Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
статья на тему

Макарова Наталья Александровна

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья5.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интелектуальное развитие. К сожалению сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

В процессе театрализованных игр:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются прихические процессы: память, восприятие, воображение;

 - стимулируются мыслительные операции;

- активизируются и совершеннствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуються моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально - волевая сфера;

- развивается чувство коллективизма, ответственноти друг за друга;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участи в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Содержание театральных игр тесно связанно со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами или персонажами, или собстенные действия по ролям, но так же художественно - речевую деятельность:

  • выбор темы;
  • передача знакомого содержания;
  • сочинение ;

исполнение от лица персонажей.

Одним из этапов развития речи театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции , чувства, желание и взгляды, причем не только в обычном разговоре  ,но и публично,не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь,напев,мимика,пантамима,движения). Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп .

Примерный план занятия : (в занятия включены):

-музыкально-ритмическая разминка;

-дыхательная и речевая гимнастика;

-литературно-художественная практика(связная речь);

-игры,минута шалости, физическая минутка;

-театрализованная деятельность.

Музыкально- ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально- практические игры и упражнения, которые:

  1. развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность,гибкость, выносливость);
  2. развивают пластическую выразительность(ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);
  3. развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

В литературно- художественной практике дети учат передавать мысли автора(интонацию, логическое ударение и тд.), а так же развивать воображение , умение представлять то , о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образованее.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствование звуковой стороны и социально эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следущих условий :

  • единства социально- эмоционального и познавательного развития;
  • насыщении этой деятельности интересам и эмоционально значимым для детей содержанием ;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности ;
  • наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

Дети тянуться к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями , обьединяет людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевого развития детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.В презентации представлены фотографии-о...

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общать...

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

Статья на тему: «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»

Статья опубликованная электонном педагогическом журнале "Вестник просвещения"....

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...

«Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей» обусловлена тем, что театрализованная деят...