МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»
консультация на тему

Гилевич Лариса Ивановна

Масстер класс можно использовать так же и для родителей. Взрослым будет интересно окунуться в мир старины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

Автор: Гилевич Лариса Ивановна

Воспитатель

Частное дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №196 ОАО «РЖД».

(Слайд 2). В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Куклы Барби и их друзья Кены, заводные машинки, пластмассовые конструкторы и многое другое. Поднимая вопрос психолого-педагогической значимости игрушки, хочется особенно подчеркнуть, что игрушка должна вызывать интерес у ребёнка, пробуждать его к любознательности, открывать новые горизонты игровых действий. И пусть игрушка остаётся неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания ребёнка, оказания психологической помощи малышу и коррекции его поведения. Пусть игрушка содержит в себе дидактическую изюминку и при этом выполняет диагностическую функцию. Пусть она удивляет и забавляет малыша… и всё это вместе взятое, вне всяких сомнений, будет её достоинством. Но как же жили наши предки? Во что играли наши бабушки и дедушки? Кого укачивали в игрушечной колыбельке? Мы должны окунуться в исторический мир игрушек. В нашем современном мире. Мире электроники и интерактивных игрушек мы совсем забываем странички нашего прошлого. Что бы вернуться к истокам нашей русской культуры, что бы история жила в поколениях, мы должны с самого раннего детства приобщать детей к русским традициям, истории, культуре. Игровая культура всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражая различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни крестьянская кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Хотя игрушка и игра по-прежнему занимают важное место в социализации детей и подростков как богатая и выразительная сфера народной культуры.  

    Какова же история русской игрушки? История народной куклы прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы: она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность, характерные черты создающего её народа. Мы остановимся на тряпичной игрушке. Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Игровые куклы.

(Слайд 3). Традиционно в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных семьях их насчитывалось до 100 штук. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывали частичку души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбки, их игровые роли строго разделялись. Народные куклы имели большое значение в воспитании и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Следуя за возрастом, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Эта кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол девочек. С ней девочки росли и развивались. С «Пеленашкой» можно было играть в дочки – матери: пеленать, укачивать, кормить. Её можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка даже без помощи взрослого. Эта кукла была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани, на голову надевали платочек, а сверху пеленали куском ткани и перехватывали узкой полоской ткани или лентой. Подрастающему ребёнку давали играть кукол, сделанных из тряпок. Их изготовление не требовало каких-либо сложных инструментов и приёмов. Но при этом несла в себе черты индивидуальности. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетённой лентой и наряд из пёстрых лоскутков. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или наводили карандашом, а более ранних куклах – угольками. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчик. Брали на жатву, на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданное. Позволялось играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали в 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свёкр, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили их детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Для игры собирались группами в избе, в амбар, на улице. В играх было до 20 и более девушек. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла – жених или мужик, брали просто щепочку.

Обрядовые куклы.

(Слайд 4). В жизни взрослых кукла имела особое обрядово – магическое значение, которое она сохранила вплоть до 20 века со своими архаичными формами. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определённый смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Куклы, наряженные, в красные ситцевые лоскутки, украшали «куличку» и «пряницу» (так называли жертвенный хлеб в России). Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы – помощницы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Для наших предков она была больше, чем игрушка.

 Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далёких предков, делают прошлое интереснее и понятнее для взрослых и для детей.

Куклы – обереги.

      На Руси обережные куклы делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Используя те же приёмы, что и в изготовлении игровой куклы, изготовляли и куклы – обереги. Это 12 «кукол – лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и так далее, олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Такую куклу нельзя было купить. Только сделать самим. Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и ненастья, давали силу маленьким…

(Слайд 5). «Матушка куколка» дариться дочери для избежания многих бед и нахождения своего счастья.

(Слайд 6). «Крупеничка» (Зерновушка, Горошинка) – символизирует плодородие и сытый год. Кукла набитая крупой. Это образ дородной женщины – хозяйки, хранительницы достатка в доме. В основе куклы – маленькая киса (кожаный или холщёвый мешочек с круглым дном, горловина которого затягивается верёвочной петлёй).

(Слайд 7). «Столбушка» - наперстница крестьянских девушек в их надеждах и мечтах.

(Слайд 8). «Берестушка» - покровительница и заступница девушек.

(Слайд 9). «Лихоманки» нападали по весне (особенно в марте) на расслабившегося человека и он заболевал. Кукол «Лихоманок» заговаривали и сжигали. Человек выздоравливал. Эту куклу изготавливали под речитатив заговора о недугов, болезней. Весенней лихорадки. Считалось, что сестрица – трясовица, увидев такую куклу, узнаёт себя и вселится в неё вместо человека.

(Слайд 10). «Бессонница» укладывалась в колыбель, если ребёнок не спал со словами: «Сонница - бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой.

(Слайд 11). «Пеленашка». Эту куклу подкладывали ребёнку после рождения. С той же целью – обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребёнка. Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Ости смотрели на ребёнка и на куклу, обращаясь к кукле: «Ой, до чего куклёнок хорош!», чтоб не сглазить ребёнка. «Пеленашку» нельзя было мастерить с помощью иголку и ножниц -  это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в тканную куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбель, чтобы она обжилась там, а затем укладывали её рядом с малышом.

(Слайд 12). «Кувадка» или «Куватка». Это кукла, которую делали. Чтобы «обмануть», сбить с толку злых духов и тем самым защищать новорождённых младенцев. Этой куклой «игрались» только мужчины. Именно они приносили эти куклы в баню. Где в старые времена принимались роды у женщин.

(Слайд 13). «Купавка». Эта кукла «одного дня». Она олицетворяла начало купаний. Её сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы тесёмки забирали с собой людские невзгоды.

 Эти куклы, так или иначе несли в себе обереговую силу. Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и для «выкупа». Купить такие куклы нельзя, силу потеряет, а вот выкупить – запросто. Главное – выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша. Чтобы увидев эту куклу, вы почувствовали, что она ваша, что вы уже знаете, куда её поставить или положить. Только тогда эта кукла будет оберегать вас. Ну, а на место где лежала эта кукла. Клали выкуп – деньги, товар, пищу.

Интересно, что славянские куклы имеют одну характерную особенность. У таких кукол нет лица. У кукол нет глаз, рта, носа. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя, кроме этого – такая кукла не может быть двойником человека, и с её помощью нельзя навредить человеку.

(Слайд 14). Интересны ли рукотворные народные куклы нашим детям и какое место занимают они в их игре? Способствуют ли куклы возникновению сюжетно-ролевой игры, и как ребёнок использует их в своей игровой деятельности? Можно ли развивать интерес к народным куклам в наши дни? Эксперименты оказали, что данные виды кукол практически не вызывают игрового интереса у детей.  Они не знают, что с ними делать и как играть, не способны сами сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной, фабричной куклой они могут играть долго и их игра основана на предметных действиях с ней. Путь решения этой проблемы в том, что необходимо подобрать интересный сюжет и способы действия с народной куклой – сделать её вместе с детьми. Это позволяет развивать у них творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.  

                                                                      Практическая часть.

Изготовление кукол – закруток.

Материал: отрезки хлобчатотобумажной ткани размером 10×15см. и 6×6 см.; суровые нитки для фиксации рук; яркие нитки для фиксации туловища.

Таких кукол делали из ткани, свёрнутой валиком, и поэтому называли «Закрутками».

 «Была бы охота – заладится любая работа».

  1. Ткань, размером 10×15 см. скрутить в валик.

«Не будет скуки, когда заняты руки».

  1. Получился валик – основа куклы.

«Птицу узнают в полёте, а человека в работе».

  1. Скрученный валик перегнуть пополам, оформить голову, перетянув ткань ниткой чуть ниже места сгиба.

«Недаром говорится, что дело мастера боится».

  1. Лоскут ткани размером 6×6 см. туго скручиваем в скрутку. На концах отступить по 1 см. и сделать обмотку яркой ниткой. Нить оборвать. Получились ручки.

«Упорство и труд всё перетрут».

  1. Вторую скрутку уложить в первую (под головой) и зафиксировать несколькими витками яркой нитью – сначала на лини талии, а затем крест – накрест на груди. Концы нити на талии завязываем в узел.
  2. Наша кукла готова.

«Конец – делу венец».

В наши дни игрушка, сделанная своими руками может служить сувениром и хорошим подарком к празднику.

Литература.

  1. З.И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы». Минск, 2006 год.
  2. «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе». Институт художественного образования Российской академии образования, 1/2009.
  3. «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе». Институт художественного образования Российской академии образования, 2/2012.
  4. http//:kukladel.ru
  5. http//:lyjictoe.wordpress.com 
  6. http//:samopoznanie.ru
  7. http//:stranamasterov.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклы из бабушкиного сундука 1

Слайд 2

2

Слайд 3

Игровые куклы 3

Слайд 4

Обрядовые куклы 4

Слайд 5

«Матушкина куколка» Куклы-обереги 5

Слайд 6

« Крупеничка » 6

Слайд 7

« Столбушка » 7

Слайд 8

« Берестушка » 8

Слайд 9

«Лихоманки» 9

Слайд 10

«Бессонница» 10

Слайд 11

« Пеленашка » 11

Слайд 12

« Кувадка » 12

Слайд 13

« Купавка » 13

Слайд 14

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"

Данный мастер-класс разработан  с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...

Мастер-класс для родителей "куклы из бабушкиного сундука"

Мастер-класс для родителей в мини-музее "Русская изба" по изготовление куклы Утешницы....

Мастер класс для педагогов "Кукла Утешница из бабушкиного сундучка"

Куклы радовали, утешали, спасали и даже лечили. Для каждого случая была своя кукла....

Мастер - класс для педагогов "Куклы - обереги своими руками. Вепсская кукла".

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не прсто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастарами было освоено искусство изгото...

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундука"

Мастер – класс для педагогов «Куклы из бабушкиного сундучка»         Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов всоздани...

Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука»

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?......