Работа с детьми девиантного поведения.
статья на тему

1.Цель: изучение особенностей развития детей девиантного поведения.

2. Задачи:

- педагогическая работа c детьми девиантного поведения .,

- итоги работы c детьми девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_deviantnogo_povedeniya.docx148.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое  учреждение социального обслуживания Московской области

Зарайский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

Из опыта работы воспитателя

Кузьминой Надежды Владимировны.

Тема:

Работа с детьми девиантного поведения.

1.Цель: изучение особенностей развития детей девиантного поведения.

2. Задачи:

- педагогическая работа c детьми девиантного поведения .,

- итоги работы c детьми девиантного поведения.

Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми девиантного поведения.

 Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в центре, на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в учебной сфере, беседы (школьники); в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.

 Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми девиантного поведения.

Работа в условиях повседневной жизни.

В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c «высоты», он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: «Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили». Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение,  поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: «Ты хороший, но поступил не совсем правильно».

В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

Использую в работе методику «Дерево поступков». Практически это выглядит так:

У детей центра занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.

 В своей работе использую такие технологии:

  • арт – терапия или терапия  творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей.  Провела такие занятия: «Рисуем имя», «История в картинках», «Я леплю из пластилина».
  • сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире.  Провела занятия: «Весенняя сказка», дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; «Теремок сказок», в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
  • песочная  терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Для детей и подростков, проживающих в центре, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.

Совместно со школой разрабатываем  план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу.

Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе  нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным. Если y наших подопечных возникает проблема c учителем, то мы обязательно посещаем школу и беседуем c учителем, выясняем причину непонимания.

У  некоторых детей  замедленная реакция. Исходя из моей практики хорош такой метод работы (реально вижу результат),  как «переборка круп». На практике это происходит следующим образом:

1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);

2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;

3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.

Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.  

Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики  использую в работе игру «Цифровая таблица» (показываю ребёнку таблицу с набором  цифры от 1 до 10, которые расположены в произвольном порядке.  Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).

 Для развития восприятия у дошкольников на занятиях развитие речи и ознакомлении c окружающим миром использую игру «Узнай, что это»             ( показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей  составить целое). Для развития мышления использую игру «Раздели на группы» (одежда —обувь) -  развитие речи. Для развития памяти «Запомни фразы», заучивание наизусть. Ha развитие воображения предлагаю игру: представьте, что будет. . . если люди научаться летать или если. . . животные заговорили человеческим голосом.

На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.

В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.

 Трудовая деятельность детей.

Наши дети  отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.

В летний период активно работают на огороде в центре. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.

Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.  

Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки, вяжут, вышивают, шьют мягкие игрушки, занимаются оригами.

Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.

Заключение.

B настоящее время каждую неделю по вновь прибывшему или конфликтному ребенку y нас в центре проходит медико — психолого — педагогический консилиум, т.е. вся работа строится в комплексе: мед. служба, психологическая служба, педагогическая служба. Мы контролируем каждый день пребывания ребенка в центре.

Вся работа с трудными детьми осуществляется с помощью всего коллектива центра.

                                         Список литературы.

1. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2008.

2. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. Речь -2011.

3. Школьный психолог (методическая газета для педагогов – психологов).  №4, №11 2007г.

4. Хромова Т. А. Дети девиантного поведения. Воспитание школьника. - 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...

Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения»

Методическая разработка «Организация, содержание и методы коррекционной работы с воспитанниками девиантного поведения» Проблема «трудных обучающихся» - одна из центральных психолого-педагогически...

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»        На сегодняшний день в систе...

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в ...

Особенности работы с детьми девиантного поведения.

Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психическог...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили цен...