Методическая копилка
план-конспект занятия по логопедии по теме

Хлюстова Надежда Сергеевна

Материал, представленный в данном разделе может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx18.97 КБ
Файл buratino.docx19.18 КБ
Файл puteshestvie_lisy_k_lesniku.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 образовательной деятельности c применением инновационных технологий

 “Помоги Золушке”.

Учитель – логопед:

Хлюстова Надежда Сергеевна

г. Тутаев

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Закрепление правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, словах, в дидактических играх со словами.
  2. Обогащение лексики многозначным словом “иголка”.
  3. Упражнение в словоизменении: родительный падеж существительных единственного числа с предлогом из.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха, умения определять места звука в слове, навыков слогового анализа.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики рук, самомассаж ладоней и пальцев рук.
  4. Развитие тактильно – кинестетического восприятия.
  5. Развитие внимания и памяти.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитание добрых дел, желание помочь.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки Ш. Перро “Золушка”.

Оборудование:

  1. Иллюстрация к сказке.
  2. Картинка пароход.
  3. Соломинки, баночки с водой.
  4. Дидактические пособия.
  5. “Почтовые ящики” (состоят из трёх бумажных коробок синего цвета, одинакового размера. В верхней части каждой коробки прорезана щель для опускания картинок. Под щелью – модель звуковой структуры слова – начало, середина, конец).
  6. “Кладовка” – трёхступенчатая лесенка.
  7. Предметы и предметные картинки, названия которых содержат звук [л].
  8. Песочница.
  9. Массажные коврики “Тибетский иппликатор”.
  10. Музыкальное сопровождение.

Психолого – педагогические технологии:

  1. Сказкотерапия.
  2. Игротерапия.
  3. Музыкотерапия.
  4. Песочная терапия.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент. Сообщение темы образовательной деятельности.

Логопед: Вы слышите эту музыку? Сказочную музыку. Она звучит, потому что у нас сегодня состоится путешествие в сказку. Её написал знаменитый французский писатель – сказочник Шарль Перро, и называется она “Золушка”. Вам знакома эта сказка? Произнесите за мной это слово, выделяя звук [л]. Вот так: ЗоЛушка. Золушка хочет вам помочь правильно произносить звук [л] в словах.

  1. Пальчиковая игра “Пароход”.

Логопед: Вот пароход, на котором мы поплывём в вутешествие в сказку. Дети рассматривают картинку. Описание игры: обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Пароход плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

  1. Упражнение на дыхание “Бульки”.

Логопед: Какие колечки оставляет на воде пароход?

  1. Игра “Пароход”. Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.

Логопед: Как пароход даёт гудок?

Дети: л – л – л – л …

Логопед: Звук [л] какой? Что делают губы? Где находится язычок, когда мы произносим звук [л]?

  1. Произношение звука [л] в слогах.

Логопед: Мы попали в сказку. А вот и Золушка. Она работает и поёт песенки. Споём вместе с Золушкой.

Звучит музыка. Дети рассматривают иллюстрацию в книжке.

Поют (отражённо за логопедом) слоги:

ал – ал – ал              ыл – ыл – ыл

ол – ол – ол             ул – ул – ул

  1. Игра “Помоги Золушке выбрать нужную иголку”.

Логопед: Золушке нужно подшить платье к балу. Какая иголка ей понадобится для этой работы? Какие бывают иголки?

Дети: Иголки для шитья; иголки у ёлки; иголки у ежа.

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук “Тибетским иппликатором”.

Логопед: Проговаривая стихотворение, прикладываем на каждое слово ладони и пальцы то правой, то левой руки.

        У портного есть игла,

        Есть иголки у ежа,

        Уколы делают иголкой

        И у ёлки есть иголки.

  1. Дидактические игры со словами.

Логопед: Прежде, чем ехать на бал, Золушке надо сделать много работы. Вы поможете Золушке?

  1. Игра “Помоги Золушке опустить открытки в почтовые ящики”.

Логопед: Золушка приготовила открытки для своих друзей. Назови предметы, изображённые на них. Какой звук объединяет все эти слова. Помогите Золушке опустить открытки в почтовые ящики с учётом схемы места звука [л] в словах.

  1.  Игра “Помоги Золушке навести порядок в кладовке”.

Логопед: Расставьте все эти предметы по полкам с учётом количества частей в слове:

первая полка – слова состоят из одной части;

вторая полка – слова состоят из двух частей;

третья полка – слова состоят из трёх частей.

Дети раскладывают предметы:

мел                                  мыло                                 молоток

слон                                 клубок                              шкатулка

лук                                   пила                                  скакалка

  1.  Развитие связной речи.

Логопед: Составьте предложения по предметным картинкам и посчитайте количество слов в предложениях.

  1. Итог.

Звучит музыка.

Логопед: Итак, вы помогли Золушке сделать всю работу, произнесли много слов со звуком[л]. Золушка едет на бал, а мы возвращаемся в детский сад.



Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по развитию

 фонематической стороны речи на тему

“Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях”

Подготовила и провела:

 учитель-логопед

 Хлюстова Надежда Сергеевна

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Закрепить правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Уточнить понятие “звук”, “буква”.
  3. Упражнять в образовании форм Творительного падежа имён существительных.
  4. Продолжить учить составлять предложения по графическим схемам.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Формировать умения определять положение звука в слове.
  3. Развивать речевое дыхание.
  4. Развивать мелкую моторику рук, самомассаж ладоней и пальцев рук.
  5. Развивать внимание и память.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитание добрых чувств, желания помочь.

Предварительная работа:

  1. Заучивание физкультминутки и стихотворения для массажа карандашом.

Оборудование:

  1. Игрушка Буратино.
  2. Ранец.
  3. Предметные картинки, названия которых содержат звук [р].
  4. Карточки с картинками.
  5. Соломинка, баночки с комочками пенопласта.
  6. Дидактические пособия.
  7. Ребристые карандаши.
  8. Пробки.
  9. Фишки для звукового анализа.
  10. Схема предложения.

        

Ход образовательной деятельности.

  1. Оргмомент. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришёл Буратино. Он вместе с нами будет учиться правильно и красиво произносить звук [р]. Он пришёл с ранцем, в котором принёс задания. Поможем мы с вами ему их выполнять? После каждого выполненного правильно задания он будет вам кивать головой.

  1. Характеристика звука.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [р]. Какой он?

Дети: Звук [р] – твёрдый, согласный.

Логопед: Звук [р]мы обозначаем вот такой буквой. (Выставляется на магнитную доску буква Р.)  А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Когда Буратино шёл к нам в гости, то он любовался как летят снежинки. Посмотрите и подуйте на них, представьте, что они летят.

  1. Речевая зарядка.

     Логопед: Буратино любит играть на трубе. У него их две и звучат они по – разному. Большая труба звучит сурово, а маленькая труба звучит нежно, мягко. (Перед детьми выставляются две картинки с изображением двух труб: большой и маленькой. Логопед попеременно показывает картинки и произносит слоги, а дети повторяют слоги с определённой силой голоса).

ра – ра – ра

ро – ро – ро

ры – ры – ры

ру– ру – ру

ар – ар – ар

ор – ор – ор

ыр – ыр – ыр

ур – ур – ур

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом.

Упражнения:

“Волчок”.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

“Утюжок”.

Карандаш я прокачу

Вправо – влево – как хочу.

“Подъёмный кран”.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

“Вертолёт”.

Отправляется в полёт

Наш красавец – вертолёт.

“Прятки”.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

“Качалочка”.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

“Ладошка”.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

  1. Формирование навыков определения положения звука в слове. Игра “Сложи” узор.

Логопед: Ребята, посмотрите, какие интересные картинки вам принёс Буратино. Давайте поиграем с вами в игру. (Детям предлагаются карточки с картинками. Нужно проговорить слова, определить положение звука [р] в слове и выложить фишку в соответствующее окошко. После того, как все фишки выложены, детям даются “проверялочки”).

  1. Физкультминутка.

      “Буратино”

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Выполнение движений по тексту).

  1. Упражнение на образование Творительного падежа существительных.

         Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, чем угощает Буратино своих друзей.

         Дети: Виноградом, тортом, зефиром, грушами.

  1. Формирование навыков слогового анализа. Игра “Собери ромашки”.

Дети подбирают лепестки ромашки к сердцевинам. К сердцевине с цифрой 1 – лепестки с картинками, в названии которых один слог, к сердцевине с цифрой 2 – лепестки с картинками, в названии которых два слога, к сердцевине с цифрой 3 – лепестки с картинками, в названии которых три слога.

  1. Звуковой анализ слова.

Дети выкладывают звуковой анализ слова роза, шары.

  1. Развитие связной речи.

         Логопед: Ребята, что это за схема?

Дети: Это схема предложения.

Логопед: Что вы можете сказать про это предложение?

Дети: В этом предложении 4 слова. Первое слово начинается с большой буквы.   В конце предложения стоит точка.

Логопед: Составьте предложения по данной схеме.

  1. Итог.

Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить все задания, произнесли много слов со звуком [р]. Буратино вас благодарит и говорит вам спасибо. Какой звук мы сегодня с вами учились правильно и красиво произносить? Что вам больше всего понравилось выполнять?



Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по развитию

 фонематической стороны речи на тему

“Автоматизация звука [р] в словах и предложениях”

 “Путешествие лисы к леснику”

Подготовила и провела:

 учитель-логопед

 Хлюстова Надежда Сергеевна

Цель: автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять правильное произношение звука [р]в словах, предложениях.
  2. Уточнять понятия “звук”, “буква”.
  3. Формировать фонематический (звуковой) анализ.
  4. Упражнять в правильном употреблении притяжательных прилагательных.
  5. Продолжать учить составлять предложения по опорным схемам.

Развивающие:

  1. Развивать координацию движений пальцев рук.
  2. Развивать высшие психические функции.

Воспитательные:

  1. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль.
  2. Воспитывать умение слушать и слышать.

Оборудование: сюжетная и предметные картинки, панно, буквы, дидактическая игра “Рыбалка”, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мяч, схема предложения, матрёшка.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Логопед: Пришла весна и растаяла у лисы избушка. Не хочет она выгонять зайчика. Решила лиса построить новую, прочную избушку из дерева. Ребята, какую лиса хочет построить избушку?

Дети: Деревянную.

Логопед: Лиса попросила нас помочь ей. Чтобы построить деревянную избушку нужны брёвна и доски. А чтобы напилить их, нужно спросить разрешение у лесника. Отправимся ребята с вами к леснику? Но на пути нам будут встречаться препятствия.

  1. Основная часть.

Логопед: Прежде, чем отправиться к леснику, мы с вами разомнёмся. Какой одинаковый звук слышится в словах: роза, карта, шар.

Дети: Звук [р].

Логопед: Дайте характеристику звука [р].

Дети: Звук [р]- твёрдый, согласный.

Логопед: Звук [р] обозначаем буквой Р. Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Я буду называть слова, а вы первый звук замените в словах на звук [р]: мак – рак, нога – рога, кот – рот, мука – рука, хобот – робот, козы – розы. Размялись мы с вами ребята и отправимся к леснику.

Стоит избушка. В ней живут слова. (Выставляются на доску слова: ведро, рак, барабан, сыр, роза, ракета).

Чтобы попасть в избушку, нужно составить лесенку. На первой ступеньке слова, в названии которых один слог, на второй – слова, в которых два слога, на третьей – слова, в которых три слога.

Дети: Называют слова с одним, двумя, тремя слогами.

Логопед: Составили лесенку и попали в избушку. Определите положение звука [р] в словах.

Дети: Дети работают с линейкой с бусинкой. 

Логопед: Отправимся дальше мы по тропинке. И вот оказались мы на Волшебной поляне. Гном рассыпал буквы. По первым звукам слов составим слово (фартук, рыба, утка, кот, тыква – фрукт). 

Логопед: Идём дальше и перед нами речка.

Пальчиковая гимнастика

В тихой речке у причала

Рыбка, рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?        

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака –

Дядю Федю – чудака

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушёл хитрец. Сорвался!

В речке водится много рыбы. Давайте наловим, ребята, для лесника рыбы.

Игра “Рыболов”.

Логопед: Чтобы нам перейти речку по мостику и не замочиться, выложим схему слова “рыба”.

Дети: Выкладывают слово фишками и объясняют.

Игра с мячом “Что это”?

Врач – профессия

Грузовик – транспорт

Груша - фрукт

Логопед: Перешли мы с вами речку по мостику и попали в Школу Мудрой Совы. Сова приготовила для нас задание.

Работа со звуковыми линейками. Определить количество звуков в словах: шар, рука, карта, роза.

Дети: Работают со звуковыми линейками. 

Логопед: Ребята, в лесу на нас смотрят животные.

Из – за дерева выглянула мордочка лисы. Чья мордочка?

Из – за кустов показались уши зайца. Чьи Уши?

Мелькнул хвост белки. Чей хвост?

Сверкнули глаза волка. Чьи глаза?

Дети: Лисья, заячьи, белчий, волчьи.

Логопед: Вот и подошли мы с вами, ребята, к домику лесника, а на двери схема. Что это за схема?

Дети: Это схема предложения.

Логопед: Что мы можем сказать про это предложение?

Дети: Предложение состоит из четырёх слов, первое слово начинается с большой буквы, а в конце предложения ставим точку, между словами расстояния.

Логопед: Составьте предложения по этой схеме.

Дети: Составляют предложения. 

Логопед: Лесник приготовил для вас сувенир. Отгадайте загадку:

 Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: Матрёшка.

Логопед: Расставьте матрёшек по росту и прочитайте слово, которое вам сказал лесник.

Дети: Умники.

Логопед: Лесник вас похвалил и дал разрешение лисе напилить деревьев, чтобы построить прочную, деревянную избушку.

  1. Итог.

Логопед: Лиса благодарит и говорит вам спасибо. Какие задания вы выполняли по дороге к леснику? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...