверей, бумага А4, простые и цветные карандаши, магнитофон.

3 неделя  (№ 11)

1. Развивать кратковременную слуховую память.

2. Развивать слуховое восприятие, умение отвечать на вопрос полным предложением.

3. Поддерживать положительную самооценку.

Игровая ситуация.

Игра « Вопрос – ответ».

Игра «Кто позвал».

Упр. «Котенок».

Упр. «Отдых на море».

Стихотворение «Котенок», музыкальное сопровождение.

4 неделя (№ 12)

1. Развивать зрительное восприятие, умение концентрировать внимание.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать мимику и пантомимику, выразительные движения.

Игра « Магазин».

Упражнение «Палочки».

Физкультминутка.

Упр. «Закрой лишнюю картинку».

Игра «Пол-нос-потолок».

Упр. «Тихое озеро».

Счетные палочки, реальные объекты, геометрическое лото.

Итого (ноябрь):  2 ч. 40 мин.

Декабрь

1 неделя (№ 13)

1. Развивать наглядно-образное мышление, активизировать словарный запас.

2. зрительное восприятие (форма).

3. Развивать умение согласованно взаимодействовать в группе.

Игра «Магазин».

Игра «Квадрат».

Упр. «Нарисуй и раскрась».

Физкультминутка.

Игра «Палочки».

Упр. «Порхание бабочки».

Объекты квадратной формы, счетные палочки.

2 неделя (№ 14)

1. Сформировать представление о том, что такое «куб».

2. Развивать слуховое внимание, умение быстро и точно реагировать на сигнал.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игра «Подбери парную картинку».

Игра «Будь внимателен!»

Упр. «Куб».

Игра «На что это похоже?»

Упр. «Отдых на море».

Магнитная доска, 12 предметных картинок, магнитофон, куб.

3 неделя (№ 15)

1. Развивать пространственные представления «вверху – внизу».

2. Расширять объем кратковременной зрительной памяти.

3. Развивать мелкую моторику, способность к согласованному взаимодействию.

Игра «Найди свое место».

Упр. «Расставь посуду».

Физкультминутка.

Игра «Накрой на стол».

Упр. «Необычная радуга».

Простые карандаши, бумага А4, картинки с изображением посуды.

4 неделя (№ 16)

1. Развивать зрительное восприятие, кратковременную зрительную память.

2. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по ширине.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Упр. «Три предмета».

Игра «Подбери одеяло».

Упр. «На другой берег».

Физкультминутка.

Игра «Полотенце».

Упр. «Воздушный шарик».

Игрушки, два «одеяла», полоски одинаковой длины, но разные по ширине.

Итого (декабрь):  2 ч. 40 мин.

Январь

1 неделя (№ 17)

1. Развивать словесно-логическое мышление, активизировать словарный запас.

2. Развивать слуховое внимание, кратковременную слуховую память.

3. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно.

Игра «Что это?»

Игра «Транспорт».

Упр. «Найди и зачеркни».

Физкультминутка.

Упр. «Лесенка».

Упр. «Слушаем музыку».

16 предметных картинок (электроприборы), картинки транспорт, бумага А4,  магнитофон, простые карандаши.

2 неделя (№ 18)

1. Развивать внимание, умение быстро и точно реагировать на сигнал.

2. Развивать зрительное восприятие, кратковременную зрительную память.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игра «Будь внимателен!»

Игра «Земля – вода – воздух».

Упр. «Назови предметы».

Упр. «Посчитай-ка».

Упр. «Полет высоко в небе».

Магнитофон, простые карандаши, бумага А4, 5 картинок.

3 неделя (№ 19)

1. Развивать  кратковременную слуховую память, логическое мышление.

2. Расширять словарный запас, развивать способность к согласованному взаимодействию.

3. Развивать слухо-моторную координацию, мелкую моторику руки.

Игра «5 слов».

Игра «Лесные жители».

Игра «Что к чему подходит».

Упражнение «Поезд».

Упр. «Отдыхаем».

Предметные картинки (лесные звери), мяч, магнитофон, Разные предметные картинки.

4 неделя (№ 20)

 1. Развивать умение исключать третий лишний по родовому признаку.

2. Развивать умение выделять в предметах форму.

3. Развивать умение различать правую и левую стороны.

Упр. «Третий лишний».

Игра «Слушай хлопки».

Упр. «Дорисуй, чтобы получилась картинка».

Игра «Право – лево».

Упр. «На морском берегу».

Картинки  3 лишний, бумага А4, цветные карандаши.

Итого (январь):  2 ч. 40 мин.

Февраль

1 неделя (№ 21)

1. Сформировать представление о такой форме, как овал.

2. Развивать умение распознавать геометрические фигуры и выделять их из множества.

3. Развивать мимику и пантомимику, выразительные движения.

Игра «Дотроньтесь до…»

Игра «Какой по форме?»

Игра «Поезд».

Упражнение «На полянке».

Упр. «Отдых».

Картинки с различными объектами.

2 неделя (№ 22)

1. Знакомить с понятиями «внутри – снаружи», их грамотное употребление в речи.

2. Развивать моторно-слуховую память и умение ориентироваться в пространстве.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игра «Белочки».

Игра «Запомни свое место».

Игра «Бабушкины запасы».

Игра «Засолка капусты».

Упр. «Тихое озеро».

Обручи разного цвета, 5 овалов разные по цвету.

3 неделя (№ 23)

1. Знакомить с понятиями «впереди» - «сзади» - «между».

2. Продолжать развивать прямой счет в пределах 5.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения, умение переключать и распределять внимание.

Игра «Поезд».

Игра «Что изменилось?».

Упр. «Найди пару».

Упр. «Один – много».

Игра «Художники».

Игра «Слушай свое имя».

24 картинки с геометрическими фигурами, магнитофон,

простые карандаши, бумага А4.

4 неделя (№ 24)

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире.

2. Развивать умение составлять пары предметов, сравнивая их между собой.

3. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно.

Игра «Парные предметы».

Игра «На катке».

Упр.«Холодно».

Упр.«Найди варежку».

Упр. «Тихое озеро».

Игрушка Заяц, пары варежек с орнаментом, геометрические фигуры.

Итого (февраль):  2 ч. 40 мин.

Март

1 неделя (№ 25)

1. Сформировать представление о такой форме, как прямоугольник.

2. Развивать зрительное восприятие, кратковременную зрительную память.

3. Развивать умение обобщать и классифицировать предметы, выделяя лишний.

Упр. «Назови предметы».

Игра «Третий  лишний».

Игра «Билеты в театр».

Упр.«Спектакль».

Упр. «Тропинка».

Магнитофон, простые карандаши, бумага А4, предметные картинки, геометрические фигуры.

2 неделя (№ 26)

1. Развивать целостность восприятия, наглядно-образное мышление.

2. Развивать слуховое внимание, умение соотносить цифру и количество.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Игра «Угадай игрушку».

Игра «Слушай хлопки».

Упр. «Домики».

Игра «Прятки».

Упр. «Велосипед».

Упр. «Отдыхаем».

Игрушки, магнитофон, 5 домиков, цифры от 1 до 5.

3 неделя (№ 27)

1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать умение видеть и выражать в речи закономерности.

3. Развивать групповую сплоченность и положительное отношение участников друг к другу.

Упр. «Времена года».

Игра «Орнаменты».

Упр. «Выложи орнамент».

Упр. «В разном ритме».

Упр. «Музыкальная шкатулка».

Бубен, квадраты разные по цвету, парные картинки, лего.

4 неделя (№ 28)

1. Развивать умение сравнивать и уравнивать множества двумя способами в пределах 6.

2. Закреплять представления об образовании последующего числа из предыдущего.

3. Развивать умение взаимодействовать в коллективе согласованно.

Игровая ситуация.

Игра «В лесу».

Игра «Сорока».

Упр. «Лесорубы.

Игра «Посади дерево»

Упр. «Вместе веселей!».

Магнитофон, карточки с числами от 1 до 6, зеленые треугольники, белые прямоугольники по 6 штук.

Итого (март):  2 ч. 40 мин.

Апрель

1 неделя (№ 29)

1. Развивать пространственное восприятие, умение различать правую – левую стороны.

2. Закреплять прямой порядковый счет от 1 до 6.

3. Развивать умение обобщать и классифицировать предметы, выделяя лишний предмет.

Игра «В магазине».

Игра «Кубики»

Упр. «Назови одним словом».

Игра «Четвертый лишний».

Упр. «Найди свое место».

20 предметных картинок с изображением посуды, мебели, одежды.

2 неделя (№ 30)

1. Расширять объем внимания и возможности его переключения и распределения; развивать мыслительные способности.

2. Развивать кратковременную зрительную память, мелкую моторику.

3. Развивать навыки произвольного поведения.

Упр. «Расшифруй слова».

Игра «Филя, где ты?»

Упр. «Запомни и нарисуй».

Игра «Позы».

Упр. «Воздушный шарик».

Магнитофон, простые карандаши, бумага А4, предметные картинки.

3 неделя (№ 31)

1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас.

2. Развивать умение сравнивать объекты разными способами.

3. Продолжать закреплять прямой порядковый счет от 1 до 6.

Упр. «Что сначала, что потом».

Игра «Дотроньтесь до…»

Игра «Ленты»

Игра «Покупка лент».

Игра «Числовой ряд».

Упр. «Плывем в облаках».

6 полосок одинакового цвета, но разных по длине, ширине.

4 неделя (№ 32)

1. Сформировать представление о числе, цифре 7, умение считать в пределах 7.

2. Развивать кратковременную зрительную память.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения.

Упр. «Гости».

Игра «Карандаши».

Упр. «Посмотрим, запомним, нарисуем».

Игра «Позы».

Игра «Комплемент».

Упр. «Сделай бусы».

Магнитофон, цветные карандаши, бумага А4, 7 треугольников, 7 квадратов, 7 кругов.

Итого (апрель):  2 ч. 40 мин.

Май

1 неделя (№ 33)

1. Развивать умение сравнивать предметы по толщине (приложением).

2. Активизировать словарный запас: «тонкий», «толстый».

3. Развивать умение анализировать, сравнивать.

Игра «Ласковое слово».

Игра «Бревна».

Игра «В лесу».

Игра «Лавочки».

Упр. «Теплый ветерок».

Плакат-схема, изображение лавочки, карандаши, цилиндры, 2 прямоугольника.

2 неделя (№ 34)

1. Развивать умение  устанавливать причинно-следственные связи, активизировать речь.

2. Развивать умение сравнивать предметы по высоте.

3. Развивать целостность зрительного восприятия.

Упр. «Что сначала, что потом».

Упр. «Подбери дома».

Игра «По росту -становись!»

Упр. «Разрезные картинки».

Игра «Елка».

Упр. «Полет высоко в небо».

Картинки «Лето – зима», 7 столбиков разной высоты, магнитофон.

3 неделя (№  35)

1. Сформировать у детей представление о цилиндре.

2. Развивать умение выделять форму предметов, использовать их свойства.

3. Развивать умение взаимодействовать в коллективе.

Игра «Магазин».

Игра «Грузчики».

Игра «Расставь по местам».

Игра «Фотографы».

Упр. «Найди паспорт».

Упр. «На отдыхе».

Предметы цилиндрической формы, бумага А4, карандаши, фломастеры.

4 неделя (№ 36)

1. Развивать умение ориентироваться по плану, определять взаимное расположение предметов.

2. Развивать зрительное восприятие, кратковременную зрительную память.

3. Развивать воображение и эмоционально-выразительные движения, умение переключать и распределять внимание.

Игра «Покупка билета».

Игра «Спектакль».

Игра «Деление на пары».

Игра «За грибами».

Упр. «На озере».

Упр. «Воздушный шарик».

План, фишки, планы на каждого ребенка, карандаши, картинки с изображением  предметов разной формы.

Итого (май):  2 ч. 40 мин.

ИТОГО за год:  24 часа

5. Дидактический материал, техническое оснащение занятий

  • Учебная доска;
  • магнитофон;
  • наглядно-демонстрационный  материал по темам занятий;
  • раздаточный материал (геометрические фигуры, тела на подгруппу детей – по 10 шт.);
  • предметные картинки по темам занятий;
  • листы бумаги А-4 (на подгруппу детей – по 10 шт);
  • карандаши простые и цветные, фломастеры (на подгруппу детей – по 10 шт);
  • палочки счетные (на подгруппу детей – по 10 шт).

6. Методическое обеспечение

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.

6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Презентация дополнительной общеобразовательной программы «Бисероплетение» для детей младшего школьного возраста"

Актуальность образовательной программы. • Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка»

В материале описана дополнительная общеразвивающая программа по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте....

Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа«Букварёнок» на 2017-2018 г.(для детей  5 - 7 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа "Почемучки"для детей 3-4 лет

Цель программы: развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.Задачи программы:1.расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элемента...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы" для детей 5 - 7 лет

laquo;Шахматы»Дополнительная общеобразовательная программадля детей 5 - 7 лет...