Главные вкладки

    Проект «Почемучки».
    проект (средняя группа) на тему

    Маликова Наталия Васильевна

    Познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperemenitrovanie_v_sredney_gruppe.docx24.38 КБ

    Предварительный просмотр:

     Проект «Почемучки».

    Актуальность проекта:                                                                                                                          

     В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

     В настоящее время, в системе дошкольного образования одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления природы: солнце, ветер, звезды, снег, дождь. Дети с интересом собирают камни, играют с песком, и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр.

    Вид проекта: познавательно – исследовательский (экспериментирование)

    Сроки реализации: долгосрочный (8 месяцев)

    Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

    Постановка проблемы: По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

    Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

    Цель:

    познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.

      Задачи:

    - Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

    - Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования;

    - Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

    Задачи исследовательской деятельности в средней группе:

    - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    - развитию способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

    - практические опыты;

    - обсуждение результатов и формулировка выводов.

    Этапы проекта:

    1-й этап: подготовительный

    - Изучить методическую литературу, где освещены формы и методы по данной теме;

    - Диагностика детей с целью выявления представлений у детей о явлениях и объектах окружающего мира;

    - Анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково-исследовательской деятельности вместе с детьми;

    2 – й этап: основной

    - Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;

    - Составление перспективного плана экспериментов и опытов по данной теме;

    - изготовление карточек с символическими изображениями темы эксперимента;

    - работа с детьми;

    - Работа с родителями (совместные мероприятия, помощь при приобретении необходимого материала для создания мини – лаборатории, изготовление игрушек для проведения опытов);

    - Подбор наглядного раздаточного материала для проведения опытов, экспериментов.

    3 – этап: Заключительный: Анализ проделанной работы, выводы.                                                                                       Презентация проекта: Фотовыставка «Юные исследователи».

    Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира:

    - выявление свойств воздуха;

    - выявления свойств воды; - выявление свойств снега и льда;

    - выявление свойств песка и глины;

    - знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

    Приборы и оборудования мини- лабораторий в средней группе:

    1.Микроскопы, лупы, зеркала, весы, песочные часы, термометры, подносы, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл);

    2.Емкости: пластиковые банки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

    3.Материалы:

    – природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, спилы деревьев, крупа);

    4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, измельчённый пенопласт, бумага разного сорта, почва, камни, древесный уголь.

    1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

    3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    4. Уточнение плана исследования.

    5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.

    6. Распределение детей на группы.

    7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

    Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов:

    - бери только нужные для работы материалы;

    - работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, сыпучими предметами только на подносе;

    - пробовать вещество на вкус можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

    - клади на место все материалы по окончании работы.  

    Планирование работы по организации исследовательской деятельности с детьми.

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы в разных видах деятельности

    Материалы предметно- развивающей среды

    Сентябрь  - Октябрь

    Тема: «Воздух»

    Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Подвести пониманию того, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, невидимый.

    1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

    2.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в неё.

    3.Показать, как обмахивать веером лицо.

    4.Надувание шаров.

    5.Взять миску с водой и дуть и дуть на неё. Получаются волны.

    - беседа «откуда берется воздух, ветер»;

    - составление рассказов «Воздух есть везде»;

    -чтение рус. нар. сказки «Пузырь, Соломинка, лапоть»;

    -игры с воздушными шарами и мыльными пузырями;

    - рисование «Ветер наклонил деревья».

    - изготовление «Веер»

    1.Пособия для эксперимен -тов,

    2. Картинки: вентилятор, веер.

    Работа с родителями:

    Консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,

    «Дыхательная гимнастика для детей»;

    Изготовление игрушек для игр с воздухом.

    Ноябрь – Декабрь

    Тема «Вода»

    Дать представления о воде и её свойствах. Вода бывает тёплой, горячей, холодной. Вода прозрачная. В воде одни вещества    растворяются, а другие нет. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода жидкое вещество.

    1.Во время мытья рук измерить температуру воды;

    2.Взять два стакана   один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить ложку;

    3.Попробовать на вкус;

    4.Переливание воды с одного стакана на другой;

    5.В один стакан положить речной песок, а в другой – сахарный.

    - Заучивание потешек о воде;

    -Слушание мелодий, передающих журчание воды;

    -Окрашивание воды с помощью красок;

    - Дидактическая игра «Река, озеро, море»;

    Изображения ручья, реки, моря, океана.

    2.Пособие «Круговорот воды»;

    3.Материалы для опыта;

    4.Альбомы с иллюстрациями.

    Работа с родителями:

    Беседы о закаливающихся процедур с водой;

    Изготовление игрушек для игр с водой.

             

    1.Принести снег и лед в помещение.

    2.Положить снег сначала на голую ладонь, затем на ладонь на варежке.

    3.Замораживание цветных льдинок.

    4.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

    - рассматривание иллюстраций о зиме;

    - беседа зимние забавы;

    - чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц;

    - рисование на тему «Зима»;

    - аппликация «Снеговик»;

    -разучивание  песен о зиме;

    1.Материалы для проведения опытов;

    2.Иллюстрации, альбомы;

    1. Посадить в стаканчик семена фасоли.

    2.Посадить лук  в баночку с водой и на почву(рассматрива -ние корней через  прозрачную баночку)

    3.Поставить в воду ветки тополя.

    - наблюдение за прорастанием семян,  лука, ветками тополя;

    - дидактическая игра: «Стебель, листок, корень»;

    - рисование «Весенние цветы»;

    - трудовая деятельность по уходу за растениями.

    Блюдца для проращивания семян, прозрачные баночки, стаканчики.

    Май – июнь

    Тема «песок, глина, камни.

    Познакомить со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.

    Развивать у детей интерес к камням,

    Называть их особенности.

    1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.

    2.слепить шарики из сухой и влажной глины.

    3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.

    4. Рассматривание камней, сравнивание их по форме, цвету, округлости, гладкости, весу

    - игры с песком;

    - лепка из глины;

    1.Стаканчики с землей и глиной.

    2.Лупа, сито, дощечки, палочки

    Работа с родителями: выставка поделок из глины.

    Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

    Отношение к эксперименталь- ной деятельности

    Целеполагание

    Планирование

    Реализация

    Рефлексия

    Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении задач

    Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

    Самостоятель -но планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятель -ной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

    Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

    Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь -ные причинные связи. Делает выводы.

    В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

    Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

    Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

    Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

    Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого

    Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

    Стремление к самостояте -льности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств

    Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательно -стей (что сначала, что потом).

    Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологиче -ские, ребенок ориентируется на внешние, несуществен -ные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

    Вывод:

    Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, к исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытка работать самостоятельно.

    Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

    Литература:  

    1.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  ТЦ «Сфера» 2009.                                                                                                                                  

    2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой,  «АРКИ».

    3.Песочная терапия в развитии дошкольников. О.В. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – «ТЦ Сфера», 2014.

    4. Познавательные сказки Т.А. Шорыгина – «ТЦ Сфера», 2014

    5. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  Дыбина О.В. – ТЦ «Сфера», 2005.

    6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Г.П.   Тугушева, А Е. Чистякова  -Издательство «Детство», 2007.  

    7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Почемучка"

    проект работы с детьми по теме "Нежвая природа"...

    Дополнение к проекту "Почемучка"

    Дополнение к проекту "Почемучки"...

    Дополнение к проекту "Почемучка" 1

    Дополнение к проекту "Почемучка"...

    Дополнение к проекту "Почемучка"2

    Дополнение к проекту "Почемучка"...

    Дополнение к проекту "Почемучка"3

    Дополнение к проекту "Почемучка"...

    Проект «Почемучки»

    Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка.  Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает...

    Проект "Почемучки"

    Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы....