Секционное заседание городского августовского педагогического совещания по направлению: «Интеграция общего и дополнительного образования в целях развития интересов и способностей каждого ребенка».
материал на тему

Романюк Ольга Анатольевна

Логико-математическое развитие дошкольников средствами игровых технологий в рамках дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_ds_68_vystuplenie_romanyuk.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

Секционное заседание городского августовского педагогического совещания  по направлению:

 «Интеграция общего и дополнительного образования в целях развития интересов и способностей каждого ребенка».

СООБЩЕНИЕ

на тему:

«Логико – математическое развитие дошкольников средствами игровых технологий в рамках дополнительного образования»

Подготовила:

Воспитатель

Романюк О.А.


г. Нижневартовск – 2015г.

Слайд 2. Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических операций мышления, соотносить действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат.

Слайд 3. Логико – математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому мы используем проблемно  -игровые методы. При их использовании ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок; проявлении радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций. 

Слайд 4. В настоящее время широко используются логические и математические игры. С позиции идей педагогики развития организация логико -  математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно – практического и эмоционально – ценностного развития детей. В процессе логико – математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности самореализации личности ребенка в деятельности.    Кроме того логико – математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка. Ребенка в игре привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает определенную дидактическую задачу.

Слайд 5. Наряду с популярными играми блоками Дьенеша и палочками Кюизенера  в работе нашего дошкольного учреждения используются игровые пособия В.В. Воскобовича в специально организованной и самостоятельной деятельности детей. Использовать развивающие игры Воскобовича рекомендует примерная образовательная программа «Детство», которую реализует наше образовательное учреждение. Как показала практика, игры прекрасно вплелись в образовательную программу дошкольного образования детского сада.  В ДОУ функционирует  кружок дополнительного образования «Лабиринты фиолетового леса» в специально оборудованной  комнате, удовлетворяющей требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде. Внедрение игровых технологий Воскобовича вызвало интерес родителей, планируются проведение семинаров и мастер – классов.

Слайд 6.    

Особенности развивающих игр Воскобовича

  • Игры разработаны, исходя из интересов детей -  занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности
  • Многофункциональность и универсальность -  занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
  • Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. 
  • Широкий возрастной диапазон - в одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше, игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

В федеральном законе "Об образовании Российской Федерации" уделено внимание системному взаимодействию предлагающему совместную реализацию образовательных программ нескольким образовательным учреждениям. В этом отношении игры В. В. Воскобовича позволяют обеспечить преемственность ДОО и начальной школы, поскольку педагоги могут использовать одно оборудование, но при этом изменяя и усложняя решаемые задачи и содержание заданий.

  • Методическое сопровождение -  многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои,  сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
    Одним из приемов активизации детской мыслительной деятельности является использование приема специально допущенной ошибки или загадки которую совершает, или загадывает персонаж. Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико- математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предлагается возможности выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать как он действует. Дети не замечают, что идет процесс обучения и научения.

Слайд 7.   Представляю вашему вниманию варианты игровых упражнений с усложнением по возрастам с игровым пособием серии  кораблики («Плюх - Плюх», «Буль - Буль», «Брызг - Брызг») Воскобовича.

Цель данных упражнений: совершенствование интеллекта, внимания, памяти, мышления, речи;  развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, пространственных представлений, количественном и порядковом счете, развитие умение решать логико  - математические задачи;  тренировка мелкой моторики рук,

 Младший дошкольный возраст

Кораблик "Плюх-Плюх" готовится к плаванию, и Гусю не понравилось, как флажки надеты на мачты. Капитан дал команду Лягушкам снять флажки и повесить их по другому.

 - В первом ряду повесить флажки синего цвета - приказал капитан.

 - Второй ряд - флажки того цвета, которых осталось больше всего.

 - Третий ряд - флажки того цвета, которых теперь осталось больше всего.

 - И наконец последние флажки. Теперь кораблик стал похож на мою морскую тельняшку.

Слайд 8.   Средний дошкольный возраст.

Кораблик "Плюх-Плюх"

Как-то раз Гусь капитан пригласил в путешествие артистов Цифтоцирка. В круиз по Фиолетовому лесу отправились: Пес-жонглер, Крыса - силачка, Мышка-гимнастка и Зайка- укротитель. Когда артисты поднялись на кораблик на нем еще не было флажков. Артисты предложили помочь матросам надеть флажки на мачты, и Гусь капитан разрешил.  Пес - жонглер взял свое любимое количество флажков одного цвета. Сколько? 

Он ловко надел флажки на мачту, которая находилась между третьей и пятой. Какая это мачта? Что получилось? Пришлось Лягушатам - матросам исправить ошибку артиста Цифроцирка и закончить украшение кораблика. После того как лягушата-матросы закончили Гусь-капитан приказал:  «Нижние флажки на всех мачтах развернуть справа налево», «Развернуть все верхние флажки справа налево» - скомандовал капитан. Закончив украшение корабля команда отправилась в плавание.

Слайд 9.    Старший дошкольный возраст

Кораблик "Брызг-Брызг" давно в пути. Лягушки-матросы в очередной раз снимают флажки, приводят их в порядок и готовятся вешать на мачты.

Гусь-капитан командует: "В первую очередь - флажки на мачту". Лягушки -  матросы в панике: капитан не назвал мачту.

Капитан решил проверить своих матросов и мачту загадал.

Лягушки задают вопросы, а капитан отвечает:

- Эта мачта ниже высокой? - Да

- На этой мачте пять флажков?  - Нет

-Эта мачта стоит между четвертой и первой? - Да

-Эта мачта ниже третьей? - Да

На какую мачту Лягушки- матросы прикрепили флажки? (на низкую по высоте лил вторую по счету)

Гусь-капитан команду матросам повесить шнурок. Сначала продеть его в верхний флажок на высокой мачте, затем - в нижний на четвертой, потом во флажок, который находится между верхним и нижним на третьей мачте, в верхний флажок на мачте, ниже средней и, наконец, во флажок на низкой мачте.

Слайд 10.   Младший школьный возраст

Угадайте, о каких 3 флажках  я сейчас буду говорить:

Учитель: - Этот флажок находится на 5 мачте, в 3 ряду.

                 - Этот флажок находится на 7 мачте, в 4 ряду.

                 - Может быть, вы догадались, где находится третий флажок? Как?

(Ряды идут через один – нечетные, задуманные флажки находились посередине мачты, значит, третий флажок расположен на 9 мачте, в 5 ряду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовском педагогическом совещании

Тема: "Внедрение ФГОС ДО: результаты, проблемы, перспективы"...

Презентация выступления на городском августовском педагогическом совете

Презентация выступления по теме " Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития у детей дошкольного возраста инициативы и самостоятельности"...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в Учреждении на договорной основе: договор с заказчиком услуги в лице родителей (законных представителей) и исполнителем услуги в лице заведую...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...