Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Набиева Александра Александровна

Я заметила насколько мало дети знают о нашем прошлом, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Я убеждена что фольклор поможет  обратиться к истокам, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Для решения этой проблемы я разработала ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ «Ладушки» на основе программы комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду «Оберег». Это программа написанна для детей возраста от 4 др 7 лет. Я надеюсь что мои разработки помогут вамcool

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………2

Содержание программы кружка………………………………………..4

План работы кружка……………………………………………………..7

Основные требования к уровню подготовки детей…………………..11

Критерии диагностики освоения программы…………………………12

Список литература………………………………………………………14

Пояснительная записка: 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. . Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое- формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребѐнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет фольклорная деятельность. Настоящая программа описывает курс подготовки по фольклорной деятельности детей дошкольного возраста 4 —7 лет.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами фольклорного искусства.

Воспитательно-образовательные задачи: 

  • 1.Вариативность моделей познавательной деятельности.
  • 2.Интегративность, определяющая взаимодействие различных видов искусств.
  • 3. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

Программа составлена с учетом 3х направлений:

 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному танцу, отмечая разнохарактерное ее содержание.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию танца.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов: Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор». Раздел 2. «Народная песня». Раздел 3. «Игровой фольклор». Раздел 4. «Хоровод». Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах». Занятия проводятся 2 раза в неделю. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

Содержание программы кружка:

Раздел I «Детский музыкальный фольклор».

Тема 1. «Потешки, приговорки, заклички». Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

Тема2. «Колыбельные песни, пестушки». Предназначение данных произведений. Постижение народно - попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

Тема 3. «Считалки, дразнилки, частушки». Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел II «Народные песни».

Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2. «Свадебные песни». Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

Тема 3 «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно - мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

Раздел III «Игровой фольклор».

Тема 1. Песенный припев. Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел IV «Хоровод».

Тема 1, 2 «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел V «Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2 «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

План работы кружка.

Сентябрь

 Занятие 1. 1. Беседа о календарных песнях. Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя). 2. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим». 3. Игра «Капуста», «Огородная» и др. 4. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).

Занятие 2. 1. Слушание (по усмотрению музыкального руководителя) Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения. 2. Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим». 3. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки». 4. Игра «Капуста», «Огородник».

Занятие 3 1.Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки». 2.Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни «Ой, где был сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры. 3.Игра «Колечко» 4. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.

Занятие 4. 1.Обучение элементам нотной грамоты. 2.Хоровод «Как пошли наши подружки». 3. Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов, метафор, поэтических параллелей (невеста - белая лебедушка, молодая яблонька; жених - сизый селезень, ясный сокол). Своеобразие мелодии, поэтического изложения. 4. Игра «Колечко».

Октябрь

Занятие 1. 1.Обучение элементам нотной грамоты. 2. Разучивание частушек. 3. Хоровод  «как пошли наши подружки». 4. Игра «Мельница»

Занятие 2. 1. Исполнение частушек. 2. Игра на детских музыкальных инструментах. 3. Хоровод «Как пошли наши подружки». 4. Игра «Мельница».

Занятие 3. Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка».

Занятие 4. 1. Беседа о прошедшем празднике. 2. Разучивание песни «Говорят у нас вот так!». 3. Игры по желанию детей.

Ноябрь

Занятие 1. 1. Беседа о предназначении потешек. 2. Разучивание потешки «Иванушка» 3. Песня «Говорят у нас вот так!». 4. Исполнение заклички «Осень, осень в гости просим!». 5. Игра «Мельница».

Занятие 2. 1. Беседа о колыбельных песнях «Гули». 2. Разучивание песни «Вдоль по улице ребятушки идут». 3. Исполнение песни «Говорят у нас вот так!». 4. Игра «Горшок».

Занятие 3. 1. Заучивание потешек «на сон»: « Баю - баю - баюшки» и др. 2. Слушание колыбельной «Гули». 3. Пение «Вдоль по улице ребятушки идут», « Гости» 4. Игра « Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 4. 1. Обучение элементам нотной грамоты. Игра на детских музыкальных инструментах. 2. Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки». 3. Песня «Как у наших у ворот». 4. Игра «Капуста».

Декабрь

Занятие 1. 1. Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни. 2.Разучивание Рождественских колядок. 3. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение знакомых песен. 4. Игра  «Пирог».

Занятие 2. 1. Слушание «Авсень – коляда». Беседа о содержании песни, характер еѐ исполнения. 2. Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев). 3. Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима!». 4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Занятие 3. 1.Слушание «Авсень - коляда». 2. Разучивание прибаутки «Зайка белый». З.Хоровод «Ой ты, зимушка - зима». 4.Игра на детских музыкальных инструментах.

Зантятие 4. 1. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима» 2. Повторение Рождественских колядок. 3. Игра на детских музыкальных инструментах. 4. Игра «Метелица».

 Январь

 Фольклорный праздник. «Всех зовѐм на наши Святки». Занятие 1. 1. Слушание «В низенькой светѐлке». Определить характер песни, еѐ содержание. 2. Разучивание песни «Как повадился коток». Повторение песен по желанию детей. 3. Игра «Льдинка».

Занятие 2. 1. Слушание «В низенькой светѐлке». 2. Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима». 3. Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!». 4. Игра «Льдинка».

Занятие 3. 1. Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю». 2. Разучивание пестушки. 3. Исполнение знакомых песен. 4. Игра «Мельница».

Февраль

Занятие 1. 1. Слушание «Баю - баю - баюшок». 2. Разучивание песни «Шѐл Ванюша». 3. Повторение песни «Как повадился коток». 4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 2. 1. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах. Слушание 2. «Выходила наша Масленица». 3. Разучивание приговорок «Подай, тѐтенька, блина», « Блин - блиночек». 4. Игра « Горшок».

Занятие 3. 1. Слушание « Выходила наша Масленица». 2. Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали». 3. Повторение прибауток, приговорок к масленице». 4. Игра « Горшок».

Занятие 4. 1.Разучивание песни «Блины». 2.Хоровод «А мы Масленицу провожали». 3. Игра « Сковорода».

Март

Занятие 1. 1.Заучивание закличек о весне. 2.Пение «Блины», «Шѐл Ванюша», «Как повадился коток». 3.Хровод «А мы Масленицу провожаем». 4. Игра «Горшок».

Занятие 2. Праздник «Масленица –кривошейка»

Занятие 3. 1.Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю». 2. Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна». 3. Повторение знакомых песен. 4. Игра «Колечко».

Занятие 4. 1.Слушание «Уж я сею - высеваю». 2.Разучивание песни «Ой, сад во дворе». 3.Хоровод « Идет Матушка Весна». 4.Игра « Капуста».

Апрель 

Занятие 1. 1.Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй». 2.Пение «Ой, сад во дворе», «Шѐл, Ванюша». 3. Игра на детских музыкальных инструментах. 4. Хоровод «Идѐт Матушка - Весна».

Занятие 2. 1.Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. 2.Разучивание пасхальных приговорок. 3. Повторение знакомых песен. 4. Игра « Ручеѐк».

Занятие 3. Праздник «Пасха Христова»

Май 

Занятие 1. 1.Слушание песни «Утушка - луговая». 2 Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!» 3. Хоровод «Вот уж скоро лето». 4.Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Игра « Ручеѐк».

Занятие 2 1.Слушание «Утушка - луговая». 2. Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала». 3. Повторение закличек. 4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 3. 1.Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры». 2. Разучивание песни к игре «Пчѐлы». 3.Пение частушек. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Игра в «Ворона»

Занятие 4. 1.Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры». 2. Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому». 3. Исполнение частушек. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Игра «Пчѐлы». Фольклорный праздник « У Околицы».

Основные требования к уровню подготовки детей

В результате изучения данной программы ребенок

Должен знать:

  • узнавать знакомые произведения, называть любимые;
  • различать произведения разного жанра: танец (полька, вальс, народная пляска), песня, марш;
  • определять части музыкального произведения (до 3-х частей);
  • узнавать песню, хоровод, игру по любому фрагменту.

Должен уметь:

  • выразительно исполнять движения под музыку;
  • самостоятельно изображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • прохлопывать правильно и ритмично несложные ритмические рисунки;
  • выполнять танцевальные движения с предметами;
  • ритмично двигаться под музыкальное сопровождение;
  • в танцах поочередно менять движения;
  • выполнять музыкально–ритмические движения (прямой галоп, хороводный шаг, приставной шаг, приставной шаг с приседанием, поскоки, выставление ноги на пятку и носок, шаг с притопом);
  • передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • импровизировать, при этом использовать оригинальные и разнообразные движения;
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.

Критерии диагностики освоения программы детьми 4–7 лет

В процессе оценки можно использовать уровни: высокий, низкий, средний.

Оценка детей:

В – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

С – передают только общий характер, темп и метроритм;

Н – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.); умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что–то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

В – эмоционально откликается на музыку.

С – умеренно откликается на музыку.

Н – не эмоционально выполняет движения.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности так же оценивается педагогом в процессе наблюдения. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

В – ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.

С – выполняет с некоторыми подсказками.

Н – ребенок выполняет с большими затруднениями исполнение композиции из-за рассеянности внимания.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6–8 повторений композиций вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.

В – ребенок запоминает с 3–5 исполнений по показу.

С – ребенок запоминает с 6–8 повторений.

Н – ребенок не запоминает последовательность движений или потребность в большом количестве повторений.

Подвижность {лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

В, С – норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Н – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность, ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего.

Список литература:

1.Журналы «Народное творчество», 2000-2009г.

2.Авдеева Е.В. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842

3. Аничков Е.В. Народная поэзия и древние верования славян. - В кн.: История русской литературы. М., 1908, т. I;

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003 (1914)

4.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: Мол. гвардия, 1982, 293с., ил

5.Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974

6.Виноградов Г.С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. Иркутск, 1918


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Ладушки»

Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладушки»

Данная программа по театрализованной деятельности расчитана для детей младшей группы 2-3 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки - ладошки» для детей раннего возраста

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухо...