Игры для дошкольников, способствующие расширению области правовых знаний.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цель:

- помогать ребенку в накоплении социального опыта;

- расширять область правовых знаний;

- формировать чувство самооценки;

- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;

- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_igr_zashchita_prav_v_mezhd._prave_35_str.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  для  дошкольников,

способствующие расширению области

правовых знаний.

Цель:

- помогать ребенку в накоплении социального опыта;

- расширять область правовых знаний;

- формировать чувство самооценки;

- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;

- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

                                              «Я имею право…»

Цель:

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал.

  • Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка».
  • Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
  • Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры.

    Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

        

        

«Я не должен…»

Цель:

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал.

  • Серия  сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир.
  • Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры.

   Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

«Если возник пожар».

Цель:

  • Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры.

   Дети  становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шариком в руке. Он произносит  стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель:

   Этот шар в руках недаром.                              Где с огнем беспечны люди,

   Если раньше был пожар,                                  Где взовьется в небо шар,

   Ввысь взмывал сигнальный шар –                 Там всегда грозить нам будет

   Звал пожарных в бой с пожаром.                    Злой, безжалостный…..

                                    (передает ребенку воздушный шар).

                                                          Ребенок:  Пожар (передает шар другому).

Воспитатель:                                          

     Раз, два, три, четыре –

     У кого пожар в ….?                           Ребенок: В квартире (передает шар).

Воспитатель:

     Дым столбом поднялся вдруг.

     Кто не выключил…..?                       Ребенок: Утюг (передает шар).

Воспитатель:

     Красный отблеск пробегает.

     Кто со спичками….?                         Ребенок: Играет (передает шар).

Воспитатель:

    Стол и шкаф сгорели разом.

    Кто сушил белье над ….?                  Ребенок: Газом (передает шар).

Воспитатель:

    Пламя прыгнуло в траву.

    Кто у дома жег ….?                            Ребенок: Листву (передает шар).

Воспитатель:

   Дым увидел – не зевай и пожарных … Ребенок: Вызывай (передает шар).

Воспитатель:

   Помни каждый гражданин этот номер…. Ребенок: Ноль один.

«Помогите! Милиция!»

Цель:

  • Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал.

  • Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции – 02.
  • Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры.

   Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.

   После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Если чужой стучится в дверь».

Цель:

  • Учить детей открывать дверь, когда они одни дома, только людям, живущим с ними в одной квартире.

 

Ход тренинга.

     Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-то из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарства для бабушки;

- мамина подруга пришла в гости;

- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь»;
  Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

                    «Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель:

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал.

  • Карточки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.

 

Ход игры.

  Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Поводырь»

Цель:

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал.

  • Повязка на глаза – по количеству пар детей.
  • Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры.

       В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубики», «Здесь стул, обойди его».

     Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель:

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры.

   Каждое упражнение выполняется 2 – 3 минуты. Дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель:

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Колобок»

Цель:

  •  Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры.

       Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «приходи ко мне в гости, Колобок!».

     После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант:

        Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от     имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Цветик - семицветик»

Цель:

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал.

  • Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры.

      Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

        Лети, лети лепесток,

        Через запад на восток,

        Через север, через юг,

        Возвращайся, сделав круг.

        Лишь коснешься ты земли,

        Будь, по-моему, вели.

  Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

   Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель:

  • Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры.

     Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.

     После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

«Помоги себе сам»

Цель:

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры.

      Воспитатель  предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасывая мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.

«Моя семья»

Цель:

  • Углубить представления детей о семье, родственных отношениях.
  • Учить рассказывать о себе, своих мечтах, планах на будущее.
  • Развивать умение осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства (я мечтаю, когда вырасту, у меня будет…).

Материал.

  • Карточки с изображением домов, людей, машин, домашних животных.

Ход игры.

         Давайте пофантазируем, что вы уже взрослые, какую семью вы хотели бы иметь.

   Дети выкладывают модель, затем рассказывают.

                                             « Найди внуков»

Цель:

  • Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к своим бабушкам, дедушкам  (интересоваться их настроением, делами, здоровьем).

Материал.

  • Карточки с изображением бабушки, деда, внуков, занимающихся общим делом.

Ход игры.

   Детям раздают карточки с изображением бабушек и дедушек. Водящий игры показывает карточку с изображением внуков, а играющие должны определить: чей это внук? И объяснить, почему?

«Спиной друг к другу»

                                                          Ход игры.

   Двое детей, в течение одной минуты, смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной друг к другу. Сначала один ребенок описывает подробно внешность товарища, затем другой (игра повторяется несколько раз).

Воспитатель подводит итог, называет самых внимательных детей.

«Поступи правильно»

Цель:

  • Сформировать у ребенка представление о положительных поступках человека в повседневной жизни.

Материал:

  • Серия картинок, на которых изображены дети в разных ситуациях, соответственно сюжетам произведения.

Ход игры.

   Детям предлагается рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев, отложить положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

В этой игре воспитатель выявляет способность детей оценить обстановку, исходя из собственного опыта и определенных обществом правил о норме.

     

 

***

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами.

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстн...

«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)

Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...

Презентация по теме «Педагогические технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений у детей старшего возраста»

Современные  требования  индивидуального  подхода  к  формированию  личности  не  могут  быть  выполнены  без  учёта  специфики  п...

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»Тема: «В гости к кукле Ляле»Цел...

игры, которые способствуют расширению словаря детей

Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию игры, которые способствуют расширению словаря детей. Вы можете проводить их с детьми как дома, так и по дороге из детского сада домой. Данные игры п...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...