Поддержка инициативы детей в проектно - исследовательской деятельности.
проект (средняя группа) на тему

Тряпкина Наталья

Слайд№1Тема: Поддержка инициативы детей в проектной – исследовательской деятельности.

     Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит инициативных, самостоятельных, независимых людей. Нужно ли развивать инициативу у ребенка?

Слайд2 И вообще, что такое инициатива? Можно ответить цитатой американского писателя, художника и философа Элберта Грин Хаббарда Слайд№Инициатива - это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.

       Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей — это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, — это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны?  Так и есть на самом деле!

      Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Но важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.              

    Самостоятельность ребёнка — это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность ребёнка — это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.
       Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

        По сути, мы -  воспитатели, являемся     руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем  как помощники и партнёры.

   Слайд№4 В нашей группе  технология проектирования направлена на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. А так же возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.      Благодаря технологии проектирования каждый ребёнок, нашей группы, получает признание важности и необходимости в коллективе и сам видит результат  коллективных усилий группы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

      В работе над проектами мы используем «технологию  А. И. Савенкова», но все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как  дети, выдвигая,  гипотезы сами запускают проекты.

Хотелось бы остановиться на этом пункте и спросить уважаемые коллеги:    Что такое гипотеза вообще? Слайд5

 Слайд 6(Гипотеза с др. -греч.— предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Также она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

 Слайд 7 Могу привести следующий пример: « На прогулке ребёнок слепил из снега мороженное и стал угощать своего друга, на что друг ответил « Снег есть нельзя!»» Тут подключился другой ребёнок и спросил: « А почему нельзя есть снег?» Дети стали выдвигать свои предположения. Как вы думаете какие?

Вот как ответили мои дети:

1.Потому, что в нём червяки. 2.Потому, что он холодный. 3.Потому, что там микробы. 4. Потому, что можно заболеть.

      И на базе этих утверждений мы запустили проект «Маленький исследователь» в рамках, которого  дети изучали и исследовали сразу несколько гипотез: «Живут ли червяки в снеге?» «Есть ли в снеге какие-либо организмы?» «Можно ли заболеть, если есть снег?» и так далее.          

    Особенностью нашей  проектно – исследовательской деятельностью является то, что в рамках одного проекта дети исследуют не одну, а сразу несколько гипотез. И в ходе исследований дети подтверждают или опровергают свои гипотезы.

         При организации проектной деятельности в ДОУпроектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

         В начале образовательного процесса этого года мы опять запустили проект, который образовался, из обычного диалога между детьми во время полдника. Ребёнок спросил: « А почему Аня и Полина не пьют молоко, оно же такое вкусное?» На что я ответила: « А ты спроси у них, почему они не пьют?» Одна девочка ответила, что ей не нравиться цвет белого молока, другая, что оно тёплое, а Артём подключился с вопросом « А как в магазине появляется молоко?»            

Слайд№8 Наш проект получил название «Пейте дети молоко – будете здоровы!» В рамках этого проекта мы исследуем все гипотезы, возникшие у детей на вопросы. Слайд №9

     Одному ребёнку интересно, почему молоко белое и мы проводим эксперименты с цветом;  Слайд№10, 11, 12 другой ребёнок изучает, почему молоко в детском саду тёплое и зачем его таким делают; третий ребёнок изучает, кто даёт молоко и как оно появляется в магазине; а сама девочка, с которой и возникли все вопросы и гипотезы, узнает о пользе вкусного молока и какие продукты готовят из него!

Слайды№13,14 Наши дети изучают гипотезы группами, а те, которые не выдвигали никаких гипотез, присоединяются  по желанию к любой группе исследователей, но в продуктивной деятельности у них уже у самих появляется желание поучаствовать в создании продукта проекта. Слайд№15,16 

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Слайд№17 Из всего, вышесказанного, я могу сделать вывод, что технология проектирования является уникальным средством поддержки инициативы детей, обеспечивая сотрудничества, сотворчества детей и взрослых и является способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию

Слайд№18

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №158» г.о. Самара Тряпкина Наталья Владимировна Поддержка инициативы детей в проектно-исследовательской деятельности .

Слайд 4

«Пейте, дети, молоко - будете здоровы»

Слайд 10

Выставка работ «Смешная корова»

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья : "Развитие самостоятельности и инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности"

Наш мир динамично развивается и очень быстро меняется, поэтому очень важно, чтобы дети уже с дошкольных лет учились проявлять самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач....

Поддержка инициативы детей в проектно- исследовательской деятельности

Этот материал будет полезен воспитателям детского сада...

«Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №2 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...