Проект «Почемучки».
проект (средняя группа) на тему

Климова Наталия Васильевна

Познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperemenitrovanie_v_sredney_gruppe.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Почемучки».

Актуальность проекта:                                                                                                                          

 В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

 В настоящее время, в системе дошкольного образования одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления природы: солнце, ветер, звезды, снег, дождь. Дети с интересом собирают камни, играют с песком, и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр.

Вид проекта: познавательно – исследовательский (экспериментирование)

Сроки реализации: долгосрочный (8 месяцев)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы: По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Цель:

познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.

  Задачи:

- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования;

- Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Задачи исследовательской деятельности в средней группе:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- развитию способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

- практические опыты;

- обсуждение результатов и формулировка выводов.

Этапы проекта:

1-й этап: подготовительный

- Изучить методическую литературу, где освещены формы и методы по данной теме;

- Диагностика детей с целью выявления представлений у детей о явлениях и объектах окружающего мира;

- Анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково-исследовательской деятельности вместе с детьми;

2 – й этап: основной

- Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;

- Составление перспективного плана экспериментов и опытов по данной теме;

- изготовление карточек с символическими изображениями темы эксперимента;

- работа с детьми;

- Работа с родителями (совместные мероприятия, помощь при приобретении необходимого материала для создания мини – лаборатории, изготовление игрушек для проведения опытов);

- Подбор наглядного раздаточного материала для проведения опытов, экспериментов.

3 – этап: Заключительный: Анализ проделанной работы, выводы.                                                                                       Презентация проекта: Фотовыставка «Юные исследователи».

Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира:

- выявление свойств воздуха;

- выявления свойств воды; - выявление свойств снега и льда;

- выявление свойств песка и глины;

- знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

Приборы и оборудования мини- лабораторий в средней группе:

1.Микроскопы, лупы, зеркала, весы, песочные часы, термометры, подносы, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл);

2.Емкости: пластиковые банки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

3.Материалы:

– природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, спилы деревьев, крупа);

4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, измельчённый пенопласт, бумага разного сорта, почва, камни, древесный уголь.

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.

6. Распределение детей на группы.

7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, сыпучими предметами только на подносе;

- пробовать вещество на вкус можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

- клади на место все материалы по окончании работы.  

Планирование работы по организации исследовательской деятельности с детьми.

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Материалы предметно- развивающей среды

Сентябрь  - Октябрь

Тема: «Воздух»

Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Подвести пониманию того, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, невидимый.

1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

2.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в неё.

3.Показать, как обмахивать веером лицо.

4.Надувание шаров.

5.Взять миску с водой и дуть и дуть на неё. Получаются волны.

- беседа «откуда берется воздух, ветер»;

- составление рассказов «Воздух есть везде»;

-чтение рус. нар. сказки «Пузырь, Соломинка, лапоть»;

-игры с воздушными шарами и мыльными пузырями;

- рисование «Ветер наклонил деревья».

- изготовление «Веер»

1.Пособия для эксперимен -тов,

2. Картинки: вентилятор, веер.

Работа с родителями:

Консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,

«Дыхательная гимнастика для детей»;

Изготовление игрушек для игр с воздухом.

Ноябрь – Декабрь

Тема «Вода»

Дать представления о воде и её свойствах. Вода бывает тёплой, горячей, холодной. Вода прозрачная. В воде одни вещества    растворяются, а другие нет. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода жидкое вещество.

1.Во время мытья рук измерить температуру воды;

2.Взять два стакана   один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить ложку;

3.Попробовать на вкус;

4.Переливание воды с одного стакана на другой;

5.В один стакан положить речной песок, а в другой – сахарный.

- Заучивание потешек о воде;

-Слушание мелодий, передающих журчание воды;

-Окрашивание воды с помощью красок;

- Дидактическая игра «Река, озеро, море»;

Изображения ручья, реки, моря, океана.

2.Пособие «Круговорот воды»;

3.Материалы для опыта;

4.Альбомы с иллюстрациями.

Работа с родителями:

Беседы о закаливающихся процедур с водой;

Изготовление игрушек для игр с водой.

         

1.Принести снег и лед в помещение.

2.Положить снег сначала на голую ладонь, затем на ладонь на варежке.

3.Замораживание цветных льдинок.

4.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

- рассматривание иллюстраций о зиме;

- беседа зимние забавы;

- чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц;

- рисование на тему «Зима»;

- аппликация «Снеговик»;

-разучивание  песен о зиме;

1.Материалы для проведения опытов;

2.Иллюстрации, альбомы;

1. Посадить в стаканчик семена фасоли.

2.Посадить лук  в баночку с водой и на почву(рассматрива -ние корней через  прозрачную баночку)

3.Поставить в воду ветки тополя.

- наблюдение за прорастанием семян,  лука, ветками тополя;

- дидактическая игра: «Стебель, листок, корень»;

- рисование «Весенние цветы»;

- трудовая деятельность по уходу за растениями.

Блюдца для проращивания семян, прозрачные баночки, стаканчики.

Май – июнь

Тема «песок, глина, камни.

Познакомить со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.

Развивать у детей интерес к камням,

Называть их особенности.

1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.

2.слепить шарики из сухой и влажной глины.

3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.

4. Рассматривание камней, сравнивание их по форме, цвету, округлости, гладкости, весу

- игры с песком;

- лепка из глины;

1.Стаканчики с землей и глиной.

2.Лупа, сито, дощечки, палочки

Работа с родителями: выставка поделок из глины.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Отношение к эксперименталь- ной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении задач

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятель -но планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятель -ной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь -ные причинные связи. Делает выводы.

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостояте -льности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательно -стей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологиче -ские, ребенок ориентируется на внешние, несуществен -ные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Вывод:

Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, к исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытка работать самостоятельно.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

Литература:  

1.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  ТЦ «Сфера» 2009.                                                                                                                                  

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой,  «АРКИ».

3.Песочная терапия в развитии дошкольников. О.В. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – «ТЦ Сфера», 2014.

4. Познавательные сказки Т.А. Шорыгина – «ТЦ Сфера», 2014

5. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  Дыбина О.В. – ТЦ «Сфера», 2005.

6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Г.П.   Тугушева, А Е. Чистякова  -Издательство «Детство», 2007.  

7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Почемучка"

проект работы с детьми по теме "Нежвая природа"...

Дополнение к проекту "Почемучка"

Дополнение к проекту "Почемучки"...

Дополнение к проекту "Почемучка" 1

Дополнение к проекту "Почемучка"...

Дополнение к проекту "Почемучка"2

Дополнение к проекту "Почемучка"...

Дополнение к проекту "Почемучка"3

Дополнение к проекту "Почемучка"...

Проект «Почемучки»

Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка.  Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает...

Проект "Почемучки"

Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы....