Семинар - практикум "Исследовательская деятельность дошкольников"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Семинар - практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

М У      У Д О

Семинар - практикум

на тему: «Исследовательская                          деятельность  дошкольников».

Составила:

воспитатель д/с 36

Галявиева Е.Н.

г. Нижнекамск

20113г.

Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню

Дай попробовать – и я пойму

(Китайская мудрость)

        А попробовать ребенок может в ходе экспериментирования – направления, особенно актуального в настоящее время в дошкольном развитии и образовании. Именно детское экспериментирование предполагает получение ребенком новых сведений о том или ином предмете или продукте окружающего мира.

        Полученные диагностические данные свидетельствуют о том, что именно практическое участие ребенка в познании окружающего мира приводит к положительным изменениям в личности дошкольника, дает ему большие возможности для общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивает память, внимание, мышление, воспитание, речь, познавательный интеллект. Ребенок учится самостоятельно формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания о том или ином предмете.

        Что же такое экспериментирование? Это опыты или исследование с теми или иными объектами, предметами окружающей действительности. Особенно большой простор для исследовательской деятельности представляют экологические объекты. Сегодня я познакомлю с двумя объектами экспериментирования: «Погода» и «Извержение вулкана».

        Рассмотрим первый. Его цель – познакомить детей с понятием «погода», дать представление об атмосфере, об атмосферном давлении, о том, как образуются облака, тучи, почему идет дождь.

        Исследовательская деятельность по этой теме состоит из нескольких фрагментов.

        Первый фрагмент «Что такое атмосфера»

        Я уже говорила выше, что исследовательская деятельность детей опирается на уже полученные знания. Потому сначала воспитатель рассказывает детям, что атмосфера состоит из множества слоев воздуха, в которых находятся различные газы (азот, кислород и т.д.), водяные пары и пыль. Изменения погоды вызываются изменениями в атмосфере. Воздух нагревается лучами солнца. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а вниз опускается холодный.

        Опыт

Докажем, что теплый воздух действительно поднимается вверх. Вырежем из картонного круга спираль и подвесим на нитке над включенным радиатором. Спираль начинает вращаться. Это доказательство того, что теплый воздух легче холодного, и он поднимается вверх.

        Второй фрагмент «Как образуются облака»

        Рассказ воспитателя. Облако – это скопление капелек воды или кристалликов льда. Они образуются при охлаждении восходящих (испаряющихся) потоков влажного воздуха, которые конденсируются в капельки воды.

        Опыт

Напустить в ванну горячей воды. Над ней образуется облако пара или напомнить пластиковую бутылку горячей водой. Через несколько минут вылить 2/3 воды и положить на горлышко бутылки кубик льда – начинают образовываться облака.

        Третий фрагмент «Дождь»

        Вода постоянно находится в движении. Испаряется под лучами солнца с рек, озер, океанов. Поднимается вверх в виде пара (мы это уже видели), конденсируется в капли воды, образуя облака, тучи. Когда капли становятся большими они тяжелеют , падают на землю в виде дождя. Это явление называется – круговорот.

        Опыт (проводит взрослый)

Взять кипятильник, банку с водой, 2 бутылки из под кетчупа, желоб из пластиковой бутылки, лед или снег. Погрузить кипятильник в банку с водой, бутылку со льдом прикрепить над банкой, под ней разместить желоб так, чтобы вода по нему стекала в банку с водой. Вода в банке закипает, превращается в пар, который касается бутылки со льдом (это холодное небо). Пар превращается в маленькие капельки воды (облако). Маленькие капельки сливаются друг с другом в большие. Это туча. Большие капли тяжелые, они падают вниз. Начинается дождь.

Сколько дождя выпало, мы можем измерить с помощью дождемера.

Опыт

Срежем верхушку у пластиковой бутылки и вставим горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой части приставить линейку. Она будет измерять уровень выпавшей дождевой воды. На участке сделать ямку в почве и поставить туда дождемер так, чтобы верхняя часть возвышалась над почвой. После дождей можно измерить, сколько дождя выпало за день, за неделю.

        Вообще с водой можно производить множество опытов, чтобы определить ее свойства.

  1. Изменение формы.

Для этого опыта потребуются сосуды разной формы, налить в них воду.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

  1. Вода – это жидкость. Она растекается.

Опрокинуть стакан с водой. Что делает вода? Растекается.

  1. Вода прозрачная, бесцветная.

Опустить ложку в стакан с водой и с молоком. Сделать вывод.

  1. Вода нагревается.

Оставить стакан с водой около обогревателя. Измерить температуру воды до и после. Сделать вывод.

  1. Вода испаряется.

Оставить стакан с водой утром около батареи. Вечером проверить. Стакан пустой. Куда пропала вода? Испарилась.

  1. Из холодильника достать бутылку с водой, поставить на блюдце. Скоро бутылка запотеет и капельки воды упадут на блюдце.

Вывод: мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

  1. Вода – пар.

Взять термос с кипятком, открыть, поднести зеркало. На нем образовались капельки. Это состояние воды называется пар.

  1. Опыты по изменению состояния воды: замерзает, тает.
  2. Талую воду пропустить через салфетку. Она грязная. Какой снег на улице?

Вывод: после всех опытов с водой: вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Вторая тема «Извержение вулкана»

Цель – познакомить с вулканом, как природным явлением.

Рассказ воспитателя о вулкане с использованием иллюстраций (один «спит», другой с извергающейся лавой).

Какой формы вулкан?

Вершина – кратер. Это дыра, уходящая глубоко в землю. Если вулкан оживет, то из Кратера низвергнет лава.

Давайте оживим спящий вулкан.

Сделаем из картона конус. Это вулкан. Внутрь конуса поместим стаканчик из под йогурта.

        Теперь сделаем лаву.

В банку насыплем чайную ложку соды, немного красной краски, 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса. Заливаем в вулкан – получилось извержение.

        Профессор Н.Н.Поддъяков считает, что детское экспериментирование может претендовать на роль ведущего типа деятельности ребенка – дошкольника. Поэтому экспериментировать ребенок должен не только в детском саду, но и дома. Включение родителей в данную проблему позволяет им понять, как данную проблему позволяет им понять, как можно образовывать детей, опираясь на их природную любознательность и исследовательскую активность. Взаимодействию родителей с детьми, содержанием которого выступает экспериментирование, необходимо учить.

На родительском собрании воспитатель знакомит родителей с экспериментированием, как формой сотрудничества с детьми, направленную на познание окружающего мира, проводит анкетирование, позволяющее выявить степень их интереса к данной проблеме, создает условия для проявления исследовательской деятельности детей и родителей. Каким образом?

Первое – постановка проблемной ситуации.

«Очень хочется рисовать, но нет красок, карандашей», «Хочется сделать подарок, но нет клея», «Хочу гулять, но на улице дождь». Это дает возможность ребенку вместе со взрослым поэкспериментировать и ответить на вопросы «Как?», «Почему?».

        Второе – научить родителей новым формам взаимодействия с детьми с использованием различных экспериментальных материалов.

Это опыты:

- с мукой: рассыпать, нарисовать на ней, подуть на нее, рассмотреть через лупу, смешать с водой, с солью, сделать цветное тесто, слепить из него;

- с глиной: то же самое;

- с пластилином.

Чем похожи? Чем различаются? Сравнение свойств этих материалов: тянется или нет; прилипают к рукам или нет; можно ли разломить, проткнуть пальцем, зубочисткой; из чего легче лепить?

Предложить несколько экспериментов, которые можно провести в домашних условиях:

«Волшебные краски» (3 – 7 лет)

Чем можно рисовать? Откуда берутся краски? Предложить ребенку лист плотной бумаги, тертую свеклу, морковку, измельченную зелень и несколько видов ягод. У ребенка появиться возможность оставить след на бумаге с помощью овощей, ягод, зелени. Это натуральные краски. Их нам дает природа.

        «Музыкальные банки» (3 – 5 лет)

Маленькие дети будут в восторге от шума и от чувства первооткрывателей этого шума, если перемешают воду в стакане с ложкой.

Дети постарше будут экспериментировать с бутылками. 6 – 7 бутылок с водой, менять уровень воды в бутылках, высота звука будет разной.

        «Слепки с природы» (3 – 5 лет)

Прижать кусочки глины или пластилина к дереву, к кирпичной или бетонной поверхности и посмотреть какие изгибы и трещины получились на слепке. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

        «Картофельный человек» (4 – 7 лет)

Взять картофелину, вырезать немного мякоти с одного конца, смочить ватный кусочек водой и поместить его в вырезанное картофельное отверстие. Насыпать туда семена салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые волосики. Это прорастают семена салата.

Использованная литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 – 2099г., №9 – 2010г., №1 – 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...