Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей.
статья по физкультуре

Интеграция образовательной области "Физическая культура" и других образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_fizkultury_s_drugimi_oblastyami.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательной области «Физическая культура»
и других образовательных областей.

    Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Поэтому, признавая здоровье, как основу развития личности ребёнка, следует отметить особый статус физического воспитания в дошкольном учреждении.
   Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас мы рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс.

   Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком  информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.


   Основной вид деятельности, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  - игра. За годы дошкольного детства детская игра проходит значительный путь развития. Дети развиваются вместе с игрой. Фундамент любой игры – воображение. 

    К примеру, выполнять самомассаж ушных раковин – не самое интересное занятие для детей. А вот если мы принимаем образ Чебурашки, то же самое занятие становится намного привлекательнее и пользы от него больше.

   Образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки – в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает, допустим, образ кошки, он автоматически преображается в движении. Не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Так же выполняем упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.


Физическое  и познавательное развитие.

На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации.


   Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. Воздействуя на различные анализаторы, развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

    Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умении ориентироваться в пространстве. Развивая слуховое восприятие, мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если бубен играет тихо – ручеек замедляет скорость и наоборот.

 В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия: «мягкий-твердый», «гладкий-шершавый», «тяжелый-легкий». 

    В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходит игра и воображение.  Кроме восприятия, формируем и элементарные математические представления (прыжки под счет, ловим мяч, обратный счет).

   На занятиях мы закрепляем знания об окружающем мире: осенью «собираем урожай», «ходим в лес за грибами», зимой «играем в снежки» и «шагаем по сугробам». Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.


Физическое  и социально – коммуникативное развитие.

    Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре. 
   Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». К проведению любой игры стараемся подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Грамотно организованная игровая деятельность оказывают влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.

Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок с развитой моторикой, речью, познавательными процессами. Свободно общающийся со взрослыми и детьми. Общение со взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент нужно учитывать в работе. Особое внимание уделять агрессивным  и  застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараться  гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применять упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает нам. Допустим, сегодня мы изображаем трусливых мышек, хвалим  тихих, застенчивых детей за то, как они артистично показывают мышек, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. А завтра мы попробуем примерить образ рычащего тигра. Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляются от излишней агрессивности, а застенчивые - учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает социально - коммуникативную компетентность детей.

Физическое  и художественно – эстетическое развитие.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

 Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер.

  Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

 Музыкально - ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.

  В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом.

  Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Физическое и речевое развитие.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желание заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Игры и упражнения, способствующие речевому и физическому развитию.

  1. «Заводные машинки»

 Задачи работа над длительным, плавным выдохом, развитие мелкой моторики, закрепление звука «ж».
Сцепить пальцы рук в «замок», оставив свободными только большие пальцы. Они превращаются в машинки. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить звук «ж». Машинки едут до тех пор, пока не кончится завод (пока хватает дыхания).

  1. «Гуси»
    Задачи: развитие мышц плечевого пояса, закрепление звука «ш».
    Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести звук «ш», вернуться в исходное положение.
  2. «Петушок»
    Задачи: развитие мышц плечевого пояса, плавного выдоха, работа над слоговой структурой слова, подготовка к произношению длинных слов, не пропуская и не заменяя слогов.
    Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз с проговариванием слогов: «ку-ка-ре-ку».
  3. «Крылышки»
    Задача: выработка плавного выдоха, развитие мышц плечевого пояса, активизация наречия «вниз».
  4. «Один - много» (игра с мячом)
    Задача: развитие умения ловить и бросать мяч, употребление существительного мн. Ч. В родительном падеже.
    Воспитатель, стоя в кругу, бросает мяч ребёнку и называет слово в ед. ч.; дети возвращают мяч и произносят слово во мн. ч.
    Один автобус – много автобусов,
    Один самолёт –
    Один корабль –
    Усложнение: добавить к существительному прилагательное.
    Один новый троллейбус – много новых троллейбусов,
    Один красный автомобиль – много красных автомобилей.
  5. «Два круга»
    Задача: развитие ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями играющих, употребление существительных в винительном падеже, активизация словаря.
    Дети образуют два круга (внутренний и внешний). Дети в большом круге идут вправо, а в маленьком (внутреннем) – влево, проговаривая слова:
    Мы идём(3) и с собою мы берём…сладкое.
    Стоящие в большом круге, называют по очереди сладкие продукты и встают в маленький круг. Игра продолжается со словами: кислое, солёное и т. д.
  6. «Игрушки»
    Задачи: развитие ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями играющих, закрепление звука «ш».
    Дети идут по кругу и проговаривают слова: «Маша шла, шла, шла и игрушки нашла…» Затем поочерёдно называют слова со звуком «ш» и выходят в середину, образуя новый круг. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не перейдут из внешнего круга во внутренний.
    Слова: кошка, матрёшка, мишка, мартышка, мышка, машинка, пушка, зайчишка, шар, неваляшка, катушка, лягушка и т. д.

     Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.

В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна...

Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....

Статья на тему: "Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями".

Это идея, где делается упор на развитие двигательного воображения, которое оживляет движение и наполняет его смыслом....

«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...

Конспект НОД , реализующей интеграцию области «Физическое развитие» с другими образовательными областями. КВЕСТ «Поиск потерянного замка"для подготовительной группы

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:  Подготовительная    группа, 6-7 летФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: Подгрупповая, 7-8 детейЦЕЛЬ: Расширение и систематизация представлений о видах домов и национальных жилища...