Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.
презентация к уроку по теме

Губанова Альфия Аббасовна

В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна интеграция области "Физическая культура" с другими образовательными областями,особенно -"Социализация,"  "Коммуникация,"Здоровье" и "Безопасность".

Как добавочный материал к данной проектной работе, я рекомендую подвижные игры с мячом,для закрепления элементов игры в баскетбол,которые могут быть использованы, как на непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию,так и на организованной деятельности в дополнительной и индивидуальной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommentarii_k_prezentacii.doc53 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

                         ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА

                                           Тема:

«ИНТЕГРАЦИЯ области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

в другие образовательные области, на примере  обучения дошкольников                                  

                    элементам игры в баскетбол»        

Дошкольное детство-это период,когда закладывается фундамент здоровья,физического развития и культуры движений.Движение является важным средством познания окружающего мира.

И что,как не игра с правилами,с предметами развивающими мелкую моторику,способствует развитию двигательной деятельности ребенка.

И особую роль в этом занимает спортивная игра-баскетбол!

Обучение игре в баскетбол,даже ее элементам, «…позволяет удовлетворить ребенку многие его потребности-потребность в развлечении,удовлетворение любопытства,выплескивание накопившейся энергии,получение новых ощущений,самоутверждении»

(О.В.Козырева)

Игра в баскетбол способствует развитию у детей дошкольного возраста сенсорных способностей и физических навыков,раскрывает возможности дошкольника для расширения и совершенствования

приобретенных ранее умений.Баскетбол,как и все спортивные игры,требует от ребенка проявления таких качеств,как инициативность,общительность,способность координировать свои

действия с действиями своих сверстников,тем самым,закладывая

основы социальных отношений.

Разучивание правил игры требует от ребенка сосредоточенности,

усердия, а многократное повторение приемов и элементов игры-

вырабатывает силу воли дошкольника.

В процессе освоения детьми правил этой игры,у дошкольников развиваются различные виды памяти:эмоциональная,образная,словесная.В исследованиях,проведен-

ных Тарасовой Т.А. показали,что дошколники,имеющие низкий уровень физической подготовленности в 72% случаев характеризовались с низ-

ким уровнем познавательной активности.

Сегодня считается доказанным,что чем разнообразнее движения,тем

больше информации поступает в мозг,тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка(Выготский,Лесгафт).

Обучая детей элементам игры в баскетбол,ребенок совместно со взрослым решает интересные двигательные задачи разной сложности,

а достигнув успехов получае новые ощущения и положительные

эмоции.

Играя в баскетбол,ребенок совершает множество разнообразных

движений, при этом решая много познавательных задач!Он невольно

воспринимает новые предметы и их свойства.Сама игра и элементы

игры в баскетбол создают дополнительную обучающую ситуацию,

тем самым,помогая  освоить те виды движений,которые с трудом

осваивались на непосредственно организованной деятельности по

физическому развитию.Поэтому, не следует ограничивать занятия

дошкольников каким-либо одним видом деятельности-необходимо

интегрировать разные образовательные области.

Область «Физическое воспитание» интегрируется со многими областями.

На примере обучения дошкольников элементам игры в баскетбол,

можно увидеть развитие физических качеств-быстроты,ловкости,выносливости,совершенствовать чувство равнове-

сия ,координацию движений,ориентировку в пространстве.

Обучая дошкольников элементам игры в баскетбол в младшем дошколном возрасте,а в старших группах изучая правила игры,саму

игру,технику выполнения тех или иных движений в баскетболе.можно увидеть интеграцию в другие образовательные области:

               Образовательная область «Здоровье»:

Обучая и играя в баскетбол с дошкольниками выносятся следующие

                                       Задачи:

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья

(ребенок без принуждения выполняет задания,не занимается через силу)

-обучение навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья

(контроль за переутомлением)

-учить детей привлекать внимание взрослого в случае плохого самочувствия,недомогания.

Игы с мячом-это своеобразная комплексная гимнастика!Упражнения с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные,но и мелкие мышцы рук,увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей,что особенно важно для шестилетнего ребенка,готовящегося к обучению в школе.При ловле и бросании ребенок действует обеими руками,что способствует гармоническому развитию центральной нервной системы и всего организма,воспитывает правильную осанку.Обучение элементам игры в баскетбол направлено на укрепление здоровья,улучшения общей физической подготовки,удовлетворение потребностей в движении.Рекомендуемые подвижные игры для данной области:

-«Обгони мяч!», «За мячом!», «Играй,играй,мяч не теряй!», «Достань до мяча!»

                                   «Безопасность»

Задачи :

-формировать представления у детей об опасных ситуациях и способах

  поведения

-обучение технике безопасного падения

-учить видеть опасность,предвидеть опасные ситуации

(сталкивание во время игры,падения,удары)

-учить правильно выполнять спортивные упражнения,что позволяет

предотвратить возможные травмы.

В связи с индивидуальными особенностями детей требуется особенно тщательный подбор действий с мячом,так как они должны соответствовать возможностям детей.В первую очередь необходимо научить детей приемам перемещения:стойка,бег,прыжки,повороты и остановки.Научить детей встречать мяч руками,как можно раньше,знакомить с правилами ловли мяча.При обучении приемам игры,при ведении мяча научить технике безопасного положения кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом,иначе действия передачи,ловли и ведения могут быть выполнены неверно и ребенок может получить травму!Рекомендуемые подвижные игры для данной области: «Как правильно стоять баскетболисту?», «Бег и остановка:как выполнять правильно?» «Встречаем мяч!», «Правильные передачи!»

                               «Социализация»

Задачи:

-развитие игровой деятельности детей

-приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками

 и взрослыми

-учить управлять своим настроением и эмоциями

(проигрыши в соревновательных играх)

 В процессе формирования действий с мячом у детей движения становятся более точными и координированными.Дети в процессе самостоятельной игры сами умеют оценивать сложившуюся ситуацию на игровой площадке,быстро овладевают техникой действий с мячом:им достаточно показать,объяснить и дать возможность потренироваться в действиях.Игры с мячом учат детей быстро и обдуманно применять разные сочетания упражнений,подбирать действия,координировать движения,формировать личные умения при самостоятельной игре с мячом,например:выполнение ребенком функции судьи в игре «Играй,играй,мяч не теряй!», «Эстафеты с мячом».Рекомендуемые подвижные игры для данной области: «Поймай мяч», «За мячом», «Мотоциклисты», «Гонка мячей по кругу», «Мяч капитану», «Чья команда больше…?»

                               «Познание»

Задачи:

-сенсорное развитие:умение выделять цвет,форму,величину,градации величины

-развитие элементарных математических представлений

-расширение кругозора детей:знакомство с различными видами мячей

развивать интерес к различным видам спорта,изучать историю баскетбола,олимпийское движение

-ориентировка в пространстве(изучая правила игры)

Подвижные и спортивные игры с мячом требуют определенного напряжения мыслительной деятельности детей:анализа ситуации,принятия решения,предвидения возможных действий противника.Следовательно,в подвижной  коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча,показав,что высота отскока зависит от  прилагаемой к мячу силы,дальность броска-от веса мяча.Младших дошкольников познакомить с видами мячей-футбольные,волейбольные,баскетбольные,игровые.На примере  разных мячей развивается сенсорное и тактильное восприятие детей-закрепление цвета,формы, величины,физические качества мяча  и расширение кругозора(знакомство со спортивными играми и олимпийским движением)Рекомендуемые подвижные игры: «Угадай мяч», «Принеси мяч по цвету», «Подбери мяч для спортивной игры», «Расскажи про мяч».

                                     «Труд»

Задачи:

-формировать у детей положительное отношение к труду

-воспитание ценностного отношения к собственному труду и его результатам(привести в порядок спортивный инвентарь после игры)

Начиная с раннего возраста необходимо формировать у детей положительное отношение к труду,уважение к труду взрослых и своих товарищей:собрать за собой мячи и спортивные атрибуты,приготовить оборудование к определенной спортивной игре,помочь убрать  по местам  спортинвентарь.Рекомендуемые игры для решения данной проблемы: «Кто быстрее уберет мячи», «Дежурные по спорт.залу», «Быстро наведем порядок», «Чье звено быстрее подготовит площадку для игры».

                                 «Коммуникация»

Задачи:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-практическое овладение нормами речи(поощрять знание считалок,

   выбор капитанов и водящих при помощи словесных заданий)

Во время проведения спортивных игр и упражнений с мячом воспитатель стремиться довести до сознания детей,что каждый может добиться больших результатов,если будет играть честно,дружно,соблюдать правила.Игра в баскетбол –командная,совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью!Воспитатель отмечае ребят,которые помогают товарищам своей команды,хвалит менее ловких и слабых ребят,для того,чтобы у детей выработалась привычка подчинять личные порывы интересам и общим целям игры!В командных играх дети приучаются заботится об общекомандном результате,проявляя такие качества,как товарищество,взаимопомощь,доброжелательное отношение друг к другу.Кроме того,детей необходимо побуждать к словесным объяснениям наблюдаемых и собственных действий,учить уметь договариваться с товарищами при делении на команды,поощрять знание интересных считалок и умение быстро организовать самостоятельно какую- либо спортивную игру.Руководство по обучению детей действиям с мячом имеет отличия от руководства подвижными играми:воспитатель сам становится активным участником этих игр,принимая на себя роль водящего.Добиться хороших результатов в данной области помогут следующие подвижные игры: «Защита крепости», «Вызов по имени», «Ведение мяча парами», «Ловишка с мячом»(с воспитателем), «10 передач», «Игра в баскетбол»-10 минут, «Вызовы по номерам».

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка,развивается притязание на признание.Играя в баскетбол

дошкольник встречается с новыми возможностями,получает радость

от расширения своих способностей,он ощущает гордость за свои успехи

участвуя на соревнованиях,получая словесные поощрения от сверстников и воспитателя.

В этом возрасте нормой является возрастная внутренняя позиция:

                                    «Я  ХОРОШИЙ!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

«В совместной игре дети учатся языку общения,взаимопониманию и взаимопомощи,учатся согласовывать свои действия с действиями

другого»

                    В.С.Мухина.

                                   ЛИТЕРАТУРА:

1.М.Н. Кузнецова «Оздоровление в детском саду»

2.О.В.Козырева «Оздоровительно-развивающие игры для дошколь-

                               ников»

3.В.П.Щербаков «Школа мяча»

4.М.А.Рунова «Двигательная активность ребенка»

5. «Федеральные государственные требования к структуре общеобразо-

     вательной программы дошкольного образования» Перспектива-2011



Предварительный просмотр:

                   Игры   с  элементами   баскетбола.

«Играй,играй,мяч не теряй»

Задачи: Учить детей слушать сигнал,дать им почувствовать качества мяча,формировать умения управлять мячом и играть с ним,не мешая товарищу.

Описание игры:дети свободно располагаются на площадке,каждый свободно играет с мячом.После сигнала дети поднимают мяч вверх-опоздавшие получают штрафное очко.Игра повторяется,выигрывают дети, не получившие штрафных очков.

Вариант 1:после сигнала дети выполняют стойку баскетболиста или правильно держать мяч.

Методические указания:воспитатель называет движения с мячом,которые дети могут выполнять в игре-вести мяч по прямой,дриблинг на месте,бросать мяч в корзину,в стену,вверх,перебрасывать парами и т.д.

«Вызови по имени»

Задачи: учить детей правильно ловить мяч,развивать реакцию,уметь согласовывать свои действия,развивать свободное общение между сверстниками,воспитывать ответственность перед командой и своими товарищами.

Описание игры: дети делятся на 4-5 групп и образуют круги.В центре каждого круга-ребенок с мячом,после сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и называет по имени того,кому предназначается мяч.Тот должен успеть поймать,не уронив его.После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо.Выигрывает группа,меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

Методические указания:диаметр круга следует постепенно увеличивать.

«10 передач»

Задачи:учить детей передавать-ловить мяч,развивать умения согласовывать свои действия с товарищами,воспитывать справедливость и стремление помочь товарищу.

Описание игры:Дети становятся парами на расстоянии 2 м., укаждой пары по мячу.По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом,не роняя мяч на землю.Побеждает пара,быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

Вариант: уронившие мяч пары выходят из игры,выигрывают дети,дольше всех удерживающие мяч.

Методические указания:внимание детей обращается на то,что необходимо ловить мяч не касаясь им груди,бросать его партнеру на уровне груди.

«Мяч водящему»

Задачи:учить детей передавать мяч руками от груди и ловить его правильно,развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей,поощрять свободное общение между детьми и взрослым.

Описание игры: дети делятся на 4-5 групп,каждая образует свой круг диаметром 4-5 м.В центре-водящий с мячом.По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно.Когда мяч обойдет всех игроков круга(2-3 раза),водящий поднимает его вверх.Побеждает команда меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант:побеждает команда быстрее закончившая игру и уронившая мяч меньшее количество раз.

«Гонка мячей по кругу»

Задачи:развивать быстроту в передаче мяча,игровую деятельность,воспитывать ответственность перед товарищами по игре.

Описание игры:дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук,у игроков стоящих в круге напротив друг друга,мячи разного цвета или размера.После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу(по указанному направлению),стараясь догнать другой мяч.

«Поймай мяч»

Задачи:учить детей передавать мяч одной рукой от плеча,развивать игровую деятельность,воспитывать ответственность перед своими товарищами.

Описание игры:дети делятся по 3 ,2 становятся напротив друг друга на раст.3-4м. и перебрасывают мяч,а третий становится между ними стараясь поймать или коснуться его рукой.Если это ему удается,он меняется местом с тем,кто бросил мяч.

Методические указания:дети перед бросками могут выполнять и другие движения-дриблинг на месте,броски вверх и т.д.

«Обгони мяч»

Задачи:учить передавать и ловить мяч правильно,следить за кистью рук и положением пальцев при ловле мяча,воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры:играют 2-6 команд,игроки каждой команды становятся в круг,выбирают водящих при помощи считалки.После сигнала,водящий с мячом передает свой мяч игроку стоящему справа,а сам бежит влево,обегает круг и становится на свое место.Получивший мяч передает его следующему игроку справа и т.д.Игра заканчивается,когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водящему.

«За мячом!»

Задачи:развивать умение ориентироваться на площадке,развивать игровую деятельность,учить передавать и ловить мяч правильно.

Описание игры:дети образуют 2-3 команды,где выбираются водящие.Команды делятся пополам и становятся в колонны,одна против друго на расстоянии-2-3м.После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в колонне напротив,а сам бежит в конец этой колонне,т.е. вслед за мячомПоймавший также передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.Игра заканчивается,тогда,когда все игроки вернуться на свои места,а мячи возвротятся водящим.

Вариант:выигрывает та команда,которая быстрее заканчивает игру.

Методические указания:детям объяснять,что они передвигаются туда,куда брошен мяч.

«Мотоциклисты»

Задачи:совершенствовать ведение мяча разными способами,развивать игровую деятельность,приучать детей видеть площадку.

Описание игры:На площадке размечается дорога шириной 2-3м. и длиной 4-5м.Около дороги стоит регулировщик,он зелеными и красными флажками регулирует движение на дороге.Если он показывает красный флажок-то мотоциклист останавливается,но мотор не выключает:ведет мяч на месте.Когда поднимается зеленый флажок,мотоциклисты могут проехать улицу без остановки-провести мяч бегом.

Методические указания:по сигналу дети меняют руку и меняется регулировщик.

«Принеси мяч по цвету»(авторская игра Губановой А.А.)

Задачи:Развивать сенсорное развитие:умение выделять цвет,форму и величину,на примере мячей,учить не бояться мяч.

Описание игры:Воспитатель держит в руках флажки разных цветов,дети стоят врассыпную по всему залу.Воспитатель показывает флажок определенного цвета(красный,синий,зеленый,желтый),а дети должны найти мяч такого цвета в корзинах,дается время для игры с мячом,а затем задание меняется.Воспитатель показывает мяч определенного размера,а дети должны найти мяч точный по размеру.Дается задание найти самый маленький(большой )мяч,собрать 2-5 одинаковых мяча по цвету,размеру и т.д.

«Вызовы по номерам»

Задачи:учить детей быстро реагировать на сигнал,развивать свободное общение между детьми и взрослыми.

Описание игры:дети делятся на несколько команд по 4-5 игроков,в командах рассчитываются по очереди и становятся в колонну,перед каждой колонной расставляют 5-6 кеглей на расстоянии 1м. одна от другой.Воспитатель вызывает номера(не по очереди) и вызванные дети ведут мяч обводя кегли змейкой и таким же образом возвращаются обратно.Выигрывает команда уронившая меньше кеглей.

«Ведение мяча парами»

Задачи:Развивать свободное общение между детьми,воспитывать чесность и справедливость,формировать умение видеть площадку и ориентироваться на ней.

Описание игры:дети делятся на пары,каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке.Один ребенок в паре-водящий,его цель-не роняя мяч,коснуться рукой товарища по паре.Если ему это удается,другой становится водящим,а бывший водящий свободно ведет мяч.

Методические указания:после того как водящий осалил своего напарника,он должен продвинуться на 5-6 шагов вперед и тогда можно его ловить.

«Ловишки с мячом»(с воспитателем)

Задачи:учить вести мяч в правильной стойке,развивать свободное общение со взрослым,учить менять направление и скорость передвижения.

Описание игры:дети с мячами свободно передвигаются по площадке.Водящий-воспитатель-ведя мяч должен  осалить рукой ребенка,можно осалить сразу несколко детей.Осаленные становятся водящими.

«Эстафеты с ведением мяча»

Задачи:развивать свободное общение между детьми,воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры:дети делятся на 2-4 команды и выполняют различные задания с элементами баскетбола-ведение мяча правой(левой),змейкой,спиной вперед,чередованием рук и т.д.Побеждает команда первой закончившая эстафету и набравшая наибольшее количество очков.

«Чья команда больше?»

Задачи:развивать игровую деятельность,способность согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры:дети делятся на команды и становятся в колонну  на расстоянии 2м от корзины.Первые в колоннах с мячами.После сигнала первые бросают мячи ,стараясь попасть в корзину,ловит свой мяч,передает его следующему игроку и становится в конец колонны.Выигрывает команда,которая в установленное время больше забросит мячей в корзину

«Мяч ловцу»

Задачи:учить детей применять разученные действия с мячом,развивать свободное общение,способствовать развитию совместных действий.

Описание игры:на площадке чертят 3 круга один в другом:диам.-1м,3м.и 5м.

В первый круг становится ловец,второй круг свободный,в третьем становятся защитники 4-6 человек,остальные игроки поля.Игроки поля ведут мяч,стараясь передать его ловцу,защитники мешают им.Если ловец поймает мяч,игроки меняются ролями.

«Мяч капитану»

Задачи:учить применять в игре разнообразные движения,развивать игровую деятельность.

Описание игры:дети делятся на 2 команды,в каждой выбирается капитан,который становится в кружок,отмеченный в конце чужой площадки.Игроки бросают мяч своему капитану,а игроки другой команды

стараются мяч перехватить и передать своему капитану.

Методические указания:мяч можно вести,передавать,но нельзя бежать с ним в руках.

«Игра в баскетбол(15 мин.)»

Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры,в ней учтены возрастные возможности детей 5-7 лет,высокий уровень владения мячом.

Цель игры:цель команды в игре-забросить как можно больше мячей в корзину соперника,соблюдая правила игры.

Участники:команды по 5 детей и 2-3 запасных,1-капитан.Игроки имеют отличительные знаки на груди и спине.

Судейство:воспитатель следит за выполнением правил игры,дает сигналы при нарушениях,засчитывает попадания мяча в корзину.

Время игры: игра состоит из 2 пятиминутных таймов с 5 минутным перерывом.

Счет игры:при попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка,игра заканчивается победой или ничьей.

Авторские игры Губановой А.А. рекомендуемые для обучения технике безопасности во время игры и предотвращения возможных травм:

«Как правильно стоять-стойка баскетболиста», «Бег и остановка», «Встречаем мяч», «Правильные передачи»

Задачи:играя обучить технике безопасности падения,уметь сгруппироваться и упасть на бок,формировать представления об опасных ситуациях во время игры:сталкивания и удары в лицо и живот).

Дети свободно стоят на всей площади зала или площадки.Воспитатель показывает  все возможные опасные ситуации,неправильные действия при передачи и ловле мяча и учит, как можно избежать данных ошибок:

-покажите как правильно ловить мяч

-передать мяч

-встреча мяча руками

правильная остановка мяча:

-ведение мяча(положение кистей,  рук и пальцев)

-приемы перемещения,повороты и остановки.

Игры для формирования положительного отношения к труду:

«Кто быстрее уберет мячи», «Дежурные в спорт зале», «Уберем мячи правильно».

Дети делятся на команды,мальчиков и девочек и т.д. и им даются задания:чья команда быстро уберет мячи или спорт.инвентарь  в корзины,правильно уберет мячи (согласно спортивной игре:футбольные мячи в свою корзину,баскетбольные в свою,волейбольные в свою).Или назначаются дежурные 1-2 ребенка(кто лучше всех занимался на занятии),дежурные уберают спорт.инвентарь и помогают воспитателю в раздаче нужного  материала на занятии,готовят площадку к спортивной игре.

 



 

Комментарии

Губанова Альфия Аббасовна

Приглашаю родителей нашего детского сада №915(3)поболеть за семью Косоуровых,они будут представлять наш д\с на окружном спортивном празднике"Мама,папа,я-спортивная семья"!Митино,ШКОЛА №1062,19января в 11 часов.