МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»
проект на тему

Таранова Любовь Борисовна

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miniprekt.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида  «Рябинушка»

МИНИПРОЕКТ

«Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка,  направленная на реализацию ФГОС»

  Разработала: Таранова   Любовь   Борисовна__Воспитатель_

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3                        

1. Понятие развивающей образовательной среды в ДОО…………………...…4

2. Принципы построения развивающей образовательной среды ДОО………..6

3. Требования ФГОС к организации развивающей образовательной среды ДОО……………………………………………………………………………….15

4. Мини проект по организации образовательного процесса и развивающей среды ДОО…………………………………………………………………….…20

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………31

                       

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

Понятие развивающей образовательной среды в ДОО

          Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия , но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и использовать свои способности , стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению , стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности , обеспечивать самоутверждение , свободу выбора и направление действий.

           Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности , а также присущих ей видов деятельности . Она способствует формированию разносторонних способностей , субъектных качеств дошкольника , обозначает его индивидуальность , стимулирует разные виды  активности , создает благоприятный психологический климат в группе , создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

 Принципы построения развивающей образовательной среды ДОО

Содержание основных принципов построе-

ния развивающей среды

Примеры реализации принци-

пов построения развивающей

среды детского сада

Принцип дистанции-позиции при взаимодейст-

вии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении

Возможность уединения

Принцип уважения к потребностям ребёнка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

-наличие свободного пространства;

-доступность оборудования и его   многообразие;

-нежесткое зонирование групповых помещений.

Одно из условий среды ,которое даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка ,а ребёнку ‘’подняться’’ до позиции воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Важно воспитателю для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой детей в целом.

Использование разновысокой мебели  (горки, подиумы, уголки).Можно использовать ярусное игровое оборудование, основное требование к нему –безопасность.

Трансформация детской мебели: в круг, буквой П, буквой Т.

Уголок «взрослой» мебели :диван и стол (например кухонный уголок)

Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная : учебная,'' уголок уединения' ',уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Принцип активности

Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества

Уважение результатов детской деятельности

Это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды ,её изменении , обогащении ).Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами , повышая тем самым функциональную активность ребёнка .Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления .При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

 

Использование  модульного оборудования можно использовать для смены конкретного цветового решения в групповом помещении, для повышения активности людей, находящихся постоянно в одном помещении;

центров песка и воды;

творческих мастерских (книжный уголок, уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, спортивный уголок, где при помощи пиктограмм дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь);

наборов инструментов (для уборки помещений и улицы, обработки клумб и т.д.)

использование стен (например «стена творчества» предоставлена в распоряжение детей ,они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая  как индивидуальные, так и коллективные работы; другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий .

Принцип стабильности-динамичности

возможность гибкого изменения

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитее, а послезавтра – станет тормозить его. Понимая ситуацию, что ребёнок не «пребывает» в среде , а преодолевает её, постоянно меняется , а следовательно , меняется для него и его окружение. Для того ,чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребёнка , удобным , надо дать ему возможность менять окружающую среду , вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Использование сборно-разборной мебели,

игрушечной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

многофункциональные игрушки,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха, модули,

здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

мебель – трансформер,

вертикальных разделителей,

кукольного театра,

костюмерной,

игрушек – заменителей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  позволяет ребёнку не только искать и осваивать истину , но и «уходить»от неё в фантазию , в грёзы ,не только творчески строить , но и разбирать построенное , видеть не только прекрасное , но и безобразное.

Среда  должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетический(движение, осязание, обоняние и др.) модальностей.

Построение непересекающихся сфер активности позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Организация функциональных помещений предусматривает  определения мест для размещения игрового оборудования так, чтобы была задействована не только групповая комната, но и другие помещения. (Спальная комната может быть использована для «тихих» игр, там же можно разместить пособия для развития движений; следует внимательно отнестись к возможностям использования раздевальной комнаты, её ниши и стен; так же особого внимания требует организация ванной комнаты, где возможно организовать эксперименты с водой и специальную ''мокрую игровую зону''.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

-зона познавательного развития(учебная);может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности ,детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д;

-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения,  животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения»

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. Учитывая то ,что ребёнок в детском саду находится целый день ,то необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

Уголки уединения, личное пространство для каждого ребёнка-это специальное для ребёнка организованное место ,собственный «уголок»- то место где можно побыть одному

Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство, то есть собственное место, где он мог хранить свои секреты,  можно сшить индивидуальные сумочки ,кармашки на стульчики, в эту систему включаются и структурные ёмкости (например контейнеры) для личных вещей, игрушек, книг и т.п., принадлежащих только ребёнку  .Каждый ребёнок должен быть обеспечен кроватью и шкафом для  хранения одежды.

Для формирования и развития полноценного образа «Я» необходимо наличие в помещении разновеликих зеркал.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно ,но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

Сочетание категорий эстетического в разных видах искусства

Тематические выставки помогают ребёнку лучше познакомиться с народным творчеством.

С помощью колокольчиков и тарелок, которые размещены в удобном месте  ребёнок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном.

После занятий в течение   3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости», этюды на релаксацию, перед сном под спокойную классическую музыку –«минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня –«динамический час» (по перспективному плану)

Принцип открытости-закрытости

(развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

-открытость природе(способствует единству Человека и Природы);

-открытость культуре в её прогрессивных проявлениях;

-открытость обществу (особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители);

-открытости своему «Я»,собственного внутреннего мира.

Организация «зелёных комнат», «зимних садов» в помещениях.

Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте, чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, иллюстрации, гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщение детей к русской народной культуре.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

Создание специализированных игровых зон

-для мальчиков: ’’Уголок мастера”, транспортные игрушки ,конструктор ''Лего'' и многое другое, что привлекает именно мальчиков;

-для девочек :куклы различных размеров, ''Дом быта'', ''Магазин'', доктор и многое другое ,что привлекает именно девочек

Требования ФГОС к организации развивающей образовательной среды ДОО

- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

 • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

 

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;  

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4) Вариативность среды предполагает:

 • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

 • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 • 5) Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

 • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

 • исправность и сохранность материалов и оборудования

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. • 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

                     Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

                   При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. • Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. • На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. • В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

                  Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.    

                При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

• организующей

• воспитательной

• развивающей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды

 

               В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

               Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка

Мини проект по организации образовательного процесса и развивающей среды ДОО

Краткая аннотация проекта

  На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Общие положения

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

В работе над проектом  определили.

Объект: развивающая образовательная среда в ДОО.

Предмет: игровая деятельность детей всех возрастных групп  дошкольников.

Условия: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

Вид проекта: педагогический

Участники проекта: педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2 года

           Тип проекта: долгосрочный.

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта  опираются на следующие противоречия:

  • между внутренней способностью личности к самоактуализации, необходимостью проживания каждого этапа детства и «формирующим» воздействием современной системы образования как части  предметно – пространственной среды;
  • между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса.
  • между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.

                             

Нормативно-правовой и организационной основой  проекта является:

  • Конституция Российской̆ Федерации;
  • Федеральный законот 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
  • Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Актуальность проблемы

В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда  является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-простанственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-простанственной среды в ДОУ.

Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:

1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;

2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Новизна. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Этапы и мероприятия реализации проекта

Подготовительный этап

Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена  концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода. 

Пути реализации:

  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,

учебно-методических и игровых материалов.

  1. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
  2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
  3. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
  4. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
  5. Защита педагогами проектов организации группового пространства.
  6. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
  7. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
  8. Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта
  9. Разработка плана проекта.
  10. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Реализационный этап 

Внедрение модели развивающей образовательной среды в ДОО и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

  1. Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
  2. Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

  1. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
  2. Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
  3. Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
  4. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
  5. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
  2. Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
  3. Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,

познавательно-развивающие стенды и др.

  1. Оформление территории детского сада.

Заключительный этап

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации:

  1. Написание и оформление проекта.
  2. Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.
  3. Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-

пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

  1. Написание конспектов консультация для педагогов:

«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-

пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

  1. Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

  1. Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
  2. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей среды в группе и на участке.

2. Обогащение предметно-развивающей среды.

3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.

Перспективы проекта:

1. Подтвердится гипотеза.

2. Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.

4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Заключение

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  •  охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в МДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Список литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – № 4. – С. 56–60.
  2. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания    Известия РАО. – 2011. – № 4. – С. 4-46.
  3. Маркина Л. А. Двигательно-развивающая среда – важное условие эффективности здоровьеразвивающей педагогической системы Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 16–18.
  4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008. – 384 с.
  5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» Дошкольное воспитание. –2008. –№4. –С.79.
  6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод.рекомендации по проектир. вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд..: Айресс-Пресс, 2007. – 119 с.
  7. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). – изд-е 3-е, изм. и доп.  ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. –192 с.
  9. Сыркина О. В. Создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 14–16.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://www.минобрнауки.рф/3447.pdf
  11. Федосеева А.М., Удалова Т.Ю. Экопсихологический подход в моделировании образовательной среды Психология образования: региональный опыт: мат-лыII научно-практич. конф. – М.: Федерация психологов образования России, 2005 – С. 307–308.
  12. Шикина И.Г. Модель предметно-развивающей среды детского сада, ориентированной на развитие основ информационной культуры дошкольников  Научный потенциал. – 2012. № 2 (7). – С. 15-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС »

Статья посвящена организации развивающей среды и образовательного процесса на основе идей личностного развития ребенка....

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие - это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и реш...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Реализация ФГОС ДО - непростой процесс, требующий максимального внимания в организации развивающей предметно-пространственной среды...

«Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС».

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-прост...