«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
консультация на тему

Абанина Татьяна Николаевна

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Адаптация детей к условиям

дошкольного образовательного учреждения»

     Адаптация означает приспособление. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы живут в воде, птицы – в воздухе; человек тоже приспосабливается к существованию в определенных климато-географических условиях. Это биологическая адаптация. Но человек, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться и к ним, поскольку любая социальная среда требует от человека форм поведения, ей адекватных (работа, отдых, семья и т.д.), т.е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации.

   Период привыкания ребенка  к новым социальным условиям делится на 3 этапа:

   1.Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, в игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

  2.Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).

   3.Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются, т.е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его, все регистрируемые показатели.

   При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита, который выравнивается в течение 10 дней, сон налаживается в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, игровая деятельность нормализуется в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. Функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше 1,5 лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

     Во время адаптации средней тяжести  все нарушения в поведении ребёнка

выражены более ярко и длительнее.  Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности

длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40-й день,

эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности  на протяжении 30-35 дней. В

это время взаимоотношения со взрослыми нарушаются. Все функциональные

изменения выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию,

которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной

инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от  9 месяцев до

1,5 лет, либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии

здоровья или педагогически запущенных.

     Тежёлая адаптация  характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью всех проявлений. Хотя число таких детей относительно невелико (8-9%) все они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

      При первом варианте – ребёнок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается  на состоянии  реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития.

      Второй вариант тяжёлой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше, чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приёме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно  (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребёнок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность. Ребёнок, как правило, упорно избегает контактов с другими детьми, проявляет агрессивность или стремится к уединению. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное  состояние

длительно нарушено. Это выражается  либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребёнок капризничает, требует повышенного внимания со стороны

взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика

показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.

    При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребёнка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстаёт на 1-2 квартала. Итак, тяжёлая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии ребёнка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

     Но неправильно было бы думать, что ребёнка надо охранять от социальной  адаптации. Напротив, следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать её возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных ситуациях.

   Легкое привыкание детей к новым социальным условиям во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. На это основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

    На протяжении раннего и дошкольного детства ребенок не один раз реализует свои адаптационные возможности. При поступлении в дошкольное учреждение такая ситуация возникает дважды: при первом поступлении в дошкольное учреждение в раннем возрасте, затем либо при переходе из ясельной в дошкольные группы детского сада, либо при переходе из одного типа детского учреждения в другой (из яслей в детский сад) . Иногда возникает необходимость в дополнительной адаптации при переводе ребенка на круглосуточное пребывание в дошкольном учреждении или при выезде детского учреждения в летний период на дачу. И наконец, адаптационные трудности возникают у детей в при поступлении их в школу.

    Родители информируют воспитателя об особенностях развития малыша. Воспитатель выясняет его домашний режим, способы кормления, укладывания спать, узнает, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как было организовано бодрствование и т.д.. Полезно также узнать, как малыша называют в семье (его уменьшительное имя), какие у него любимые игрушки и занятия, любимые кушанья, т.е. индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Так, уже при приеме ребенка в группу выясняются факторы риска в биологическом и социальном анамнезе и особенности его поведения в семье.

    Количество часов, проводимых вновь поступившими детьми в учреждении, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели ребенок должен быть там не более 3 часов в день. Это время увеличивается в зависимости от эмоционального состояния малыша.  Потребуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации поведения мог проводить  в дошкольном учреждении 10-12 часов.

     В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать что-то по-другому, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к требованиям учреждения, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед сном его можно покачать, если сон он к этому привык, дать любимую игрушку. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат педагогическим правилам, облегчает процесс привыкания к новым условиям.

      Организация игровой деятельности в первые дни  а стороне от детей, ближе к

взрослому, даёт возможность ребёнку скорее привыкнуть к новому для него факторы – большому числу сверстников. И в этом случае нельзя насильно вовлекать малыша в игру или приобщать к занятиям. Это возможно, если он активно и охотно отвечает на побуждение воспитателя к деятельности. В первые дни разрешается маме или другим близким малышу людям побыть непродолжительное время вместе с ним в группе.

     Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие ребёнка процедуры: делать инъекции, стричь волосы или ногти и т.д. Всё это должно быть

сделано заранее, чтобы у малыша не создавалось отрицательного отношения к дошкольному учреждению.

       Организация жизни детей в адаптационный период осуществляется совместными усилиями  педагогов и родителей.

Рекомендации для родителей:

- приближение домашнего режима к режиму дошкольного учреждения;

- активное приучение малыша к общению со сверстниками и взрослыми;

- по возможности устранение факторов «риска» в социальном анаменезе: укачивание перед сном, сосание пустышки, кормление только из бутылочки, употребление однообразной пищи, бодрствование ребёнка на руках у взрослого.

     Родителям необходимо воспользоваться днём открытых дверей. В течение дня они могут понаблюдать организацию ухода за детьми в группе, увидеть, какие

навыки самообслуживания имеют дети, посещающие детское учреждение уже давно, смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребёнка.

     

       

     

     

   

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».

Консультация для родителей.«Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в детский сад или продолжать воспитывать ...

«Здравствуй, Детский сад!» (Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению)

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и э...

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению»....

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

       Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...