Статья к непрерывной образовательной деятельности «Знакомство детей дошкольного возраста с дымковской игрушкой как важным условием приобщения к народной культуре России»
статья (старшая группа) на тему

Статья к нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей дошкольного возраста с дымковской игрушкой как важным условием  приобщения к народной культуре России»

Проблема состоит в том, что в наше время детей интересуют современные  технологии: компьютеры, планшеты, телефоны. Дети  дошкольного возраста могут  часами смотреть современные мультики,  детские шоу программы, играть  в компьютерные игры. Современная и иностранная музыка не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Темп современной жизни так же влияет на отношение к игрушкам. Так же большое количество игрушек, не всегда хорошего качества, бессмысленных, агрессивных, закладывается  в ребенка небрежное отношение,  эгоизм,  плохой вкус. Отношение ребёнка к традициям русского народа  начинают формироваться в семье от самых близких людей, к сожалению, современные родители мало уделяют внимания этой проблеме. Родители не имеют нужной литературы, не владеют знаниями о народном художественном творчестве, традициях, искусстве дымковской игрушке. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. В устном народном творчестве как нигде сохранились  особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, приставление о добре, красоте,  храбрости, трудолюбии, верности. Это поможет современным родителям в воспитании, а детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Очень важно познакомить детей в дошкольном возрасте, с народной  игрушкой. Она пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. В детском саду современная программа даёт возможность педагогу не формально знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, более подробно раскрыть тему данного материала. Поставить цель: сформировать интерес у детей  к дымковской игрушке, как одному из видов декоративно-прикладного  искусства. Основные задачи: познакомить с дымковской игрушкой, сравнить с другими игрушками, формировать у детей умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.   Познакомить с материалом для лепки глиной, её свойствами, структурой её поверхности, с особенностями узора по мотивам дымковской росписи.                                                                                                           

Своеобразие подачи образа, глубокая жизнерадостность, декоративная цветистость этой игрушки  – качества, свидетельствуют об истинно народных истоках её возникновения.  Знаменитый русский художник А.Васнецов, написал много картин, посвященной истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стране, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то  далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции…Разница только в образах, вложенных в глину…»

Родиной знаменитой игрушки является заречная часть города Кирова  (б. Вятки) – Дымково. Традиционная народная ярмарка ежегодно проходила  в Вятке в мае, отличительной чертой этого праздника – торг был свист, (в глиняную свистульку) отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья, а элементы декоративной росписи в виде круга, квадрата, ромба, зигзагов, украшающие фигурки, давно забытые понятия, связанные с почитанием солнца. Все это говорит о глубокой древности, внимательно изучая наследие прошлого, мы влюбляемся в полный очарования мир глиняной расписной игрушки, в котором люди, животные, птицы приобретают черты яркой выразительности и красочной фантазии. Решение важной проблемы: это повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к народному художественному творчеству, обычаям русского народа, истории родной культуры. Начиная  с раннего детства развивать у детей  интерес народному художественному творчеству, где родился, традиции, уважение и любовь искусству, формирование и углубление знаний, может стать прочной основой для самостоятельных творческих поисков.                                                                                            

Список литературы:

О.Л. Князева М.Д. Маханева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Изд. «Детство – Пресс», СПб 2010г.

А. Клиентов «Народные промыслы» с.28-29,  Изд. «Белый город», М. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Презентация для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке

Презентация знакомит детей дошкольного возраста с дымковской игрушкой, историей её возникновения....

Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...

Презентация к непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет "Что нам осень принесла"

Задачи:- Расширять представления детей об овощах и фруктах.- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.- Дать представления о пользе природных витаминов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста - сказка на воде "Три поросёнка"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста - сказка на воде "Три поросёнка"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь»

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...