Психофизиологические основы развития словаря дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психофизиологические основы развития словаря дошкольников

Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляя из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы – слова.

Реальное употребление слова в речи – это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык

слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители.

Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления.

Слова в языке не изолированы друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по

форме. К лексическим единицам относятся синонимы (слова, разные по звуковому составу, но обозначающие одинаковые или близкие по значению явления действительности), антонимы (слова, имеющие противоположные

значения), тематические группы (слова одной и той же части речи, объединённые однородностью или близостью значения: мать, брат, отец, сестра и т.д. – название родства; идти, ехать, плыть, летать и т.д. – глаголы передвижения).

Вокруг каждого слова формируются смысловые поля, под которыми в лингвистике понимается совокупность слов, составляющих тематический ряд.

Место слова в лексической системе языка в значительной степени определяется явлением многозначности, когда слово имеет не одно, а несколько значений (ручка, лук, перо, коса и т.д.). Сочетаемость – важный показатель значения слова. Слово и его сочетаемость неразрывно связаны

между собой, и значение слов, в частности многозначных, не может быть усвоено без учёта их окружения, т.е. сочетаемости. Например, слово «низкий» в своём основном значении «малый по высоте», «находящийся на небольшой высоте от земли», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий рост, гора, берег, дерево, лес, дом, забор и т.п.), а слово «плохой» или «подлый, бесчеловечный» сочетается далеко не со всеми словами, к которым подходит по смыслу.

Выясняя сущность работы по развитию словаря с детьми дошкольного возраста очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трёх сторон:

1. соотнесённости слова с предметом;

2. связи слова с определённым понятием;

3. соотнесённости слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Таким образом, словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.

Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Словарная работа в дошкольном общеобразовательном учреждении направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.

В современной методике словарная работа  рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Таким образом, процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структуру познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания), обеспечивает развитие речевого общения (Л.В. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская и  др.)

Проводя словарную работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

.

В возрасте 1,5-2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

Таким образом, сначала ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывая функции знаков.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова аморфно, расплывчато, может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребёнка и кошку и всё пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые уточняют его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"

Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...

Игры по развитию словаря дошкольников

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...

консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из о...

Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни

Материал статьи раскрывает вопросы развития словаря слабовидящих детей четвёртого года жизни....