"Весело, легко, просто..."
статья на тему

Позднякова Виктория Владимировна

                 "Весело, легко, просто..."                                                                                                   

 

 

                                                                                                                          Что есть оркестр?

                                                                                                                        «Что есть оркестр?

                                                                                            Коллектив, в котором что ни человек,

                                                                                            то партия, что ни артист, то характер

                                                                                          и можно заставить точно вести партию

                                                                                         и можно подчинить характер, но самый

                                                                                                   большой вопрос: та ли это будет

                                                                                                 музыка, такие ли звуки слышал в

                                                                                     мечтах о будущем звучании композитор?»

                                                                                                                      (Владимир Крупин)

 

Работа с оркестром – весьма сложный и многогранный творческий процесс, коллективный процесс.

Работа с детским оркестром – это в двойне сложный творческий процесс, но и в такой же степени интересный. Перед тобой самые не посредственные, самые талантливые, но и самые требовательные «коллеги», самые проницательные и бескорыстные музыканты – дети.

Незаметно пролетают года, и малыши, пришедшие в детский сад, те маленькие человечки , которые разбирались где у них руки, ноги, где пол и потолок, и могли учиться, только копируя взрослого, теперь могут понимать объяснения и со слов.                                                                                                   

Ведь недаром существует такая мысль: «Ребенок – чистый лист бумаги». Все зависит только от того кто, что и как напишет  на этом листе. Поэтому, работая с детским оркестром, нужно не только быть «в форме» как музыканту, но и как педагогу.

Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей дошкольного возраста. 

Игра на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:

1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;

2. В процесс обучения активно включается взрослый;

3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.

 

Педагогу Важно четко помнить и  главные задачи:

1. Развивать способность к двигательной импровизации как спонтанному отклику на музыку

2. Формировать у детей устойчивое ощущение метроритмической  пульсации музыки, ощущение музыки как процесса во времени

3.Учить детей выделять на слух сильную долю, подчёркивать её на инструментах

 

 

 

 

Работа с детским оркестром строится не только на принципах сугубо профессиональных, но и психолого-педагогических. 
Я бы сказала, что очень сложно разграничить, выделить главный из этих принципов.

Существуют определенные законы восприятия, которые необходимо соблюдать при планировании репетиций.

Необходимым условием для передачи информации является правильно и предельно точно сформулировать мысль, умение правильно и доходчиво говорить, точно и конкретно ставить вопрос, задание. Но и при полном соблюдении этого условия существует Диспензия (разложение, потеря).

Исходя из этого следует учесть , что замысел преподавателя составляет 100% , но и реализовывать на занятии удается 90% , усвоиться детьми 70% , и только 25% от всей реализованной информации будет запомнено. Эти процентные соотношения взяты из практики работы с продвинутыми детьми, а, если учесть что приходиться работать с общей массой, то показатели осмысления и запоминания могут быть значительно ниже приведенных.
Для наиболее плодотворных занятий-репетиций необходимо так же соблюдать и принципы конструирования нового знания (методологические принципы).

1. Принципы доверия профессионализму педагога.
2. Принцип комфортности для детей на репетициях-занятиях.

Это соблюдение необходимых «важнейших» условий в процессе занятия -теплое помещение, свежий воздух, хорошее освещение и др.

3. Принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом участке учебного процесса.

Это определенная программа занятий, совокупность навыков и умений игры на инструментах соответственно установленным стандартам.

4. Принцип модульного проектирования занятий.

Это перспектива развития на год и соответствие, подчинение этой перспективе каждого занятия.

5. Принцип единства процессуального и мотивационного учебного процесса.

Это необходимое соответствие между сложностью занятия и временем, затраченным для выполнения этого задания.

6. Принцип безусловного соблюдения норм физиолого-гигиенического и психолого-педагогического характера.

На этом принципе хотелось бы заострить внимание, так, в его основе заключается возрастные физиологические особенности детей, которые нельзя не учитывать.

Это, например, особенности развития костно-мышечной системы у детей. Особенно это касается развития позвоночника и кистевого аппарата. Ведь окостенение позвоночника завершается только к 14-15 годам.

При проведении занятий нужно следить за посадкой детей и не допускать перегрузок и неудобств.

Во время занятий следует учитывать все эти особенности и не допускать перенапряжения, зажатостей, неудобств позвоночника и кистей рук. При проведении репетиций так же важен подход к детям и умение заинтересовать.

Нужно чувствовать детей, их реакцию на преподавателя, на информацию. Нужно чувствовать,  когда уделить момент шутке, отдыху, но и надо это делать так, чтобы дети не «расхолодились», чтобы не расстраивался творческий процесс.

В дирижировании я опираюсь на образность музыки, а не на метроном. Схемой я пользуюсь на начальном этапе -в группах , а на сводных репетициях я, практически, отхожу от нее, дирижируя просто музыку, фразы, кульминацию.

В конечном варианте моё  дирижирование носит часто художественный характер. Большое значение имеет выбор репертуара, который должен соответствовать профессиональному и интеллектуальному уровню детей. Произведения должны быть интересными и разноплановыми, но доступность репертуара не должна превращаться в примитив.

По-моему, должна быть перспектива, развитие возможностей оркестра, чтобы были трудности, которые дети хотят и могут преодолеть. Я стараюсь так же постоянно обновлять репертуар, использую в работе разные жанры и направления произведений «Детский марш» Шуберта, «На море утушка» обр. Чайковского, «Вальс» Андреев, «Вальс» Петрова, Русские народные песни.

Работая над произведением, следует помнить о трех задачах:

1. охватить весь комплекс задач музыкальных и технологических, недопустимо отделять одно от другого;

2. помнить о чувстве меры в отношении музыкальной формы, стиля, динамики, темпа;

3. ничего не упускать из виду: прием игры, смену во время исполнения, посадку, качество звука.

Работая над произведениями, я стараюсь научить детей понимать различие стилей и направлений, выраженных, прежде всего, в звуке, ритме, штрихах и динамике.

Например, работая над «Детским маршем» Шуберта, нельзя не обратить внимание на саму структуру произведения:легко делиться на части, строгие квадратные предложения, четкий ритм, даже полиритмия носит строго механический характер. Облик акцентов, террасообразность динамики, очень подвижный темп, требующий от исполнителя, прежде всего, хорошей техники, нежели полнокровного тембра.

Бас носит аккомпанирующий характер, а возникающие иногда тематические фрагменты требуют легкого колоратурного звучания.

Все это непременные черты европейской музыки, прежде всего австрийской.

А вот в «Утушке» обр.Чайковского, совсем другой подход ко всему. Размер 6/8 хоть и один из подвижных размеров, но обязывает к плавности и текучести фраз.

 «Вальс» Петрова из к/ф-ма «Берегись автомобиля» - представитель современной музыки, самая главная его черта – изобразительность, программность. Сразу видны современные черты: нетрадиционная гармония, нестандартные, нелогичные, разорванные паузами, фразы.

Произведение очень образованное: шутливо-комичные интонации сопоставляются с лирическими, нет четких традиционных каденций.

Можно сказать – традиционного конца нет. «Вальс» растворяется не оставляя никаких следов.

Здесь от исполнителей требуются образное мышление, умение мыслить не только целиком произведение, но и отдельными фразами.

Исполнение коротких звуков, прерываемых паузами, требует большого внимания, особенно в аккомпанирующей группе. Здесь бас очень легкий, короткий, фактура облегченная. Произведение требует хорошего ритмического ансамбля.

Большой интерес представляют произведения с солистами-певцами Здесь оркестр выступает как концертмейстер. Как никакие другие, эти произведения учат слушать. Здесь важно, чтобы оркестр был очень гибкий и внимательный, так как все здесь зависит от певца, его видения произведения, его интерпретации. Нужно только не загубить, не помешать, не тормозить его. Важно найти сбалансированное звучание между оркестром и певцом (искусственный ансамбль).

Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово!

Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой

 

У поэта Николая Заболоцкого есть замечательные строки:

«Не позволяй душе ленится!

Что б воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

Эти слова для каждого человека, тем более художника, должны быть духовным манифестом.

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

 

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности .

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и т. д.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом — другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов — третьему (в зависимости от характера музыки).

Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки,  и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения туков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.

Для разнообразия  и заинтересованности детей можно использовать предметы из быта:

·         Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.

·         Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.

·         Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.

·         Стиральная доска.  Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.

·         Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.

·         Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.

·         Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.

 

 


Заключение

 

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Боровик Т.В. Звуки, ритмы и слова/ Т.В. Боровик. - Минск, 1991.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

3. Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем!/А. Н. Зимина. - Москва: ЮВЕНТА, 2002.

4. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ Н.Г. Кононова. - Москва: Просвещение, 1990.

5. Метлов Н. А. Музыка - детям/ Н.А. Метлов. - М.: Просвещение, 1985.

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников/О.П. Радынова, А.И.Катинене , М.Л. Палавандишвили ,- М.: Просвещение: Владос, 1994.

7. Симукова В.А. А вы ноктюрн сыграть смогли бы?/В.А.Симукова // Музыкальный руководитель. - 2005.- №3.-С. 14-16.

8. Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху/ М.А. Трубникова. - Москва, 2000.

9. Тютюнникова Т.С. Уроки музыки. Система Карла Орфа/ т.С. Тютюнникова. - Москва: АСТ, 2000.

10. Тютюнникова Т. С. Шумовой оркестр снаружи и изнутри/ Т.С. Тютюнников.// - Музыкальная палитра. - 2006. - №6. - С. 10-12.

11. http://festival.1september.ru/articles/517362/

12. http://www.telecomclub.org/?q=node/4824

13. http://happyland.com.ua/Igrushki/Detskie-muzikalni...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

                 "Весело, легко, просто..."                                                                                                    

                                                                                                                          Что есть оркестр?

                                                                                                                        «Что есть оркестр?

                                                                                            Коллектив, в котором что ни человек,

                                                                                            то партия, что ни артист, то характер

                                                                                          и можно заставить точно вести партию

                                                                                         и можно подчинить характер, но самый

                                                                                                   большой вопрос: та ли это будет

                                                                                                 музыка, такие ли звуки слышал в

                                                                                     мечтах о будущем звучании композитор?»

                                                                                                                      (Владимир Крупин)

 

Работа с оркестром – весьма сложный и многогранный творческий процесс, коллективный процесс.

Работа с детским оркестром – это в двойне сложный творческий процесс, но и в такой же степени интересный. Перед тобой самые не посредственные, самые талантливые, но и самые требовательные «коллеги», самые проницательные и бескорыстные музыканты – дети.

Незаметно пролетают года, и малыши, пришедшие в детский сад, те маленькие человечки , которые разбирались где у них руки, ноги, где пол и потолок, и могли учиться, только копируя взрослого, теперь могут понимать объяснения и со слов.                                                                                                   

Ведь недаром существует такая мысль: «Ребенок – чистый лист бумаги». Все зависит только от того кто, что и как напишет  на этом листе. Поэтому, работая с детским оркестром, нужно не только быть «в форме» как музыканту, но и как педагогу.

Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей дошкольного возраста. 

Игра на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:

1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;

2. В процесс обучения активно включается взрослый;

3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.

Педагогу Важно четко помнить и  главные задачи:

1. Развивать способность к двигательной импровизации как спонтанному отклику на музыку

2. Формировать у детей устойчивое ощущение метроритмической  пульсации музыки, ощущение музыки как процесса во времени

3.Учить детей выделять на слух сильную долю, подчёркивать её на инструментах

Работа с детским оркестром строится не только на принципах сугубо профессиональных, но и психолого-педагогических. 
Я бы сказала, что очень сложно разграничить, выделить главный из этих принципов.

Существуют определенные законы восприятия, которые необходимо соблюдать при планировании репетиций.

Необходимым условием для передачи информации является правильно и предельно точно сформулировать мысль, умение правильно и доходчиво говорить, точно и конкретно ставить вопрос, задание. Но и при полном соблюдении этого условия существует Диспензия (разложение, потеря).

Исходя из этого следует учесть , что замысел преподавателя составляет 100% , но и реализовывать на занятии удается 90% , усвоиться детьми 70% , и только 25% от всей реализованной информации будет запомнено. Эти процентные соотношения взяты из практики работы с продвинутыми детьми, а, если учесть что приходиться работать с общей массой, то показатели осмысления и запоминания могут быть значительно ниже приведенных.
Для наиболее плодотворных занятий-репетиций необходимо так же соблюдать и принципы конструирования нового знания (методологические принципы).

1. Принципы доверия профессионализму педагога.
2. Принцип комфортности для детей на репетициях-занятиях.

Это соблюдение необходимых «важнейших» условий в процессе занятия -теплое помещение, свежий воздух, хорошее освещение и др.

3. Принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом участке учебного процесса.

Это определенная программа занятий, совокупность навыков и умений игры на инструментах соответственно установленным стандартам.

4. Принцип модульного проектирования занятий.

Это перспектива развития на год и соответствие, подчинение этой перспективе каждого занятия.

5. Принцип единства процессуального и мотивационного учебного процесса.

Это необходимое соответствие между сложностью занятия и временем, затраченным для выполнения этого задания.

6. Принцип безусловного соблюдения норм физиолого-гигиенического и психолого-педагогического характера.

На этом принципе хотелось бы заострить внимание, так, в его основе заключается возрастные физиологические особенности детей, которые нельзя не учитывать.

Это, например, особенности развития костно-мышечной системы у детей. Особенно это касается развития позвоночника и кистевого аппарата. Ведь окостенение позвоночника завершается только к 14-15 годам.

При проведении занятий нужно следить за посадкой детей и не допускать перегрузок и неудобств.

Во время занятий следует учитывать все эти особенности и не допускать перенапряжения, зажатостей, неудобств позвоночника и кистей рук. При проведении репетиций так же важен подход к детям и умение заинтересовать.

Нужно чувствовать детей, их реакцию на преподавателя, на информацию. Нужно чувствовать,  когда уделить момент шутке, отдыху, но и надо это делать так, чтобы дети не «расхолодились», чтобы не расстраивался творческий процесс.

В дирижировании я опираюсь на образность музыки, а не на метроном. Схемой я пользуюсь на начальном этапе -в группах , а на сводных репетициях я, практически, отхожу от нее, дирижируя просто музыку, фразы, кульминацию.

В конечном варианте моё  дирижирование носит часто художественный характер. Большое значение имеет выбор репертуара, который должен соответствовать профессиональному и интеллектуальному уровню детей. Произведения должны быть интересными и разноплановыми, но доступность репертуара не должна превращаться в примитив.

По-моему, должна быть перспектива, развитие возможностей оркестра, чтобы были трудности, которые дети хотят и могут преодолеть. Я стараюсь так же постоянно обновлять репертуар, использую в работе разные жанры и направления произведений «Детский марш» Шуберта, «На море утушка» обр. Чайковского, «Вальс» Андреев, «Вальс» Петрова, Русские народные песни.

Работая над произведением, следует помнить о трех задачах:

1. охватить весь комплекс задач музыкальных и технологических, недопустимо отделять одно от другого;

2. помнить о чувстве меры в отношении музыкальной формы, стиля, динамики, темпа;

3. ничего не упускать из виду: прием игры, смену во время исполнения, посадку, качество звука.

Работая над произведениями, я стараюсь научить детей понимать различие стилей и направлений, выраженных, прежде всего, в звуке, ритме, штрихах и динамике.

Например, работая над «Детским маршем» Шуберта, нельзя не обратить внимание на саму структуру произведения:легко делиться на части, строгие квадратные предложения, четкий ритм, даже полиритмия носит строго механический характер. Облик акцентов, террасообразность динамики, очень подвижный темп, требующий от исполнителя, прежде всего, хорошей техники, нежели полнокровного тембра.

Бас носит аккомпанирующий характер, а возникающие иногда тематические фрагменты требуют легкого колоратурного звучания.

Все это непременные черты европейской музыки, прежде всего австрийской.

А вот в «Утушке» обр.Чайковского, совсем другой подход ко всему. Размер 6/8 хоть и один из подвижных размеров, но обязывает к плавности и текучести фраз.

 «Вальс» Петрова из к/ф-ма «Берегись автомобиля» - представитель современной музыки, самая главная его черта – изобразительность, программность. Сразу видны современные черты: нетрадиционная гармония, нестандартные, нелогичные, разорванные паузами, фразы.

Произведение очень образованное: шутливо-комичные интонации сопоставляются с лирическими, нет четких традиционных каденций.

Можно сказать – традиционного конца нет. «Вальс» растворяется не оставляя никаких следов.

Здесь от исполнителей требуются образное мышление, умение мыслить не только целиком произведение, но и отдельными фразами.

Исполнение коротких звуков, прерываемых паузами, требует большого внимания, особенно в аккомпанирующей группе. Здесь бас очень легкий, короткий, фактура облегченная. Произведение требует хорошего ритмического ансамбля.

Большой интерес представляют произведения с солистами-певцами Здесь оркестр выступает как концертмейстер. Как никакие другие, эти произведения учат слушать. Здесь важно, чтобы оркестр был очень гибкий и внимательный, так как все здесь зависит от певца, его видения произведения, его интерпретации. Нужно только не загубить, не помешать, не тормозить его. Важно найти сбалансированное звучание между оркестром и певцом (искусственный ансамбль).

Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово!

Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой

У поэта Николая Заболоцкого есть замечательные строки:

«Не позволяй душе ленится!

Что б воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

Эти слова для каждого человека, тем более художника, должны быть духовным манифестом.

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности .

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и т. д.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом — другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов — третьему (в зависимости от характера музыки).

Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки,  и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения туков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.

Для разнообразия  и заинтересованности детей можно использовать предметы из быта:

  • Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.
  • Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
  • Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
  • Стиральная доска.  Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
  • Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
  • Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.
  • Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.


Заключение

 

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. 

Список использованных источников

1. Боровик Т.В. Звуки, ритмы и слова/ Т.В. Боровик. - Минск, 1991.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

3. Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем!/А. Н. Зимина. - Москва: ЮВЕНТА, 2002.

4. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ Н.Г. Кононова. - Москва: Просвещение, 1990.

5. Метлов Н. А. Музыка - детям/ Н.А. Метлов. - М.: Просвещение, 1985.

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников/О.П. Радынова, А.И.Катинене , М.Л. Палавандишвили ,- М.: Просвещение: Владос, 1994.

7. Симукова В.А. А вы ноктюрн сыграть смогли бы?/В.А.Симукова // Музыкальный руководитель. - 2005.- №3.-С. 14-16.

8. Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху/ М.А. Трубникова. - Москва, 2000.

9. Тютюнникова Т.С. Уроки музыки. Система Карла Орфа/ т.С. Тютюнникова. - Москва: АСТ, 2000.

10. Тютюнникова Т. С. Шумовой оркестр снаружи и изнутри/ Т.С. Тютюнников.// - Музыкальная палитра. - 2006. - №6. - С. 10-12.

11. http://festival.1september.ru/articles/517362/

12. http://www.telecomclub.org/?q=node/4824

13. http://happyland.com.ua/Igrushki/Detskie-muzikalnie-instrumenti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский оркестр – просто, легко, весело…. »

Я хочу предложить вашему вниманию свой опыт работы с детскими музыкальными шумовыми инструментами....

"Закаливание дома весело и просто"

Консультация для родителей....

Как весело и просто!...

Все сейчас только и разговаривают о развитии и обучении детей. Многие родители, не жалея денег, скупают всё, что есть на прилавках магазинов игрушек. Но мало кто знает, не меньшую пользу, даже может б...

Консультация для родителей: "Артикуляционная гимнастика- весело и просто!"

Логопедическая минутка.Уважаемые родители! Предлагаю Вам выполнить артикуляционную гимнастику с вашими детьми.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы...

Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"

Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни дет...

Консультация для родителей: "Артикуляционная гимнастика- весело и просто!"

Логопедическая минутка.Уважаемые родители! Предлагаю Вам выполнить артикуляционную гимнастику с вашими детьми.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы...