Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки".
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) по теме

Рабочая программа кружка по оригами и нетрадиционному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok._programma.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

                Программа кружковой работы

по оригами и нетрадиционному рисованию

в старшей и подготовительной к школе группе  

                       «Волшебные ладошки».

Разработала Московская С. В.   воспитатель старшей группы

                                                МБДОУ д/с «Чайка», п. Мотыгино.

  1. -2017 учебный  год.

                        

Пояснительная записка.

1.                Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

                                                                В.И.Сухомлинский.

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и необыкновенное в обыкновенном.

Дени Дидро.

             Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения  в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности, развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Тот вид искусства благотворно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

        

2.  Актуальность и новизна.

        Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку и карандаш, испытывают трудности в застегивании пуговиц и шнуровании ботинок. Им бывает трудно работать с пазлами и счетными палочками. В дальнейшем это приводит к трудностям в освоении письма. Нетрадиционное рисование и оригами – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Актуальность обусловлена еще и тем, что, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие творческого и логического мышления, приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. Через искусство рисования  и оригами ребенок приобщается к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки, свой неповторимый образ. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. За сравнительно небольшой промежуток времени ребенок овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память и мышление приобретают произвольность и управляемость.

        Новизна заключается в новом подходе к художественно-творческому развитию ребенка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство. В работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

2. Цели и задачи.

        Цели: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения простыми приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Познакомить с приемами нетрадиционного рисования. Совершенствовать способности создания композиции посредством нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, посредством этого обогащать их словарь.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Учить составлять несложные композиции оригами и применять их в повседневной жизни.
  • Знакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования.
  • Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.
  • Развивать мелкую моторику и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами и изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.
  • Воспитывать аккуратность, умение экономно и бережно расходовать рабочий материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Повышать уровень самооценки детей.

4. Возраст детей, на которых составлена программа: 5-7 лет.

5. Срок реализации программы: 1 учебный год.

6. Формы обучения: фронтальные занятия, выставки.

    Методы: наглядные, практические, игровые, словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет, напоминание о последовательности работы).

7. Количество занятий общее 35, в неделю-1, длительность-25 минут.

8. Ожидаемые результаты:

  • Дети создают оригинальные образы и композиции изобразительно-выразительными средствами, умеют свободно выражать творческий замысел.
  • Научатся различным приемам работы с бумагой.
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
  • Познакомятся с искусством иригами.
  • Умеют экспериментировать с изобразительными материалами.
  • Проявляют фантазию в художественном творчестве.
  • Улучшение цветовосприятия.
  • Развитие мелкой моторики, мышления, пространственного воображения.
  • Умеют следовать устным инструкциям.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Дети научатся различным приемам работы с бумагой.
  • Развитие внимания, памяти, глазомера.
  • Дети аккуратны, умеют экономно расходовать материалы, содержать в порядке рабочее место.
  • Повышение уровня воображения и самооценки.
  • Появление стремления развиваться дальше и достичь еще больших успехов в области оригами и рисовании.

9. Работа с родителями.

        Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и оригами, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добиваюсь через:  

        -индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графомоторных навыков;

-оформление папок-передвижек на темы «Роль оригами в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».

-оформление консультаций «Значение использования техник нетрадиционного рисования и оригами в психомоторном развитии ребенка», «Как правильно похвалить ребенка?», «Влияние оригами на развитие речи детей», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;

-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;

-подготовка и проведение анкетирования;

-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».

                                                        

10. Форма подведения итогов в конце реализации программы:

        - организация итоговой выставки лучших работ;

        -создание фотоальбома детских работ.

11. Программа составлена на основе литературы:

  1. Давыдова Г.Н. – Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – 2007г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение техническим навыками умениям. // Дошкольное воспитание.,1991, №2.
  3. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические.//Дошкольное воспитание.,2009, №10.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».-М.:Карапуз-дидактика,2007г.
  5. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. –М.: Айрис-пресс, 2011г.
  6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. –М.: Айрис-пресс,2009г.
  7. Тарабарина Т.И. Оригами в развитии ребенка./Т.И.Тарабарина. -Ярославль.: Академия развития, 1997.
  8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития.2007г.
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2006г.  

Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:

-беседы с родителями, анкетирование, с помощью которого удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность;

-беседы с ребенком: чем он увлекается и чем хотел бы заниматься;

-желание детей и родителей;

-способности детей к изобразительному искусству.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы.

   Сентябрь.

Тема, техника.

Цель.

Материалы.

На что похожа ладошка? (Рисование ладошкой).

Закреплять умение рисовать ладошкой, учить  работать в технике «старая форма-новое содержание», учить дополнять форму необходимыми деталями, развивать воображение, фантазию.

Гуашь, кисточки, листы бумаги, мелки.

Гриб. (Оригами).

Учить изготавливать поделку на основе базовой формы «дверь», познакомить с выполнением складок «гора» и «долина», воспитывать интерес к результату своего труда.

Квадрат желтого или коричневого цвета 20*20 см.

Вихрь осенних листьев. (Печать листьями).

Познакомить с техникой рисования на листьях, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях.

Лист черной бумаги, кисточки, гуашь, разнообразные листья.

Парусник. (Оригами).

Учить выполнять парусник для аппликации ша основе базовой формы «блин», упражнять в выполнении складок «гора», «долина», «молния», упражнять в свободном выборе цвета, развивать конструктивное мышление, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Бумага любого цвета 20*20 см, картон голубого цвета размером А4, клей.

   Октябрь.

Осенний букет. (Рисование ладошкой +пальчиками+ ватными палочками).

Закреплять умение рисовать ладошкой,  пальчиками, ватными палочками, учить совмещать в одном рисунке разные техники, развивать чувство композиции.

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Кактус. (Оригами).

Учить выполнять поделку на основе базовой формы «блин», учить эстетически правильно оформлять готовую поделку, воспитывать аккуратность при работе с ножницами,  развивать мелкую моторику рук, повышать интерес детей к процессу складывания бумаги.

Три листа бумаги зеленого цвета 15*15 см, лист оранжевого цвета размером А4, картон яркого цвета 15*15 см, ножницы, черный фломастер.

Ёжик. (Рисование тычком жесткой кисти ).

Познакомить с техникой рисования тычком жесткой кисти, учить заполнять пространство трафарета, учить дополнять рисунок походящими деталями.

Лист белой бумаги, старая зубная щетка, гуашь, мелки, трафарет с изображением ежа,  иллюстрации с изображением ежей.

Поросенок. (Оригами).

Закреплять умение выполнять поделку на основе базовой формы «дверь», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать умение эстетически оформлять свою поделку (мордочку).

Листы розовой бумаги 20*20 см, черный фломастер.

Ноябрь.

Осеннее дерево. (Рисование тычком жесткой кисти +пальчиками).

Учить рисовать дерево, используя технику тычок жесткой кисти, совершенствовать умение рисовать пальчиками, развивать наблюдательность, художественное восприятие.

Лист бумаги, гуашь, кисть с жестким ворсом, иллюстрации с изображением осеннего дерева.

Золотая рыбка. (Оригами).

Учить изготавливать бумажную поделку на основе базовой формы «треугольник», закреплять умение выполнять складки «гора» и «долина», воспитывать аккуратность при работе с ножницами, развивать усидчивость, внимание, умение следовать устным инструкциям педагога.

Квадрат бумаги желтого цвета 20*20, ножницы.

Животное, которое я придумал. (Кляксография).

Познакомить с техникой кляксографии, закреплять умение работать в технике «старая форма-новое содержание», развивать воображение, желание создавать необычные и оригинальные рисунки.

Листы бумаги, трубочка для коктейля,  черная гуашь,  восковые мелки.

Рамка для фотографии. (Оригами).

Учить складывать бумажную поделку в форме рамки на основе круга,  воспитывать ответственность, желание доставить удовольствие близкому человеку, развивать внимание, воспитывать интерес к искусству оригами.

8 кругов разного цвета, диаметром 10 см, мамина фотография.

Декабрь.

Путешествие к планетам. (Рисование свечой+солью).

Закрепить умение рисовать свечой и познакомить с техникой рисования солью. Развивать творческое воображение, обогащать изобразительный опыт детей.

Листы белой бумаги, гуашь, крупная поваренная соль, свечи.

Елочка. (Оригами).

Учить выполнять елку из бумажных кругов, воспитывать интерес к изготовлению поделок в технике оригами, воспитывать усидчивость, самостоятельность, развивать конструктивное мышление.

Три бумажных круга зеленого цвета разного диаметра, клей.

Елочка нарядная. (Печатание губкой по трафарету +пальчиками).

Учить заполнять пространство трафарета, нанося краску губкой, добиваться выразительности, используя контрастные цвета. Украшать шарами и бусами, используя технику рисования пальчиком. Развивать цветовосприятие, художественный вкус.

Листы бумаги, губка, гуашь, трафарет елочки, картинки с изображением новогодних елок, елочные игрушки.

Звезда. Елочное украшение.(Оригами.)

Упражнять в выполнении звезды на основе базовой формы «блин», учить соединять несколько деталей в одну поделку, развивать глазомер, внимательность, продолжать учить детей внимательно слушать и выполнять инструкции воспитателя.

5 квадратов бумаги красного цвета 10*10 см.

Январь.

Морозные узоры. (Раздувание капли).

Познакомить с техникой изображения морозных узоров путем раздувания капли, способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, развивать ассоциативное мышление, воображение.

Листы бумаги, гуашь, пипетка.

Салфетка для столовых приборов. (Оригами).

Учить складывать бумагу складками «долина», и «гора», воспитывать интерес к результатам своего труда.

Салфетки, столовые приборы.

Снежинки. (Рисование техникой набрызг).

Познакомить с новой техникой создания образа, рисование снежинок путем набрызгивания краски и создания фона, обогащать изобразительный опыт детей, способствовать развитию интереса к изодеятельности, развитие цветовосприятия.

Листы белой бумаги, старые зубные щетки, гуашь синего и белого цвета, снежинки, выполненные из любого материала, иллюстрации с изображением падающего снега.

Февраль.

Снегопад. (Рисование мазками +ватой +губкой).

Содействовать выразительному отражению впечатлений о зиме, закреплять знания о пейзаже, познакомить с техникой создания образа мазками жесткой кисти, закреплять умение создавать фон с помощью ваты, снег-с помощью печатания губкой, учить создавать светотень,  развивать наблюдательность, художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги синего цвета, жесткие кисти, вата, завернутая в марлю,  губки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей

Собака. (Оригами).

Учить складывать поделку из треугольника, выполнять складки «долина» и «гора» на треугольнике, воспитывать умение эстетически оформлять готовую поделку (нарисовать мордочку), учить четко выполнять инструкции воспитателя, развивать усидчивость, глазомер.  

Треугольный лист бумаги коричневого цвета, черный фломастер.

Кораблик. (Рисование техникой монотипии).

Познакомить детей с симметрией, совершенствовать умение рисовать кистью, развивать художественное восприятие,  способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности.

Гуашь, кисти, листы бумаги, иллюстрации с симметричными и несимметричными предметами (бабочка, бантик).

Пингвин. (Оригами).

Учить изготавливать пингвина из бумаги на основе формы «воздушный змей», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать интерес к процессу складывания бумаги, самостоятельность, аккуратность, развивать воображение.

Бумага синего или голубого цвета 20*20 см.

Март.

Цветы для мамы. (Рисование техниками набрызг + рисование пальчиками + печатание губкой по трафарету).

Совершенствовать умение рисовать различными техниками и совмещать их в одном рисунке, воспитывать аккуратность, развивать воображение, усидчивость.

Листы бумаги, старые зубные щетки, гуашь, кисточки,  трафаретное изображение вазы.

Гвоздики. (Оригами).

Учить выполнять поделку цветок, познакомить с выполнением складки «молния», учить соединять две поделки в одну,  воспитывать аккуратность, ответственность, воспитывать желание сделать приятное для мамы.

Листы бумаги зеленого цвета 20*20 см, красного цвета 20*20 см.

Невиданные цветы с другой планеты. (Рисование мыльными пузырями).

Познакомить с техникой  изображения цветов мыльными пузырями, учить дополнять рисунок необходимыми деталями,  развивать ассоциативное мышление, творческие способности,  воображение, развивать интерес к изодеятельности через нестандартные подходы к рисованию обычных вещей, развивать желание создавать оригинальные рисунки.

Листы белой бумаги, гуашь, шампунь, трубочки для коктейля, кисточки.

Летящий голубь. (Оригами).

Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «треугольник», закреплять умение выполнять складку «долина», воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к бумаге.

Бумага голубого цвета 20*20 см.

Апрель.

Первый дождик. (Рисование расческой).

Закреплять знания о пейзаже, учить изображать дождь с помощью расчески, закреплять умение рисовать ватой (размытый пейзаж), содействовать выразительному отражению впечатлений о весне и лете, развивать наблюдательность, художественный вкус.

Листы бумаги, гуашь, кисти, расческа, вата, иллюстрации с изображением дождя.

Колокольчики. (Оригами).

Учить изготавливать из бумаги цветки колокольчика из треугольника, формировать умение дополнять и эстетически оформлять поделку, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

3 листа голубой бумаги треугольной формы, картон желтого цвета форматом А4, мелки зеленого цвета.

Радуга.  (Рисование по-сырому).

Закреплять знания о цветовом спектре радуги, учить рисовать  кистью по сырой бумаге, развивать цветовосприятие.

Гуашь, широкая кисть, листы бумаги, вата, иллюстрации с изображением радуги.

Летучая мышь. (Оригами).

Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «треугольник», учить четко выполнять инструкции педагога, воспитывать аккуратность при работе с ножницами, развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Бумага серого цвета 20*20 см, ножницы.

Май.

Весенняя полянка. (Рисование губкой).

Закреплять умение рисовать губкой различные образы (облака, листву деревьев, одуванчики), дорисовывать кисточкой необходимые детали, обогащать изобразительный опыт детей, развивать воображение.

Листы голубой бумаги, гуашь, губки, кисти, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа.

Попугайчики. (Оригами).

Учить выполнять поделку из бумаги на основе базовой формы «блин», воспитывать аккуратность при работе с ножницами. Воспитывать интерес к результату своего труда, развивать  воображение, самостоятельность, глазомер.

Бумага любого яркого цвета размером 20*20 см, ножницы, черный фломастер.

Коллективный рисунок по замыслу «Мой мир». (Использование любых знакомых техник).

Совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях, закрепить умение использовать различные техники на усмотрение детей, развивать умение работать коллективно, договариваться, развивать творческую фантазию и воображение.

Большой лист белой бумаги, кисти, гуашь, мелки, зубные щетки, вата, губки, шампунь, коктейльные трубочки.

Прыгающая лягушка. (Оригами).

Учить выполнять «лягушку» из бумаги,  закреплять умение выполнять складки «долина» и «молния», воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Листы бумаги зеленого цвета 20*20 см, черный фломастер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"

Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию....

Программа кружка «Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой....

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"

Актуальность и новизна.         Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развит...

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки" для детей 3-4 лет. Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки".

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"....