Консультация для воспитателей
консультация (средняя группа) на тему

Филатова Елена Сергеевна

Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении.

Автор:  Филатова Елена Сергеевна

Развитие ребенка и направление его деятельности во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самодеятельности и самостоятельности ребенка.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. 
Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта. 
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. 
Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. 
Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. 
При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. 
Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал. 
В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность изготовления фигурки, приемы и способы складывания – все это стимулирует развитие внимания, логической памяти и воображения. 
В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор: дети получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания фигурок и обыгрывания их в игровых ситуациях.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны - ее компонентом.
Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. 
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Если ребенок сильный в интеллектуальном развитии, то он не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности, ему только надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. 

Другому ребенку нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога, как ее компонента, ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось.
В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения.
Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские фигурки.
Оригамские игрушки могут быть использованы в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:
-
Центр сюжетно-ролевой игры – Игра «Магазин» (кошельки, сумочки).“Игра в цветочный магазин” (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).
-  Центр физической культуры - «Игрушка-ловушка» - позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди” и др.
-Центр изобразительного искусства - Композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок», «Дымковская барышня» и др.
-Музыкальный центр - Игрушки-самоделки из бумаги (пианино, гармошка, трещотка)
-Театральный центр - а) Пальчиковый театр (оригамские головки);
б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”;
в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
-Центр развития сенсорики - Материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогут ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами. 
-Книжный Центр – Книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) - в них дети найдут понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков смогут её сложить. 
-Центр природы - Оригами в интерьере. «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор» и др.
- Учебный уголок - На занятиях по математике фигурки используются, как счетный материал, так и для распознавание геометрических понятий: квадрат,  треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей.
Оригамские модели также применяются:
- на праздниках (дарим оригамские открытки);
- на музыкальных вечерах, утренниках (оформление зала, танцы и песни с оригамушками);
-  в летных соревнованиях (в честь 9 мая, в день защиты детей);
-  на выставках и олимпиадах (в группе, внутри учреждения, на районных и городских,  на российских и международных).
Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...