Статья "Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста".
статья (младшая группа) на тему

Ермолаева Юлия Анатольевна

В статье указано значение развивающих игр Монтессори, Воскабовича, Никитина... для развития творческих способностей, психических процессов детей дошкольного возраста. Развитие детей проходит в непринужденной игровой обстановке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_statya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

В современном мире очень важно развитие творческих способностей дошкольников. Это можно решить с помощью игр и игровых упражнений, проходящих вне принужденной обстановке. Благодаря небольшому количеству детей, разнообразию вариантов игр, обеспечивается индивидуальный подбор заданий каждому ребенку. Существует большое количество игр, позволяющих быстро переключать внимаение с одного вида деятельности на другой. Игры и игровые упражнения проводятся в форме тренинга и направлены на развитие памяти, восприятия, внимания, мелкой моторики. Упражнения развивают мыслительные способности детей, речь, особенно речь-доказательство. Работа с дошкольниками не может строиться только на успоении готовых знаний, очень важно формирование способности ребенка мыслить творчески. Анализ методических рекомендаций, которыми пользуются в дошкольных учреждениях показал, что они не всегда способствуют в полной мере развитию творческих способностей детей. Это игры:  «Рамки  и вкладыши Монтессори», «Волшебный квадрат  Воскобовича», «Игры Никитина: кубики для всех, сложи узор...».

Цель игр:

Развитие творчески мыслящего, инициативного, раскрепощенного дошкольника с высоким уровнем развития познавательных способностей, умеющего использовать полученные ранее знания. Целью  стоит в  развитие ощущцщений, восприятия, мышления, воображения, умения мыслить самостоятельно, развитие сосредоточенности и наблюдательности.

Задачи:

1) тренинг психических процессов (память, внимание, творческое воображение, мышление, логика), координация мелкой моторики.

2)обучение детьей методам и приемам, позволяющим самостоятельно получать информацию.

3)развитие творческих способностей, умение ясно излагать свою точку зрения.

4) развитие и укрепление потребностей детей к дальнейшему обучению.

5) воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, ослабление с снятие психологических «якорей».

6) формирование культуры общения, чувств, поведения.

Работа с детьми расчитана на два года (проходит в два этапа).

Первый этап – первый год обучения (дети 4-5 лет).

Второй этап – второй год обучения (дети 5 -7 лет).

Первый этап первого года обучения (средняя группа, дети 4-5 лет).

Сентябрь, октябрь, ноябрь:

1) увеличение объема зрительной памяти, игры с видеорядом

2) игры на формирование произвольности внимания

3) игры на развитие ориентации

4) игры с «рамками и вкладышами Монтессори». Развивать умение узнавать и различать форму плоских фигур, их положение на плоскости, развитие мелкой моторики, создание начальных математических представлений

5) игры «сложи узор» . развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственному мышлению, мелкой моторики, фантазии.

Декабрь, январь, февраль:

1) увеличение объема зрительной памяти, усложнение видеоряда

2) игры на развитие словесно-логической памяти, увеличение объема слуховой памяти

3) развитие мелкой моторики в стихотворной форме

4) игры на внимание, воображение, развитие ориентации

5) игры «сложи квадрат », «палочки Кьюзинейра»

6) развитие умения различать отенки, развивать способность к анализу и синтезу, пространственному воображению, развитие начальных математических представлений

7) игра «уникуб», «блоки Дьеныша». Развивать способность к анализу, синтезу плоских изображений, объемных форм, развитие пространственного воображения, способности классификации по двум-трем признакам.

8) игра «кирпичики». Развитие пространственного воображения, способности к анализу и синтезу воображения

9) игра «волшебная дощечка». Развивать умение почувствовать пальцами форму геометрических фигур, изображения силуэта, ориентироваться наплоскости, работать по схеме и образцу.

Март, апрель, май:

1) игры с видеорядом на развитие слуховой памяти, мелкой моторики, воображения, навыков концентрации внимания

2) игра «кубики для всех». Научить мыслить пространственными образами, оюъемными фигурами, составлять различные комбинации фигур

3) игры «точечки», «квадрат Воскобовича». Развивать математическое мышление, обучать навыкам классификации, счета, нумерации

4) блоки Дьеныша, дроби. Развивать самостоятельное конструкторское мышление, навыки счета, способность к анализу и синтезу, пространственное воображение, логическое мышление

Второй год обучения – второй этап (дети 5-7 лет)

Сентябрь, октябрь, ноябрь:

Упражнять в развитии зрительной памяти, игры на развитие ориентации, слуховой памяти, аудиоряд, развивать творческое мышление.

Игры «палочки Кьюзинейра», «блоки Дьеныша», «волшебная дощечка». Развивать умение работать по схеме, воображение.

Декабрь, январь, февраль:

Знакомство с приемами запонимания цифр, информации, упражнение на переключение внимания, развитие зрительной и слуховой памяти, коллажи. Формирование навыка установления логических связей. Игры на развитие тактильной памяти, обанятельная память.

Игра «математический планшет», «уникуб», «кубики для всех», «волшебный круг», «сфинкс», «Пифагор». Развивать ориентировку, умение работать по схеме, воображение.

Март, апрель, май:

Мнемотаблицы, развитие ассоциативного мышления, познакомить с приемами работы, с цветовыми мнемотаблицами, приемами запоминания стихотворений, закрепление техники запоминания. Игры «листик», «квадрат Воскобовича», «сложи узор», «блоки Дьеныша».

Ожидаемый результат:

1) развитие интеллектуальных способностей

2) развитие познавательной активности

3) развитие речи-доказательства, культуры речи, общения

4) развитие произвольности, умение действовать в соответствии с принятыми намерениями

5) развитие мелкой моторики

6) развитие умения использовать полученные ранее знания, развитие инициативы.

Структура программы:

1) блок диагностический (тесты на диагностику восприятия – «чего не хватает», «узнай предмет», «сделай так», «белый лист», «круг, квадрат, треугольник», «найди и раскрась»; внимания:» найди и вычеркни», «фигурные таблицы»; памяти: тесты на зрительную память, слуховую, образную, смысловую (методика А.Н.Леонтьева, Д.Векслера); мышления: «придумай загадку», «узнай по описанию», «опиши предмет», «придумай предложение»)

2) блок развивающий (игровой тренинг)

3) блок контрольный(задания первого блока)

Учебный план первого года обучения (средняя группа 4-5 лет) 36 часов.

№п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

Всего

Теория (вводная часть)

Практика

1

Сентябрь, октябрь (8 занятий)

- Игра «рамки и вкладыши Монтессори». Цель: умение узнавать и различать формы плоских фигур, их положение на плоскости, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, создание начальных математических представлений.

1) подбери вкладыши к рамкам.

2) лото (правильно называть геометрические фигуры).

3) вкладывать фигуру на ощупь.

4) обведи фигуру.

5) закрашивание, заштриховывание фигур.

6) составление узоров из повторяющихся элементов, ковров.

7) игры на дорисовывание фигур.

- игры, направленные на развитие сенсорики

Цветоощущение

Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм

Восприятие сложных форм

- игры на развитие мелкой моторики

Сложи узор

Транграм

Лабиринт

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Ноябрь (4 занятия)

Сложи узор

Цель: развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики, фантазии.

Темы:

1) сложи дорожку из 3-4 фигур

2) выкладывание узоров по образцу

3) выбрать и сложить узоры по признакам

4) сложи узор и придумай свое название картинке

5) придумай новый узор и назови его

6) объединение фигур по заданным признакам, нахождение лишниго

Тема:

1) игры, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, «что изменилось», «внимание»

2) игры на развитие мышления: «сложи квадрат», «палочки»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Декабрь (4 занятия)

1) интеллектуальные игры Векслера

2) «сложи квадрат»

Цель: развитие умения различать оттенки, развитие способностей к анализу и синтезу, пространственного воображения, развитие начальных математических представлений

Темы:

1) сложи квадрат и 2 частей (3 способа)

2) сложи квадрат из 3 частей (4 способа)

3) сложи квадрат из 2 и 3 частей

4) сложи квадрат   из 4 частей.

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Январь (4 занятия)

«Уникуб»

Цель: развитие способностей к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм, развитие пространственного воображения, способности класификации по 2-3 признакам.

Темы:

1) сложи кубики в коробку

2) паровоз

3) вагончики

4) сложи буквы

5) задание на классификацию

Тема: способность к анализу и синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления.

«ковры»

«кукольная комната»

«кирпичики»

«продолжи ряд»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

15 мин

15 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

10 мин

10 мин

Февраль (4 занятия)

«кирпичики»

Цель: развитие пространственного воображения, способности к анализу и синтезу изображений.

Темы:

1) сложи 2 кирпичика разного цвета

2) сложи кирпичики по образцу

3) сложи по памяти

4) сложи из 3х кирпичиков

5) сложи из 3х кирпичиков и одного кубика

6)сложи из трех кирпичиков разного цвета

7) сложи из 4х кирпичиков

Игра «волшебная дощечка»

1) сложи по образцу

2) сложи по схеме

Темы:

1) интеллектуальные игры Айзенка

2) начальные математические представления

3) составление алгоритмов

4) игры на классификацию и обобщение

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

15 мин

15 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

10 мин

10 мин

Март (4 часа)

«кубики для всех»

Цель: развитие пространственного воображения, умения анализировать плоские изображения объемных кончтрукциф и пользоваться ими как образцами

Темы:

1) узнай фигуру по форме и цвету

2) составление моделей из двух  частей

3) живые фигурки

4) составление моделей из 3х частей

Темы:

1) развитие абстрактного мышления.

Серия игр, связанных с чтением и придумыванием символов

2) моделирование реальных ситуаций, сказок с помощью кружков разного цвета и размера

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Апрель (4 занятия)

«Точески»

Цель: развитие начальных математических представлений, развитие умения различать основные цвета.

Темы:

1) разложи квадраты по цвету и построй 4 дорожки

2) выбири карточки без точек

3) выложи дорожки в порядке увеличения

4) составь число

5) найди сходства  различия

Темы:

1) оживление абстрактных симвоволов: цифр, геометрических фигур

2) игры, направленные на рзвитие фантазии

3) сочинение сказок

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Май (4 часа)

«палочки», «дроби»

Цель: развитие способности к анализу и синтезу, пространственного воображение, логического  мышления

Темы:

1) сложи треугольник и квадрат из 3х и 4х палочек, два треугольника из 6ти палочек, два квадрата из семи палочек

2) сложи елку, дерево, домик

3) сложи любую фигуру и придумай название

4) сложи из частей круг

5) сложи пирог из 2-3-4 цветов

6) сложи круг из восьми частей

«квадрат Воскобовича»

1) сложи по образцу

«блоки Дьеныша»

1) рассели геометрических человечков

Упражнения, игры на сравнение, обобщение, анализ и синтез

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Уебный план 2 год обучения(5-6 лет) 36 часов

№п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

Всего

Теория (вводная часть)

Практика

Сентябрь (4 часа)

«палочки Кьюзинейра»

«Блоки Дьеныша»

Темы: развитие внимания

1) найди такой предмет

Звездочки

1 час

1 час

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

55 мин

55 мин

55 мин

55 мин

Октябрь (4 занятия)

Темы: развитие устойчивости распределения объема внимания

1) перепутанные линии

2) круги

3) коллектураня проба

4) 25 картинок

5) 10 слов

6) разбитая ваза

7) звездочки

Тема: «волшебная дощечка»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Ноябрь (4 занятия)

Темы:

Игры на развитие мышления:

1) спрячем слово

2) похожие фигуры

3) рассуждалка

4) один-много

Интеллектуальные игры

1) ребусы

2) кроссворды

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Декабрь (4 занятия)

Темы:

Развитие моторики, зрительно-моторной координации

1) продолжи

2) нарисуй 3 квадрата

3) нарису точно такие же

4) угадай задуманное слово

5) догадайся, какую цифру/знак задумали

6) дорисуй

Тема:

Игры

1) сфинкс

2) пифагор

Цель: учить собирать по схеме

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Январь (4 занятия)

Темы:

Формирование основных свойст произвольного внимания

1) графический диктант

2) продолжи ряд

3) игра с предметами

4) расшифруй номер телефона

Тема:

Игры

«математический планшет»

«уникуб»

продложать учить ориентироваться, уточнить представления о геометрических фигурах

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Февраль (4 часа)

Темы:

Интеллектуальные игры Айзенка

Развивать мышление, логику

1) логические ряды

2) узнай и продолжи

3) точки

4) найди четвертую фигуру

Тема: игры

«кубики для всех»

«волшебный круг»

Развивать ориентировку в пространчтве, мышление

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1 час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Март (4 занятия)

Темы:

Развитие абстрактного мышления

Развивать умение понимать символы, моделировать

1) параллельная игра

2) узнай по моделе

3) расшифруй по символу

4)танграм

5) точечки, дроби, палочки

6)алгоритмы

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

1 час

1час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

55 мин

55 мин

Апрель(4 занятия)

Развивать логическое мышление, творческое мышлеие, воображение

1) лишние фигуры

2) имя-ассоциация

3) нарисуй запах, имя

4) составь фигуру

5) игра «листик»

6) игра «квадрат Воскобовича»

7) «блоки Дьеныша»

8) игра «сложи узор»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5мин

5мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Май (4 занятия)

Закрепление пройденного

1) интеллектуальные игры

2) продолжи ряд

3) логические таблицы

4) придумай по открыткам

1 час

1 час

1час

1час

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

55 мин

55 мин

55 мин

55 мин

В результате  использования развивающих игр  дети стали лучше мыслить, рассуждать, стали  более наблюдательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

«Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»...

Возможности развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

  значение и роль развивающих игр в жизни дошкольников...

«Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...