Конкурс "Умники и Умницы" 2013г.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Надежко Ольга Александровна

Сценарий разработан для детей подготовительного к школе возраста. Интеллектуальнвй конкурс на знание сказок. Дети проявят логику, мыслительные способности, знания в области ФЭМП, обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_umniki_i_umnitsy.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о проведении интеллектуального конкурса

 «Умники и Умницы»

для детей старшего дошкольного возраста

Общие положения

Одним из важнейших факторов развития  ранней одаренности – является создание для детей условий, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Интеллектуальный конкурс «Умники и Умницы» проводится с целью пробуждения интереса детей к собственным интеллектуальным возможностям, а также попробовать свои силы в соревновании с другими детьми, развивая их интерес  и подкрепляя познавательную мотивацию.

Цель:

Выявление детей старшего дошкольного возраста прогимназии с высоким уровнем интеллектуального развития, поддержка и содействие развитию их способностей; опыт участия воспитанников в соревновательных формах работы.

Задачи:

- Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания у детей; выявлению у детей интеллектуальной одаренности воспитанников; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

- Создать благоприятные условия для реализации возможностей развития познавательных и творческих способностей дошкольников.

- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание участвовать в интеллектуальных конкурсах, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку и взаимопомощь.

- Развивать коммуникативные навыки, как необходимое условие успешности учебной деятельности.

Организация конкурса:

Подготовку, организацию и общее руководство осуществляет организационный комитет. Непосредственное оценивание результатов участников конкурса возлагается на жюри.

Сроки проведения:

Конкурс проводится  в начале марта 2013 года.

Участники

Участниками интеллектуального конкурса являются воспитанники прогимназии 6 летнего возраста. От каждой группы прогимназии для участия в конкурсе выдвигается один кандидат.

Для проведения конкурса создается организационный комитет.

Оргкомитет конкурса:

  • определяет формы и порядок проведения конкурса;
  • осуществляет общее руководство по подготовке и проведению конкурса;
  • решает вопросы финансирования и материального обеспечения конкурса;
  • разрабатывает документацию конкурса;
  • рассматривает предложения по совершенствованию порядка проведения конкурса.

Жюри конкурса:

  • организует проверку работ участников конкурса;
  • определяет победителей и распределяет призовые места;
  • готовит предложения по награждению победителей;
  • анализирует и обобщает итоги проведения конкурса;
  • предоставляет в оргкомитет отчет о проведении конкурса;

Порядок проведения конкурса:

В 2013 учебном году конкурс «Умники и умницы» проводиться по мотивам сказок. В процессе конкурса ребятам будут предложены задания различного типа, ребята смогут продемонстрировать не только знания, полученные на занятиях, но и свой собственный кругозор. Конкурс включает задания по речевому развитию ребенка, развитию представлений о человеке в истории и культуре народов России, элементарных математических представлений, экологической культуры детей и элементарных естественно – научных представлений.

Конкурс состоит из шести заданий:

  • представление участника
  • разминка
  • обучение грамоте
  • математика
  • татарский язык
  • театральная деятельность

Всем участникам конкурса рекомендуется ознакомиться со сказками русских и татарских писателей, народными сказками.

Критерии оценки

При оценивании участников конкурса жюри пользуется следующими критериями:

  1. способность использовать приобретенный ранее опыт в новых условиях;
  2. использование всех форм речевого общения;
  3. проявление эмоционально-активного интереса к выполнению задания;
  4. проявление познавательного интереса;
  5. осуществление творческого подхода в решении поставленной задачи (оригинальность мышления);
  6. роль воспитателей и родителей в подготовке участника конкурса.

Подведение итогов  и  награждение победителей

По результатам конкурса определяется победитель. Все участники конкурса награждаются памятными подарками и грамотами. Победитель конкурса выдвигается для участия в городском конкурсе «Умники и умницы».

Сценарий конкурса «Умники и умницы»

Цели:

продолжать воспитывать у детей интерес к сказкам;

способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников; развивать образное и вариативное мышление, воображение, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

 совершенствовать умения слогового и звукового анализа слов;

формировать представления о количественных отношениях (поровну, больше, меньше); уметь пользоваться цифрами и арифметическими знаками: «<», «>», «=»;

Предварительная работа: чтение сказок.

Материалы: мультимедиа, мольберты, магниты, эмблемы, чудо-дерево, три книги (Чуковского, Тат. народные, рус. народные), перо, костюмы гусей и айболита, картинки по сказкам Чуковского, 6 обручей, предметы по сказкам, карточки с математическим заданием, атрибуты к театральным постановкам.

Зал оформлен согласно тематике мероприятия. Гости – взрослые и дети размещены в зале, участники в центре внимания. Звучит сказочная музыка. Входит фея сказок.

Ход.

Фея.

В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Там герои сказок дарят нам тепло,
Там добро навеки побеждает зло.

Добрый день дорогие гости, уважаемые родители, участники конкурса “Умники и умницы”. Я – Фея сказок, и сегодня я рада приветствовать вас. В этом зале собрались самые умные, самые одарённые, самые эрудированные дети. Давайте вместе поприветствуем героев нашего праздника – участников конкурса “Умники и умницы”.

Круг почета участников, представление детей(Половых Вадим…..)

Фея. Мы познакомились с командой участников, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения.

Представление членов жюри.

Участники конкурса сегодня попадут в сказочную страну, где их ждут интересные и сложные испытания. Я предлагаю участникам представить себя.

1. Представление участников

Фея.

Тихонько скрипит половица,

И кошке опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица –

По залу ходит сказка.

Фея: Дети, вы любите сказки, а знаете их? Сейчас я узнаю, какие сказки вы знаете.

2. Разминка.

1. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

и хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(
медведь)

2. Дед и баба вместе жили,

дочку из снежка слепили,

но костра горячий жар

превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

 3. Баба била — не разбила.

Дед ударил — не разбил.

Баба очень  загрустила.

Кто же бабе подсобил?

Прибежала в дом малышка,

Вмиг яйцо разбила ...(мышка)

 4. Что за сказка: кошка, внучка, мышь

 ещё собака Жучка деду с бабой помогали,
корнеплоды собирали? (
репка)

 

5. Бабушка в лесу живёт,

травы-зелье собирает.

Пол в избе метлой метёт,

в ступе по небу летает.

Из кости её нога

Эту бабу звать ...(Яга)

6. Дыму, дыму-то кругом

Кто бежит с большим ведром

Кто с ушатом…  Вот кошмар!

В доме у кого пожар?

Подгорел чей хвост немножко?

Погорелец — тётя …(Кошка)

7. Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя — ...(
Дереза)

 

8. Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — ...(
Муха-цокотуха)

 

9. Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (
Петух)

10. Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник ..(
Мойдодыр).

11. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...(
теремок)

 12. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (
три медведя)

Фея:

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…(звучит музыка)

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Фея снимает с дерева книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора.

Первая книжка по сказкам К.И.Чуковского. Фея показывает иллюстрации, последняя слон с телефоном.

(Звонит телефон)

Фея: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Откуда?

Дети: от верблюда.

Что вам надо?

Дети: шоколада.

А потом позвонили мартышки.

Дети: Пришлите, пожалуйста книжки.

И такая дребедень целый день.

Дети: Динь-дилень, динь-дилень, динь-дилень.

Я три ночи не спал, я устал,

Мне бы заснуть, отдохнуть,

Но только я лег…

Дети: звонок! (звенит звонок)

Ой, да это не телефон звонит. Это в дверь звонят.

Входит Айболит.

Айболит: Здравствуйте, ребята, слышал я вы тут про сказки говорите, а из какой сказки я к вам пришел, узнали?

Правильно я Доктор Айболит. Сейчас я вас буду лечить….

Фея: Уважаемый доктор Айболит, у нас  здесь конкурс «Умники и умницы» и все совершенно здоровы.

Айболит: Так это вы и есть те самые умники и умницы, наслышан о вас. Сказки любите? Сейчас я буду читать слова из сказок К.И.Чуковского а вы  отгадайте  название.

3. Грамотейка:

1. Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

2.«Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка ускакала от меня…»(«Мойдодыр»)

3. Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха»)

4. И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…(«Федорино горе»)

5. … Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

6. А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

(Дети называют название сказки, Айболит раздает карточки каждому ребенку с изображением героев этих сказок)

Айболит: Молодцы, сказки узнали, а теперь вам такое задание , назовите первый звук и сколько в этом слове слогов.(айболит, тараканище, муха, крокодил, телефон, акула)

Айболит: У меня есть еще одна просьба, в моем сундучке перепутались сказки, помогите мне пожалуйста разобраться какие предметы к каким сказкам относятся.(из сундучка выкладывает различные предметы, дети должны выбрать для своей сказки и сложить в обруч)

Фея: Айболит, справились ребята с твоим заданием? Оставайся на нашем празднике.

4. Математика.

Фея снимает с дерева вторую книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора (русские народные сказки). Выпадает перо. Звучит музыка. Появляются гуси, танцуют танец.

Гусь: 

Далеко за горной кручей
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Живет дряхлая старушка,
Что зовут бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат
Со старухой этой дружат.

Сколько здесь ребятишек, вот мы сейчас и прихватим  какого-нибудь маленького пухленького, сладенького для бабы-яги.

Фея:

Гуси, подождите, не спешите. Во-первых вы попали на праздник, а во-вторых у нас дети уже не малыши, они собираются в школу, знают буквы, звуки, цифры, умеют считать, решать задачи.

Гуси:

Вот мы сейчас и проверим. Если выполните наше задание, то отпустим вашего умника (раздают карточки с заданиями). Фея объясняет задание (вписать в числовые карточки соответствующие цифры и поставить между ними знак <, >, =).

Дети выполняют задание на карточках, правильный ответ смотрим на мультимедиа.

Гуси: Так и быть ваших умных детей мы не возьмем.

Фея: Гуси-лебеди, оставайтесь с нами на празднике, поиграйте с нами в русскую народную игру.

Игра

После игры гуси приносят волшебный сок.

5. Татарский язык.

Фея снимает с дерева третью книжку и показывает иллюстрации детям. Дети называют сказки и их автора (татарские сказки).

На мультимедиа показываем сюжеты из сказок татарских писателей. Дети должны назвать автора и название сказки.

1. Г. Тукай: «Шурале»

2. Г. Тукай: «Водяная»

3. Г.Тукай: «Коза и баран»

4. Абдулла Алиш: «Болтливая утка»

5. Татарская народная сказка «Камыр батыр»

6. Татарская народная сказка «Дед, медведь, лиса»

6. Театральная деятельность.

Дети обыгрывают сюжет из любой сказки и подбирают к ней пословицу. (домашнее задание).

Фея: Вот и подошел наш конкурс к концу. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Написать сказку может только настоящий поэт и мастер.

Вечные сказки – народные, в них спрятана волшебная сила.

Подведение итогов. Награждение.

Сценарий составила Надежко О.А.