"Экспериментальная деятельность старших дошкольников"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Натускина Наталья Борисовна

Обобщение опыта работы, медотический материал для воспитателей и методистов ДОУ. Программа по эспериментированию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_natuskinoy_n.b.docx672.17 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx27.36 КБ
Файл prilozhenie_no2.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Представляемый мною материал не содержит принципиальных инноваций и педагогических открытий, а является обобщением опыта моей работы по данной теме.

Условие возникновения, становления опыта работы. Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

     На дошкольном этапе развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и  экспериментирование, дети  познают мир через собственные ощущения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Актуальность

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача: добиться, чтобы ребёнок вырос сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний»

Также актуальны и другие  высказываниям известных людей.

"Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила……... Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя», - писал А.Эйнштейн.

«…Творчество – разновидность поисковой активности", утверждал российско-израильский психофизиолог В.С.Ротенберг, «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”»

Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Поэтому от педагога требуется умение подобрать адекватные возрасту формы работы с детьми, которые ориентированы не только на игровые, но и на другие, характерные для дошкольника, способы открытия мира, и потому дошкольный возраст сензитивный, наиболее благоприятный для их развития. Во-первых, это сенсорные способы познания (работы А.В.Запорожца, Л.А.Венгера и его школы). Во-вторых, это экспериментирование, которое Н.Н.Поддьяков, наряду с игрой, относит к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте и дает соответствующие рекомендации по его применению.

Проблема Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определённых знаний, а не развитию мышления.

В последние годы ситуация несколько изменилась и экспериментальная деятельность  приобретает  всё большую популярность. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афанасьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».

Поясняя данное высказывание, можно добавить, что исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.); природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.);  исторических событиях, условиях  жизни растений и т.п.

        В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

 Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Проанализировав программу обучения и воспитания под ред. Н.Е. Вераксы «Обучение и воспитание детей в детском саду»,  которая является базовой в нашем учебном заведении  пришла к выводу, что авторы программы в перечень основных форм работы с детьми включили проектную деятельность.  С целью формирования определённых навыков и умений, проектная деятельность как самостоятельный подраздел включена в раздел Программы «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности».

 Программа предполагает через экспериментальную деятельность знакомить детей с культурными явлениями, с жизнью нашего общества, с различными сферами человеческой деятельности и со всем, что с этим связано: характерные атрибуты, условия, профессии, правила поведения и многое другое.

Но  использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте в практической работе с детьми. Поэтому я решила обогатить знания и опыт по данному вопросу и обобщить методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого мною  были  проведены  следующие процедуры:

1. Изучены работы по данному вопросу ведущих авторов, таких как, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афнасьева, Н.А.Рыжова.

2. Была подобрана и проведена диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой). Приложение № 1

3. Подобрала практический материал, который включает:

- работу с детьми (перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов) Приложения  № 2

- картотека опытов и экспериментов. Приложения  № 3

- конспекты открытых занятий. Приложение № 4

- консультации для родителей. Приложение №5

- консультации для воспитателей. Приложение №6

Участники опытно-экспериментальной деятельности

Внедрение опыта работы проходило в старшей разновозрастной группе (с детьми седьмого года жизни) МБОУ «Охтеурская ОСШ»  дошкольный уровень образования при непосредственном участии родителей и воспитателей.

Цель:

- развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Ожидаемый результат:

  • Проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • Выдвижение гипотезы, предположений, способов их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельное планирование предстоящей деятельности; осознанный выбор предметов и материалов для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми пояснение хода деятельности, способность делать выводы.

Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми была организована предметно-пространственная среда для экспериментирования - выделены:

- место для постоянной выставки;

- место для приборов;

- место для выращивания растений;

-место для хранения природного и бросового материалов;

Приборы и оборудование для мини-лабораторий.

Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.). Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.

В условиях нашего ДУО использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:

  • во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во- вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в-третьих, они практически безопасны;
  • в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Мониторинг

В начале учебного года был проведен мониторинг с целью выявления уровня исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования.

В обследовании принимало участие 15 детей.

Таким образом, при проведении мониторинга на начало учебного года были выявлены следующие результаты:

        С высоким уровнем развития – 19% (2) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

        Со средним – 62% (11) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

        С низким уровнем развития – 19% (2).Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Проанализировав в целом результаты мониторинга, пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют  свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.

Описание основных элементов предоставляемого опыта

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию и результатах мониторинга я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Во время непосредственно образовательной деятельности у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. Так же, не данном этапе решаю воспитательные задачи, например, помочь в беде какому-нибудь герою (Золушке – тема: «Волшебное электричество», Нептуну – «Чудесная вода»).

В процессе самостоятельной деятельности я учила  детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если…?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

Предлагаю  подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Во время непосредственно образовательной деятельности вызывается и поддерживается интерес детей к изучаемой теме, где решаются все поставленные задачи.  

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После непосредственно образовательной деятельности  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему образовывается плёнка на воде (наливали масло в воду), почему магниты отталкиваются?

Я  не тороплюсь с ответом, а предоставляю детям возможность найти его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю  организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживали лук и семена на грядке  ДУО,  выращивали рассаду для огорода,  дополняли уголок природы комнатными растениями.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

  1. Использование различных схем и алгоритмов, которые помогаютим самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
  2. Проблемные ситуации.

Например, после ознакомления детей со свойствами магнита, случайно на глазах детей роняла  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

  1. Совместное начинание.

Например, после ознакомления с различными состояниями воды, наталкиваю на мысль, что можно изготовить ледяные игрушки для украшения уличной ёлки.

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, перехожу на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

-  в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).      

Организую   работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечивается  личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.         

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, или, если позволяет ситуация, зафиксировать результаты графически, т.е. оформить в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять двумя вариантами:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты -  дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

  • особенностями изучаемого явления;
  • наличием свободного времени,
  • состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  • если дети устали, деятельность прекращаем  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

  • Запланированные эксперименты.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась  с определения  текущих дидактических задач. Затем выбирала  объект, с которым  знакомились   заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно  осваивала  технику экспериментирования, если она мне  не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я  поощряла  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

  • Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе (Почему сорока такая большая, а с тонкой ветки не падает?  Проводим опыт «Воздух в перьях»), в уголке природы или на участке (Почему сосулька прилипла к варежке? Опыт «Таяние льда от тепла», «Мокрое на холоде» - вывод: лед при соприкосновении с теплом (ладошка) тает, варежка при соприкосновении с водой намокает, мокрая ткань быстро прилипает к холодному).
  • Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Предлагаю сравнить свойства самых распространенных объектов  для наблюдений – это снег, вода и лед, и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

 Взаимодействие детского сада и семьи – актуальная задача, которая должна стоять перед педагогами и родителями. Данная работа предусматривала  активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому  привлекала родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось  дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми научными  познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей не понятыми, не замеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам наук.

Родители помогают  в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Для вовлечения родителей  в образовательный процесс провела круглый стол по теме: «Что такое любознательность и как её развивать», предложила родителям памятку «Занимательные опыты», провела консультации по темам: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Заключительный этап.

Результаты мониторинга на конец учебного года (апрель 2013 г.)

В конце учебного года были обследованы 15 детей.

Таким образом, результаты мониторинга на конец учебного года показали следующее:

 С высоким уровнем развития  - 36% (5) -  дети самостоятельно видят проблему.  Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делают выводы.

        Со средним уровнем – 60% (9) -  в большинстве случаев дети  проявляют активный познавательный интерес.  Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития – 4% (1) ребенок - включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Сравнительный анализ результатов мониторинга

В результате сравнительного анализа показателей исследовательской активности в процессе экспериментирования на начало и конец учебного года выявлено следующее:  

  • количество детей с высоким уровнем активности увеличилось на 17 % (4),
  • количество детей со средним уровнем - уменьшилось на 2% (1) за счет увеличения  количества детей с высоким уровнем,
  • количество детей с низким уровнем снизилось на 15%(3).   У одного ребенка – 4% низкий уровень развития (причины:  низкая речевая активность).

Вывод.

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Для продолжения работы в данном направлении считаю необходимым:

  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
  • планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
  • выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  •  пополнять предметно – развивающую среду;
  • систематизировать  дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Технологичность

Данные разработки могут использоваться другими педагогами для работы с детьми, так как представленный опыт является  «открытым» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

 Педагоги всегда могут воспользоваться практическим материалом,  представленным в разделе  «Приложение», который поможет им разнообразить занятия с детьми.

И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что — то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и  описании педагогического опыта.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо  каким - либо способом.  Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.

Мониторинг – система организации сбора, хранения,  обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.

Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.

Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов  педагогики и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми  использовала  также  следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  мы  использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод -  предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Словесные методы:

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно - речевых умений детей.

Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Также в своей работе использовала различные формы работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская  деятельность дошкольника. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 80 с.
  3. Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 77 с.
  5. Новый закон «Об образовании в РФ»: что необходимо знать руководителю ДОУ? \ авт.-сост. О.Е. Исаева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 68 с.
  6. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
  7. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
  8. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  9. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв.Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  10. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.-СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
  11. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  12. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

  1. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

Что исследуется, изучается

Содержание диагностической ситуации

Критерии оценки

1

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

«Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева)

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш,  краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.  До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать  с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению.  После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и  инициативу.

2

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

«Что нам интересно?» (О.В.Афанасьева)

Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно?  После этого детям предлагается  самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы:  с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?  

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и  инициативу.

3

Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

«Кораблекрушение» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

4

Выявить  знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

«Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума  и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.

1 балл – ребенок действует  вместе с воспитателем.

2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить  полученные знания в новые условия).

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке  очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот.  На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина.  Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.

3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

5

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки.  сопоставлять различные факты,  умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

«Сахар» (Л.Н.Прохорова)

Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако  сахара в чашке не оказалось.  Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».

Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

6

Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование  для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать  (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями.  Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность;  рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления  за ними.

Критерии, уровни усвоения программы

                 Высокий уровень (2,45 – 3 балла)  познавательное отношение у ребенка устойчиво.   Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

              Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

               Низкий уровень (0 – 1,44 балла)   -  ребенок  включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2.

Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности

Сентябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

3 неделя

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Тема: песок, глина – наши помощники.  Цель: уточнить  представления о свойствах песка и глины.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской  активности детей.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

4 неделя

Экспериментирование с песком.

Образовательная ситуация

Строительные игры

Тема: Песочные часы.  

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Вывод: песок может двигаться.

Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.

Октябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт

Дидактическая игра

Труд в природе

Тема: на свету и в темноте.

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития  растения.

Тема: «Угадай растение».  Цель: учить описывать внешний вид растения.

Сбор осенних листьев для гербария.

Консультация:

«Игра или

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка опыта.

2 неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Наблюдение на прогулке за ветром

Тема: этот удивительный воздух.

 Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Цель: формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью  флюгера.

3 неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация

Конструирования

Тема: вдох – выдох.

Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха.

Изготовление вертушки.

  Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит  от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды разного объема.

4 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Экологическая игра

Тема: с водой и без воды.

Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

«Угадай растение».  Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива  зарисовывают.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Вывод. Растения без воды жить не могут.

Ноябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт

Чтение художественной литературы

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Тема: два магнита.  Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3)

Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт на прогулке

Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Тема: стороны света.

Цель: учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

3 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо».  Цель: выявить положительные  и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков,  обозначающих данные свойства воды.

4 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Чтение художественной литературы

Тема: куда делась вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации,  выявить процесс испарения воды.

Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе. (Приложение 6)

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит  при охлаждении пара.

Декабрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.

Дидактическая игра

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Тема: пейзаж в разное время года.

Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.

Тема: «Оденемся на прогулку».

Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

(Приложение 1)

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

2 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность на прогулке

Тема: замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.

Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды)

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Игра – экспериментирование

Опыт

Тема: плавучесть предметов.

Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

Тема: тонет – не тонет.

Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

Тема: почему не тонут корабли? Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  (Приложение №2)

Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть;

Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

4 неделя

Человек Образовательная ситуация

Игра  

Прослушивание аудиозаписей

Тема: знакомство с ухом

Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха

Тема: угадай, чей звук.   Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов.

Тема: разные звуки.

Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами

Выводы: уши позволяют слышать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом, танцевать, слушать радио и т.д.

Январь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

2 неделя

Человек

Образовательная ситуация

Опыт

Беседа

Тема наши помощники – глаза.

Цель: познакомить со строением  глаза, функцией его частей.

Тема: почему у нас два глаза?  Цель:  помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза

Тема: береги глаза!  

Цель: воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

3 неделя

Опыты со снегом

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Словесная игра

Почему идет снег?

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Тема: снег, его свойства.  

Цель: выявить свойства снега

Тема: четыре стихии.  Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Вывод: снег бывает   мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок

4 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Игровая деятельность

Экспериментирование на прогулке

Тема: световой луч.

Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей.

Теневой театр «Репка».  Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

 Тема: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером -  от света фонарей.

Домашнее задание  - изготовление фигурок для теневого театра.

Вывод: световое пятно  (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

Февраль

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Человек

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Игра  на мимику

Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.  Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Тема: угадай на вкус.  Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: покажи вкус.  Цель: учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: мир ткани.

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Тема: наряды куклы Тани.

 Цель: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

3неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Тема: мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

Тема: для чего человеку бумага

Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

4неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Словесная игра  

Тема: путешествие в мир стеклянных вещей.  Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Тема: скажи, какой?  Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных  (стекло – стеклянный,  дерево – деревянный)

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? (приложение)

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Март

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Тема:  какие условия нужны растению для хорошего роста?  Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету,  а третья –  без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

2 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация – экспериментирование

Опыт

Тема: вода – растворитель,  фильтрование воды.

Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра.

Тема: растворимость соли;  где легче плавать – в реке или море?

 Цель: формировать представление о том, что вода – растворитель, о свойствах соленой воды. (Приложение №5)

Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят».

Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Фиксирование опыта

Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука)  для самостоятельных опытов детей.

3 неделя

Человек

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: определение пищи на вкус.

Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: полезные и вредные продукты.

Цель: продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно»

4 неделя

 Наблюдение за жизнью растений

Подвижная игра

Чтение художественной литературы

Тема: Вершки – корешки.

Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян.

Тема: вершки и корешки

Цель: поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах.

Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника).

Цель: развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Наблюдение проводиться  ежедневно, в течение 10 –12 дней

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения,

алгоритм деятельности.

Рассматривание схемы строения растения.

Апрель

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: Из каких цветов состоит солнечный луч.

Цель: познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Тема: солнечные зайчики.

Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи.

Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

2 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: образование тени.

Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей.

3 неделя

Земля.  Космос.

Опыт

Образовательная ситуация

Просмотр презентации «Неизведанный космос»

Тема: на орбите.

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите

Тема: от чего происходит смена дня и ночи.

Цель: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают.

4 неделя

Электричество

Образовательная ситуация

Опыт:

Дидактическая игра

Тема: виды электричества.

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Тема: как увидеть и услышать электричество?

Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Тема: что сначала, что потом?

Цель:  дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Беседа:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Май

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Работа с родителями

Выводы и примечания.

1 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт

Игра-имитация

Чтение художественной литературы

Тема: куда исчезает вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра).

Тема: капельки.

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Сказка «Путешествие капельки»

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе.

Беседа:

«Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений.

Вывод:  вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). (Приложение №4)

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается)

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Опыт

Тема: металл и пластмасса.

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности старших дошкольников

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;2 этап: Выявление уровня развития познавательной активности де...

Экспериментальная деятельность старших дошкольников

Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...

Экспериментальная деятельность старших дошкольников

Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Интеграция экспериментальной деятельности старших дошкольников в воспитательно-образовательный процесс

Мастер-класс для педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования в различных образовательных областях. Методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект занятия, иллюстрации, ...

«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»                Актуальность  работы.Известный психол...