Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Заикина Наталья Викторовна (Шабалдина)

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и,  прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

            Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование общей культуры личности детей и развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

            Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одним из направлений развития детей является социально-коммуникативное развитие.

             Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая  моральные и нравственные ценности; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

              Актуальность данного направления заключается в том, что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и,  прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Социальный характер содержания игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. Говоря о значении игры в формировании социальных навыков детей дошкольного возраста, приобретении ими опыта общения и отношений со сверстниками, советские психологи и педагоги А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие особое значение придают ее организационной стороне. И поэтому я считаю, что «социальные навыки» предполагают обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  Для этого  необходимо  формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  кооперироваться  и  сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками – это первая школа социального поведения. «Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества». Необходимо  обучить  детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются  этически  ценные  формы  общения,  так же  помочь  понять, как  легко  может  возникнуть ссора,  её  причина  и  помочь находить  способы  и приемы  самостоятельного  разрешения.

           Я  должна помочь детям  понять,  что  делать  что-то  вместе  не  только  интересно,  но  и  трудно,  так  как   нужно  уметь  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей. Положительная эмоциональная окрашенность общения улучшает психологический микроклимат в игровом объединении, влияет на становление социальных отношений детей, способствует возникновению между ними избирательных отношений. Это имеет важное значение для развития личности ребенка, поскольку эмоционально непосредственные отношения, возникшие в условиях совместной деятельности, могут оказаться довольно устойчивыми, став потребностью человека в другом человеке. « Без игры нет ни детской жизни, ни развития детского коллектива. Игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована, больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всей полноте развивать самодеятельность детей применительно к их возрастным особенностям. Не случайно такой большой мастер воспитания, как В.Н. Терский, выдвинул формулу «игра – творчество – жизнь».

           Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной, социальной деятельности  и,  прежде  всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его  интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.

             Как  показал  мой  опыт  организации  детской жизни,  необходимо, чтобы развилось  и  действовало  особое  качество,  позволяющее  детям  устанавливать  между  собой  связи,  чувствовать  друг  друга,  общаться  друг  с  другом,  быть  способными  действовать  друг  с другом.  Это  качество—общественность.  Для  этого необходимо  создать  определенные  условия.

             Поэтому,  для  формирования  общественности,  социальных  навыков уделяем особое внимание предметно-развивающей среде.

             В группе создан  центр  социально-эмоционального  развития—это место,  где  у  детей  формируются  основы  культуры  общения  через  решение  проблемных  ситуаций,  игровую  и  театрализованную деятельность,  где  закрепляются  знания  об  окружающей  действительности.       В  центре  представлены  семейные  альбомы,  фотографии,  детские  рисунки,  домашние  ценности,  что  помогает  формировать  у  детей  важнейшие  душевные  ценности,  в  том  числе  представление  о  гармонии  семейных  отношений.  Это  рождает  в  ребенке  чувство  защищенности,  теплоту,  эмпатию.

Создание данного центра было бы невозможно без участия родителей. Для родителей постоянно действует клуб «Счастливые родители». Регулярно проводятся  консультации:

- «Формирование социальных навыков поведения детей».

- «Закладывание основ доброжелательного отношения к окружающим».

- «Психологически-корректный стиль общения в семье».

 К работе с родителями привлекаются все специалисты дошкольной организации.

        Таким образом, созданная мной система работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста способствует  успешному развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

Дидактические игры как средство для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре выр...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...