Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях ФГОС дошкольного образования"
статья (старшая группа) на тему

Южакова Светлана Александровна

С внедрением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Данная работа является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте: сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yuzhakovoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 УЛЫБКА»

Статья

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях ФГОС дошкольного образования»

Южаковой Светланы Александровны

пгт. Смирных

2016г.

В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Данная работа является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте: сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [4].

Необходимо отметить, что одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Предлагаем уделить особое внимание проблеме повышения педагогической культуры родителей, их педагогического просвещения, способствующего совершенствованию семейного воспитания, влиянию на воспитательную семейную среду, осознанность действий родителей, гармонизация детско-родительских отношений, кроме этого, повышение уровня положительного отношения и доверия к педагогам. Мы считаем, что благодаря внедрению инновационных форм работы, на сегодняшний день можно вовлечь родителей в сам образовательный процесс.

Наиболее качественное взаимодействие осуществляется через активные формы организации деятельности. В соответствии с этим, родители становятся активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует [1].

Родителям старшей группы было предложено анкетирование, определяющее стили воспитания. Анализ результатов данных показал следующее:

Таблица 1

Анализ анкетирования родителей старшей группы по методике «опросник детско-родительских отношений»

Шкалы

20012-2014гг

2014-2016гг

1

Симбиоз

2 (9,5%)

1 (5%)

2

Кооперация

3 (14%)

1 (5%)

3

Авторитарная гиперсоциализация

12 (57%)

15 (75%)

4

Принятие-отвержение

2 (9,5%)

1 (5%)

5

Маленький неудачник

1 (5,5%)

2 (10%)

  Мы видим, что наибольший % родителей при взаимодействии с детьми придерживаются стиля - авторитарная гиперсоциализация, кроме того, очевиден тот факт, что есть и родители, которые отвергают своих детей и думают, что они вовсе не самостоятельны, т.е. «неудачники».

          Результаты наблюдения показали, что непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. 32% опрошенных родителей интересуются только питанием, сном ребенка и т.д., т.е. физиологическими аспектами; 48% считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Также, анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показал, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители. Выявлено, что это семьи, имеющие детей с задержкой психического развития. В данной ситуации, необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение таких семей на укрепление здоровья ребенка, нравственных чувств, мотивов поведения, интеллекта, приобщение к культуре и социуму [2]. Родителям помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.

На базе МБДОУ №1 «Улыбка» мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вели с помощью инновационных форм работы. Хотим подробнее остановится на некоторых из них:

1.Создание на базе ДОУ семейного клуба, целями которого являются:

-создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей на протяжении дошкольного детства;

-способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

-помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей ребенка;

-способствовать развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, а также создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Программа семейного клуба включает в себя 3 направления:

- работа с детьми (тематическое рисование, песочная терапия, музыкотерапия, игры-беседы, упражнения творческого характера, создание модели идеальной семьи и т.д.);

- работа с родителями (мастер-классы, мини-беседы, релаксационные и динамические паузы, музыкальные этюды, моделирование проблемных ситуаций, тренинги и т.д.);

- совместная работа детей и родителей (психокоррекционные занятия, семейные праздники, конкурсы, КВН и т.д.).

2. Ведение семейных дневников и календарей, помогающие родителям самостоятельно отслеживать результаты формирования благоприятного эмоционального климата в семье. Кроме этого, родители начинают лучше видеть собственные стереотипы воспитания.

3. Семинары-практикумы для родителей включают в себя не только лекционную часть, но и выполнение практических заданий, способствующих более эффективному усвоению новых знаний, обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

4. Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь родители получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

5. Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры [3]. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни группы, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

6. Родительские конференции - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения.

7. Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.

Необходимо отметить следующее: за 2 учебных года (2014-2016гг) были получены положительные результаты в области гармонизации детско-родительских отношений, которые подтверждены экспериментально:

- изменилась позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий;

- родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей;

- повысился опыт учитывать психологические особенности своих детей в проблемной ситуации.

         Более того, благодаря внедрению нетрадиционных форм работы произошёл огромный скачок в развитии и обучении (готовность к школьному обучению, развитие познавательных процессов и т.д.) тех детей, родители которых принимают участие «в жизни ребёнка в стенах детского сада», а именно: более чем на 50% вырос мотивационный потенциал детей к обучению (дети чувствуют сильную поддержку в детском саду от своих родителей, они все препятствия в обучении проходят вместе; с другой стороны родители глубоко проникаются в психологические новообразования и кризисы детей поступающих в школу, помогая при этом своим детям мягче пройти адаптационный период школьной жизни, создавая благоприятные эмоциональные условия для дальнейшего обучения ребёнка) - в подготовительной группе; более чем на 80% возросло эмоциональное благополучие взаимоотношений между родителями и детьми – старшая группа. Поэтому данная представленная тема является актуальной в рамках данного дошкольного учреждения, становиться главной задачей данного направления – повышение уровня психологической и педагогической компетентности родителей, способствующее полноценному развитию личности ребёнка и его успешному обучению в школе.

Таблица 2

Мониторинг уровня готовности к школьному обучению за 2014-2016гг.

Уровни готовности

Ноябрь 2012г.

Май 2013г.

Готовы (Г)

5

12

Условно готовы (УГ)

4

5

Не готовы

11

3

           Была проведена диагностическая работа по исследованию уровня развития познавательных процессов, речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с деятельностью ДОУ.

Таблица3

          Исследование уровня мотивационной готовности детей к школьному  обучению (методика Л.А. Нежновой «Мотивационная беседа»)

Уровни готовности

Группа 1

Группа 2

Начало года – 20.

Конец года – 20 чел.

Начало года – 20.

Конец года – 20 чел.

Готовы (Г)

4

8

4

12

Условно готовы (УГ)

5

6

3

5

Не готовы

11

6

13

3

 В течение года, в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, годовыми задачами, которые были направлены на повышение уровня развития познавательной и речевой сфер, проведена диагностика исследования.

Таблица 4

Выявлены следующие результаты обследования:

Уровень готовности к школьному обучению

Группа 1

 50% средний уровень

Группа 2

Более 50% высокий уровень

Группа 2 – дети, на протяжении всего года занимающиеся с родителями в детском саду на коррекционных занятиях по программе «Счастливая улыбка» по гармонизации детско-родительских отношений.

Объединение усилий семьи и дошкольного учреждения, как одного из социальных институтов, открыло для ДОУ новые пути к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствовало расширению границ межличностного общения, формированию общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий взрослых.

 Выше приведенные результаты деятельности в детском саду позволили выстроить новую модель дошкольной образовательной системы в соответствии с ФГОС – это совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

На сегодняшний день работа в ДОУ ориентирована не только на воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Список литературы

1.Горшенина  В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Волгоград: Изд-во Панорама, 2006. 128с.

2.Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Волгоград:

Изд-во Учитель, 2009. 103с.

3.Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Волгоград: Изд-во Учитель, 2014. 169с.

4.http:www.edu.rin.ru [Электронный ресурс].

Педагог-психолог

Южакова Светлана Александровна

МБДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных

Сахалинской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель методического сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Аннотация: Целью статьи является описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ по организации работы повышения уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Способствовать...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения. Приоритетность данного нап...

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитат...

«Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования»

Методическая разработка по взаимодействию с семьями воспитанников...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»

laquo;Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»...