«Интеграция области «Физическое развитие» в другие области дошкольного образования в детском саду».
статья на тему

Рапиева Татьяна Владимировна

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок – взрослые - сверстники» предполагает установление новой образовательной модели. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ. Предлагаю разобраться, как область «Физическое развитие» может интегрироваться в другие области дошкольного образования с введением ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Интеграция области «Физическое развитие» в другие области дошкольного образования  в детском саду».

Рапиева Татьяна Владимировна

Инструктор по ФК

МДОУ №58 «Красная шапочка»

города Нерюнгри, РС (Якутия)

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

  Стандарт дошкольного образования утвержден приказом  Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384. Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.

       Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

    Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок – взрослые - сверстники» предполагает установление новой образовательной модели. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Основой содержания дошкольного образования являются:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Предлагаю разобраться, как область «Физическое развитие» может интегрироваться в другие области дошкольного образования с введением ФГОС. Для начала нам следует обратиться к нормативно-правовым документам, которые регламентируют взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса.

ФГОС впервые детоцентрирован, т.е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Физическое развитие по ФГОС: Это объединение двух образовательных областей: «Физическая культура» и «Здоровье» в единое целое образовательное пространство.

 Направления  Образовательной области «Физическое развитие» включает в себя приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки), становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

    В педагогической науке понятие  «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

 Детские сады поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

 Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья.

Физическое  развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Например: в ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью. В свою очередь, на занятиях физической культуры, инструктор по ФК помогает ребенку пережить и понять чувства эмоционального комфорта от собственной двигательной деятельности и своих сверстников, от успешных результатов. Он учит детей правильно воспринимать спортивные поражения и уметь радоваться своим спортивным победам и победам других, побуждает детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время проведения игр, формирует навык ролевого поведения  при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками. Инструктор должен научить ребенка формировать умение владеть способом ролевого поведения в игре и считаться с интересами товарищей, так происходит социализация ребенка. 

Особое внимание на занятиях физической культуры обращается на безопасность - у дошкольников формируются навыки безопасного поведения при выполнении бега, прыжков, подбрасывании мяча, проведении подвижной игры, формируются навыки безопасного поведения во время ползания на четвереньках и по гимнастической скамейке, перестроения в шеренгу, колонну, бега врассыпную.

Если мы хотим отметить интеграцию физической культуры в познавательную область, то формирование навыка  ориентировки в пространстве при перестроениях, смене направления движения, развитие восприятия предметов по форме, цвету, величине, расположению в пространстве во время ходьбы с перешагиванием через кубики, мячи, понимание смысла пространственных отношений (влево - вправо, вверх-вниз), умение  двигаться в заданном направлении, используя систему отсчета и по сигналу: вперёд – назад - является тому подтверждением.

На занятиях физической культурой обсуждаем с детьми, что получилось, и верно ли выполнялись предложенные ОРУ и ОВД, что вызвало затруднения и как добиться успеха – таким образом, происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; когда подбираем подвижные игры с правилами, предлагаем детям изменить правила -  это ведет к развитие речевого творчества;

Разнообразные игры подбираются со словесным сопровождением, используем потешки, скороговорки, заклички – это ведет к обогащению активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Художественно-эстетическое и физическое развития взаимосвязаны. На НОД по физическому развитию предполагается развитие чувства ритма, используя музыкальное сопровождение занятий, у детей формируется предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, двигательного).

 В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников проводится только с целью: выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком.

 В настоящее время в нашем детском саду создана интегрированная система оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта. Принцип интеграции между областями заложен в самом Стандарте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.

В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна...

«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты  ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...

Интеграция физического развития с другими областями

Презентация занятия первойй младшей группы...

«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...

Конспект НОД , реализующей интеграцию области «Физическое развитие» с другими образовательными областями. КВЕСТ «Поиск потерянного замка"для подготовительной группы

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:  Подготовительная    группа, 6-7 летФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: Подгрупповая, 7-8 детейЦЕЛЬ: Расширение и систематизация представлений о видах домов и национальных жилища...


 

Комментарии

Челядко Елена Сергеевна

Четко и конкретно раскрыта тема. Спасибо