Главные вкладки

    Связная речь, как важнейший аспект речевого воспитания дошкольников
    статья на тему

    Иванова Анна Вячеслававна

    ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx18.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Связная речь, как важнейший аспект речевого воспитания дошкольников».

    Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и  эмоций.

    Связная речь – это высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

    За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. В современном мире, с развитием массового телевидения и информационно-компьютерных технологий  читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой, ведь смотреть передачи и отвечать на односложные вопросы компьютерных тестов гораздо легче , чем пересказывать сюжет прочитанного произведения или описывать то или иное событие.

    А ведь для дошкольника хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Поэтому в  настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано  с её социальной значимостью и ролью формирования личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

    Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

    Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

    В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

    Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

    Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Уметь ясно и грамматически строить свою речь, излагать свои собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться, необходимо каждому. Только тогда ребенок будет перенимать этот бесценный опыт и развивать речевую культуру.

    Важно и то, что развитие речи, в том числе и связной, должно происходить в тесном взаимодействии семьи и  ДОУ .  Родители с помощью педагогов  могут повышать свою педагогическую компетентность. Ведь

    согласно ФГОС, среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частых задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря, закрепления и активизация словаря, совершенствования грамматически правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

    Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников-игра , педагоги, используя различные коммуникативные игры обучают детей новым речевым формам, способствуют формированию правил данной деятельности. Ребенку легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении, если он обучается этому в интересной форме.

    Через интеграцию образовательных областей (согласно ФГОС ДО) приобретаемый  опыт познавательной, речевой, игровой деятельности,, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка, успешно их социализировать. При этом педагог ведет целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

    Однако нельзя не признать, что  зачастую работа в данном направлении  ведется  не в полном объеме, формально. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с проблемой безграмотности, несвязности и бедности не только устной, но и письменной речи, вызванная недостаточной изученностью онтогенеза языковой способности ребёнка дошкольного возраста.  Поэтому проблема формирования связной  речи дошкольников очень актуальна.

     И нужно понимать, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

    "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

    Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

    1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

    Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

    В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

    Консультация для педагогов - "Здоровье и безопасность - важный аспект современного воспитания дошкольников"

    quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поло...