Сообщение на педсовет на тему: «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
консультация на тему

О.А.Козлова

Одним из средств формирования ценностного отношения к природному окружению ученые рассматривают систематизированные знания о предметах, объектах, явлениях природы. Именно система знаний о природе обеспечит возможность формирования упорядоченного, обобщенного «образа мира» в сознании человека, который, в свою очередь, будет обусловливать разумность, целесообразность, опыт коэволюционного (т.е. качественного) взаимодействия человека и природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Лесная полянка»

Сообщение на педсовет

на тему: «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

                                                                                Подготовила воспитатель

                                                                               первой квалификационной

                                                                              категории Козлова О.А.

п.Нижегородец

2013г.

Одним из средств формирования ценностного отношения к природному окружению ученые рассматривают систематизированные знания о предметах, объектах, явлениях природы. Именно система знаний о природе обеспечит возможность формирования упорядоченного, обобщенного «образа мира» в сознании человека, который, в свою очередь, будет обусловливать разумность, целесообразность, опыт коэволюционного (т.е. качественного) взаимодействия человека и природы.

Согласно концепции культурно-исторического развития, предложенной известным отечественным психологом Л.С.Выготским, познание человеком окружающего мира осуществляется через присвоение того опыта, который был накоплен предшествующими поколениями. Вместе с тем, необходимо отметить, что человек не всегда познает, отображает окружающий мир непосредственно. Большой объем информации поступает через системы значений, выработанных в процессе культурно-исторического развития человека и зафиксированных в различных знаково-символических средствах.

Освоение знаково-символической деятельности, как опять же показывают исследования ученых, осуществляется уже на начальных этапах развития человека – в дошкольном детстве. И одной из форм знаково-символической деятельности, доступных уже детям дошкольного возраста, является деятельность моделирования.

Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое использование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении и дающая, в конечном итоге, при его исследовании необходимую информацию о данном объекте познания.

Использование метода моделирования основано на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных предметов, объектов, явлений реальной действительности.  Использование моделей и деятельности моделирования обеспечивает возможность получить необходимую информацию о реально существующей действительности, путем переноса знаний, информации, полученной при исследовании соответствующей модели на изучаемый предмет или явление. Именно моделирование обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон, связей и зависимостей, что очень важно для формирования реальной картины мира, становления научного мировоззрения.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Виды моделей.

•        Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы, а также модель хищной птицы, изготовленная из черной бумаги и прикрепленная к реечке и т.д. (эти действующие модели носят название иконические – т.е., имеющие сходство с натурой).

•        Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Данные модели «замещают» 6 основных сенсорных признаков растений: цвет, форму, характер поверхности, пространственное расположение, величину и количество. Предметами их замещающими являются полоски бумаги разного цвета (замещение листьев, цветков растений); полоски и изображением круга, овала и треугольника (замещение формы листа растения); полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бархатистая, шелковистая, шероховатая – замещение характера поверхности листьев и стеблей растения) и т.д. Технология использования предметно-схематических моделей (моделей-макетов) разработана и С.Н.Николаевой, которая рекомендует использовать предметы-макеты для облегчения детям процесса усвоения такого понятия, как  «мимикрия», как одного из способов защиты живого организма от врагов. Например, кузнечик имеет зеленую окраску – цвет, сливающийся с цветом травы, в которой он обитает; бабочка пестрая, и ее практически не заметно на фоне разноцветных цветов и т.д.

•        Графические модели (графики , схемы и пр.). Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь погоды, календарь наблюдений за птицами, модель продолжительности дня. Кроме выше сказанного, необходимо отметить, что графические модели – это и модели, передающие сущностные особенности различных понятий: «живое», «природа», «насекомые», «земноводные», «пресмыкающиеся», «рыбы», «птицы», «звери» и т.п. В таких моделях отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки конкретной систематической группы. При выделении с помощью таких моделей  существенных признаков, первоначально обращают внимание детей на среду обитания живого организма, а далее – на те признаки, которые отражают специфику приспособления данного живого организма к конкретным условиям среды обитания. Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свои функции, она должна соответствовать ряду требований:

        Четко отражать основные свойства и отношения;

        Быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

        Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с нею;

        Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

        Должна облегчить процесс познания.

Таким образом, демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно – обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.

        Работа по использованию моделей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения должна начинаться со второй младшей группы. Дети данного возраста познают мир природы через процессы восприятия ( сенсорные способности) и наглядно-образного мышления.  Первые объекты природы, с которыми нужно знакомить детей младшего дошкольного возраста, должны быть внешне привлекательными: быть яркими, двигаться, издавать звуки и т.д. Всем этим требованиям отвечают животные. Именно поэтому уже в первой половине года детей целенаправленно знакомят с кошкой, птичкой, рыбкой в аквариуме. Необходимо помнить, что процесс восприятия животных должен быть целостным, прерывать его не следует. Именно поэтому модели (как таковые) на данном возрастном этапе использовать не рекомендуется.

        Использовать модели и деятельность моделирования рекомендуется во второй половине года. Неоднократные наблюдения за животными позволяют воспитателю переключать внимание детей с животного на картинки – пиктограммы. Так, вместе с воспитателем, дети выделяют отдельные части тела кошки, рыбки, птички; находят эти части на готовой модели или составляют модель из картинок. Части тела животных, которые воспитатель выделяет с детьми при рассматривании животного – это те части, которые двигаются (смотрят, слушают, идут) или ярко представлены (чешуя, шерсть, перья). На каждом занятии необходимо уделять внимание детей на то, что животные живые, а значит, у них есть потребности: в свете, тепле, воде, пище. В формировании у детей гуманно-деятельностного отношения к природе будет способствовать «Модель по уходу за птичкой» и «Модель по уходу за комнатными растениями». Модели после проведения занятий помещают в уголке природы, и используют как напоминание для детей.

        При ознакомлении с дикими животными уместно использовать «Модель приспособления зайца к зиме». В процессе работы с данной моделью, выделяется наиболее яркий признак приспособления зайца – это смена окраски шерсти.

        Во второй половине года организуются занятия по рассматриванию комнатных растений. Растения статичные, и трудно привлечь внимание детей, а также удержать его какое-то время. В целях стимуляции интереса к комнатным растениям, необходимо использовать и различный иллюстративно-наглядный материал, в частности, предметно-схематические модели, то есть предметы-заместители, а затем и картинки-пиктограммы. С их помощью можно выделять существенные признаки в объектах природы и фиксировать их наглядно.

        В начале работы выделяют только отдельные сенсорные признаки комнатных растений: цвет, форму, величину, количество, фактуру. Все эти признаки сенсорно выделяют, а затем фиксируют предметами-заместителями на наборном полотне «Касса сенсорных признаков комнатных растений». Сначала воспитатель сам выкладывает на наборном полотне карточки с изображением  отдельных признаков комнатных растений, затем совместно с детьми, а потом  дети самостоятельно выполняют задание. Проводя занятие по рассматриванию комнатного растения, выделяют цвет листьев, цветков; поверхность листьев, стебля (ствола), величину и из готовых предметов-заместителей составляют модель, выстраивая эти признаки в ряд на наборном полотне, создавая, тем самым, предметно-схематическую модель.

        При рассматривании и обследовании строения комнатного растения, хорошо сразу же находить картинки-пиктограммы с изображением частей растения. Картинки выстраиваются в ряд и в течение занятия к ним можно неоднократно обращаться. Таким образом, осуществляется переход к графическому моделированию, но в младшей группе такие модели более просты, они представлены в виде картинок-пиктограмм. (аналогично составляется модель дерева).

        В младшей группе знакомят детей с элементарными способами ухода за растениями. Осознанию необходимости ухода за комнатными растениями и создания для них соответствующих условий, помогает «Модель потребностей комнатного растения». Дети начинают понимать, что растения – живые организмы, которым наличие определенных условий небезразлично.

        Дети младшего возраста могут осознавать и элементарные, простейшие причинно-следственные связи и зависимости, существующие в природе (поскольку они наглядно представлены). Есть причина, есть следствие, что возможно воспринимать различными органами чувств. Поэтому уже в младшей группе целесообразно использовать «Модели приспособления деревьев к смене сезона». Данные модели предлагаются уже готовыми после проведения нескольких наблюдений в природе, обеспечивающих запас знаний, информации, необходимой для того, чтобы понять модель.

Итак, использование моделей и деятельности моделирования в младшей группе возможно. Однако притом необходимо учитывать уровень знаний детей о природе, полученных чувственным путем, интересы и особенности познавательной деятельности в данном возрасте.

        Работа по использованию моделей и метода моделирования продолжается и в средней группе. В средней группе в работе воспитателя по экологическому образованию присутствуют все виды моделей.

Использование в течение всего учебного года предметно-схематической модели (как наиболее доступной для восприятия их детьми и осознания изображенных на них картинок). Особенно широко возможно их использование при ознакомлении с комнатными растениями: упражняют детей в абстрагировании реальных признаков комнатных растений и замене их предметами-заместителями. Эти модели подводят детей к простейшим обобщениям, так как являются опорой для перечисления уже выделенных характеристик цвета, формы, величины, расположения листьев растения, количество листьев растения. Например, У фикуса листья темно-зеленого цвета, они овальной формы, гладкие. Листья большие, больше, чем моя ладошка. Фикус высокий, как дерево. Листья растут на черешках, листьев у фикуса много».

В средней группе рекомендуется использовать и готовые графические модели, а также  их самостоятельное составление детьми. В течение года к уже известным моделям необходимо постоянно возвращаться, вспоминая уже освоенные модели и использовать их, как основу, для составления новых. В средней группе работа по обучению детей моделированию, как самостоятельной деятельности, ведется на основе 2-х видов моделей – предметно-схематических и графических. При этом наиболее благодатным природным материалом для этого являются комнатные растения, которые представлены в уголке природы всегда, как его постоянные обитатели. Новым в обучении детей моделированию являются занятия по сравнению комнатных растений. Для этого подбираются растения контрастные по всем сенсорным характеристикам.  Например «Сравнение фикуса и фиалки». После выделения сенсорных признаков составляются модели фикуса и фиалки. На этой возрастной ступени воспитатель учит делать обобщения, выделяя признаки отличия и указывая на них.

        Как и в мл. группе, на каждом занятии с детьми среднего дошкольного возраста необходимо давать знания о том, что растения – живые, они имеют свои потребности. По мере накопления детьми знаний о комнатных растениях и осознания значения дифференцированного ухода за ними, воспитатель вводит обобщенную «Модель деятельности по уходу за комнатными растениями». И только через некоторое время вносит, а затем и составляет вместе с детьми модель ухода за комнатными растениями, например, «Модель ухода за традесканцией». Такие модели помогают детям осознать, что не все сенсорные признаки важны при выборе инструментов: у фиалки значимым признаком является поверхность листа и, поэтому в модели появляется рисунок  кисточки, а у традесканции такими признаками являются величина и численность листьев и, поэтому в модели появляется рисунок пульверизатора. Полученные знания и умения дети применяют в самостоятельной трудовой деятельности.

Готовые и составленные детьми модели являются важным элементом оборудования уголка природы и ставятся около комнатных растений.

В этой группе ведется работа по ознакомлению с миром животных. Сначала используют готовые модели, а затем  проводят деятельность по их созданию, помогая выделять существенные признаки представителей класса насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.  Так же составляют «Модели деятельности по уходу» за птицей, рыбкой, морской свинкой, и «Модель потребности животных».

        Старший возраст характеризуется тем, что дети уже накопили достаточный запас знаний о природе. Однако для того, чтобы ими пользоваться необходимо эти природоведческие знания постоянно приводить в систему, формировать представления и элементарные понятия о предметах, объектах, явлениях природы, существующих в ней связях и зависимостях. В старшей группе это становится возможным, поскольку у детей начинает активно развиваться умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, дети учатся высказывать суждения и делать умозаключения. Все это делает актуальным использование в работе по экологическому образованию метода моделирования. На данном возрастном этапе используются все разновидности модельного материала. Вместе с тем, содержание работы с моделями кардинально видоизменяется. Существенным образом меняется работа с предметными моделями, используются 2-е модели такого вида: аквариум и террариум. В данной группе знакомят детей с растениями разных климатических зон, дети выделяют не только  признаки отличия, как принадлежность растений к конкретной климатической зоне, но и признаки сходства всех комнатных растений, тем самым, формируя  общее понятие – «Строение растения». Создаются конкретные модели потребностей комнатных растений «Потребность кактуса». Составляют модели «Деятельность по уходу за кактусом» и т.д., выделяя отличие и общие способы ухода за растениями: поставить на светлое и теплое место, землю в горшке рыхлить палочкой - рыхлилкой, удалять пыль кисточкой, пользоваться пульверизатором.

        Дети также могут делать условные обозначения в заготовленных карточках карандашом или фломастером нейтрального цвета, создавая свои модели.

        С детьми старшей группы можно обсуждать и решать, каким рисунком обозначить тот или иной признак, чтобы всем было понятно.

        Морфо – функциональная приспособленность животных к среде обитания отражается в моделях «Строение птицы», «Строение рыбы», «Строение насекомого» и других. Построение любой модели начинается с определения условных обозначений среды обитания. При наблюдении и рассматривании животных в уголке природы, создается модель признаков приспособления к среде обитания. А также модель «Живой организм».

        Во втором полугодии, когда дети уже познакомились с разными видами моделей, очень хорошо в беседах о животных использовать 6 видов моделей одновременно «Модель понятия», «Модель защиты», «Модель приспособления к сезону», «Модель размножения», «Модель потребностей», «Модель деятельности по уходу» или «Модель деятельности по защите и охране» (если это дикое животное).

        В данной группе учат детей составлять модели экосистем, например «Зарядка аквариума», воспитатель доносит до детей мысль о том, что только в своем единстве обозначенные компоненты экосистемы (неживая природа, растительный и животный мир) образуют водоем. Аналогично луг.

        Весной целесообразно обобщить детские наблюдения за жизнью птиц в природе и создать модель «Сезонные изменения в жизни насекомоядных птиц весной». Данная модель позволяет зафиксировать причинно-следственные и пространственно - временные изменения, происходящие в природе (связь между ними обозначена стрелками, что значительно облегчает процесс познания различных взаимосвязей в природе, а также осознание того, что все в природе связано со всем).  Работа с моделью «Продолжительность дня»  является в данной работе очень важной, так как она является основанием для вывода и умозаключений детей о значении увеличения продолжительности дня. Поэтому эта модель должна находиться в уголке природы, как результат длительного наблюдения.

        Завершением работы с моделями в старшей группе может стать занятие на тему «От чего зависит жизнь птиц?» с использованием  уже знакомой модели о жизни птиц весной и составления новой «Сезонные изменения в жизни насекомоядных птиц осенью».  Это модель для детей загадка, которую надо отгадать, идя от обратного: жизнь птиц осенью меняется, они улетают в теплые страны и причина этому уменьшение светового дня, понижение температуры, отсутствие пищи и т.д.

        Таким образом, без наблюдений, опосредованным  путем  дети смогут с помощью модели прийти к правильным выводам о значении продолжительности светового дня, тепла и пищи в жизни птиц осенью. Подобные обобщения требуют умения логически рассуждать, для детей старшей группы это еще сложно, поэтому не следует торопиться. Необходима большая работа по накоплению у детей конкретных представлений об объектах и явлениях природы, возможен возврат и повторение более простых и ранее изученных моделей.

        Методика обучения детей моделированию в подготовительной группе также определяется особенностями и возможностями психической и познавательной сферы детей.  У детей данного возраста наблюдается устойчивое стремление к углубленному познанию окружающего мира, познавательная активность и интерес. На основе постоянно развивающегося логического мышления, у детей формируется способность к понятийным обобщениям. Активность этого возраста проявляется, в первую очередь, в практической деятельности. Активно действуя в окружающем мире, дети реализуют свое желание быть компетентными в чем-либо, и деятельность моделирования на природном материале может быть здесь очень полезной.

        В работе с детьми подготовительной группы используются все виды моделей. Применение готовых моделей и деятельности моделирования в этой группе – это не просто количественное увеличение знаний, это качественно новые знания. В работе с детьми на занятиях, труда в природе и т.д., необходимо использовать уже знакомые, освоенные ранее  модели, как основу для составления новых.

        Как варианты предметных моделей в развивающей среде используются аквариум, террариум, а также вводится акватеррариум. На этой действующей, «живой» модели детям показывают все абиотические (неживые) и биотические (живые) компоненты экосистемы. Ее можно условно назвать болотной экосистемой, так как, кроме рыбок, в этой экосистеме основными обитателями являются земноводные: лягушка, тритон, саламандра. Помимо значения всех обитателей в данной экосистеме помогает поддержание необходимых условий для обеспечения ее жизни: доступ воздуха, свет, высокая температура, влажность, вода и участок суши, наличие водных и болотных растений. Объединив все эти условия можно, если составить с детьми новую модель «Болото».

        С детьми проводятся обобщающие занятия на тему «Растения пустынь», «Путешествие на родину бегонии» и др. Дети учатся выделять морфологические особенности (строение и форма растений), на первое место ставить природные условия, факторы среды его обитания и уже на этой основе составлять соответствующие модели. Детей учат отвечать на поисковые вопросы «Почему у кактуса толстый стебель?». На занятиях используются проблемные ситуации типа «Наши растения кто-то перепутал», описательные загадки с ошибками: « У этого растения толстый ребристый стебель и большие и нежные листья»; речевые логические задачи: «стоят на подоконнике бальзамин и кактус. И вдруг бальзамин говорит кактусу: «Меня дети любят, вчера и сегодня поливали водичкой. А тебя уже давно не поливают. Эх, засохнешь» Но кактус только расправил свои колючки на солнышке, улыбнулся и промолчал. Что мог сказать кактус? Любят ли его дети?» Все эти методические приемы используются в сочетании с модельным материалом.

        Модели потребностей комнатных растений, и созданные на их основе новые модели ухода за ними, помещают на подоконнике около растений разных климатических зон: пустынь, тропиков, субтропиков.  В этой группе необходимо широко использовать метод расчленяющей абстракции, так как дети уже могут осознанно выделять значимые и незначимые признаки объекта в каждом конкретном случае. Например: при определении объема воды для полива кактуса, значимыми признаками будут – толстый стебель, его гладкая поверхность, листья в виде колючек. Эти признаки и отражают в модели.

        Ознакомление с миром животных целесообразно проводить  с использованием моделей. С помощью готовых моделей есть возможность группировать животных по разным основаниям: дикие, домашние и т.д. могут создаваться новые модели, например «Земноводные», на основе использования уже знакомой модели «Лягушка».

        При  ознакомлении с животными создаются модели на основе метода выделения 3-х признаков животных, которые говорят о его принадлежности к той или иной группе, к тому или иному классу. Этот метод облегчает детям причисление животного к группе однородных объектов. Кроме того, для закрепления знаний о животных можно использовать создание детьми моделей-загадок. Они могут быть составлены о любых животных: насекомых, рыбах, птицах.

Метод расчленяющей абстракции при создании моделей действует и в процессе ознакомления с животными, когда детям предлагают решение познавательных задач: «Муравей – это насекомое?», «Паук – это насекомое?», «Крокодил – это рыба?» (пресмыкающиеся), «Кошка – это хищник?» (Да. Принадлежит семейству кошачьих, семейство кошачьих объединяет такие виды, как львы, тигры, леопарды, гепарды, а также домашних кошек, которых люди содержат в качестве домашних любимцев. Относится к классу млекопитающие,  всеядная).

         В этой группе дети создают модели потребностей  разных животных, за основу берется модель «Потребности животного»: воздух, свет, тепло, вода, почва, укрытие, пища, а также готовая модель «Живой организм».

         Модели деятельности по уходу за животными связаны с моделями потребностей данных животных и создаются на их основе, в конце любого наблюдения.

        Проведение обобщающих бесед о растениях, животных, сезонных изменениях в мире природы, требуют использования и составления моделей общего плана: модель «Природа», «Живой организм», «Сезонного изменения в жизни птиц (животных)». Такие модели позволяют систематизировать знания детей, подводят их к осознанию различных зависимостей, существующих в природе. Показывают причинно-следственные связи и зависимости, существующие между изменением положения Земли по отношению к солнцу, изменением продолжительности дня, температуры, осадков и наличием пищи. Как следствие – изменение в жизни представителей животного мира: или размножение, или период покоя, пережидания неблагоприятных условий.

        Формированием осознанного отношения к природе способствуют экскурсии в природу, занятия по ознакомлению с сообществами растений и животных леса, луга, водоема, болота. Логическим продолжением и завершением этой работы является составление с  детьми моделей «Озеро», «Луг», «Лес». Только тогда дети наглядно, на одной модели видят представителей сообщества той или иной экосистемы, они начинают осознавать, что все связано со всем и занимает свое место в экосистеме. Дети начинают понимать, что нарушать различные связи в природе нельзя, чтобы не повлиять на природу Земли в целом.

Итак, мы видим, что дети могут с помощью моделей и деятельности моделирования понимать и осознавать свою сопричастность природе. Более осторожно и обдумано начинают действовать в природе и, что самое главное, заранее осознавая последствия своих поступков.

Литература: Т.А. Серебрякова, И.Е. Абоимова «Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

Сообщение из опыта работы «Учёт гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возр...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН Р...