межличностные отношения в формировании и развитии личности ребенка
статья на тему

Михайлова Мария Юрьевна

роль межличностных отношений в формировании и развитии личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Межличностные отношения в формировании и развитии личности ребенка.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных  педагогов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться как личность и творить.    

Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Межличностное общение является таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 3-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью.

Тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми. У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности.

Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную жестами, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые. Физическое и эмоциональное развитие ребенка также во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка.

Игра - познание окружающей действительности, познание самого себя, знакомство с социальной действительностью и нахождение своей роли в обществе. Мы, воспитатели, часто забываем о том, как важно все пр...

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка....

Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

   Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны со взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничн...

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребенка

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий  развитие личности ребенка...