Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС.
статья на тему

Майборода Дарья Евгеньевна

Об организации предметной среды в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Предусматривающий принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: 

  • Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.  
  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 
  • Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. 
  • Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм. 
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании. 

Разработчиками ФГОС использовались теоретические идеи и подходы, Давыдова В.В., Стеркиной Р.Б. , Петровского В.А. и др.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и развитие личностных качеств, учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов. Посещая ДОО, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. 

Предметно – пространственная развивающая среда ФГОС важнейший фактор реализации образовательной программы ДОО, ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. Полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. Реализацию различных образовательных программ; 
  4. Создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. Учет национально-культурных, климатических условий. 

На реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения, и должно быть направлено Содержание развивающего пространства. В организации предметно – пространственной среды детей раннего возраста, образовательное пространство должно быть достаточным для возможности движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.                                                       

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами ДОО, родителями (законных представителей) воспитанников, специалистами управляющих структур. 

Для реализации  ФГОС педагогам предстоит  освоить новое содержание дошкольного образования, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности.


Готовность к успешному обучению в школе и дальнейшей жизни состоится, если до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром.

Используя игру, как основной вид деятельности, дошкольник познает мир, его богатство и разнообразии. Но предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной.

Правильно организованная педагогом ДОО развивающая предметно – пространственная среда, воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывая индивидуальные потребности дошкольника.

Ребенок, как активный участник разных видов деятельности социализируется (осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически). 


Взаимодействие педагогов ДОО  и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации интересного дошкольного детства

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Организация образовательного процесса и развивающей среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС »

Статья посвящена организации развивающей среды и образовательного процесса на основе идей личностного развития ребенка....

МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие - это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и реш...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Реализация ФГОС ДО - непростой процесс, требующий максимального внимания в организации развивающей предметно-пространственной среды...

«Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС».

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-прост...