Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Нясимя Фатиховна Халимова

Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ».

Пояснительная записка.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому через кружковую деятельность я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 13 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 15 мин. Состав группы – одновозрастной (3 - 4 года). Форма работы: подгрупповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи кружка.

- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы проведения занятия.

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет),

- наглядные,

- практические,

- игровые.

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Формы подведения итогов.

Проведение выставок детских работ.

Нетрадиционные художественные техники.

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Ожидаемые результаты.

К концу года у ребенка должны быть:

- сформированы первоначальные представления о различных способах рисования;

- сформированы умения и навыки младших дошкольников использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования (рисование ладошкой и пальчиками, рисование тычком жесткой кистью, оттиском);

- сформированы умения и навыки младших дошкольников использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные материалы для рисования (печатки из картофеля, яблок, бумага, манка);

- сформировано умение детей не выходить за контур фигуры при закрашивании;

- закреплены названия основных цветов и некоторых оттенков;

- развито творческое воображение младших дошкольников.

Программное содержание.

Тема

Техника рисования

Задачи

Оборудование

Сентябрь 2014 год.

1.

«Давайте познакомимся»

Познакомить детей с нетрадицион-ными техниками, показать приёмы получения точек и коротких линий. Определить начальный уровень умений и навыков детей по изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционной.

Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки.

2.

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изоб-разительной техникой рисования паль-чиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Упражнять рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки, синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

3.

«Ягоды и яблочки на тарелочке»

Оттиск печатками из картофеля, яблок

Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Упражняться  рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги,  пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

4.

«Вкусный компот»

Оттиск крышками

Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным  изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки.

Октябрь 2014 год.

1.

«Осеннее дерево»

Рисование ладошкой

Познакомить с новой техникой нетра-диционного рисования - «рисование ладошкой». Вызвать эмоциональ-но-эстетический отклик на тему занятия. Развивать умение видеть кра-соту осенней природы; цветовосп-риятие,  навыки коллективной деятельности.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска;  краска желтая,  оранжевая, салфетки.

2.

«Ветка     рябины»

Скатывание салфеток, оттиск печатками

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить пред-ставления о цвете (красный),  форме (круглый),  величине (маленький).

Гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

3.

«Украшение чайного сервиза»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

4.

«Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки.

Ноябрь 2014 год.

1.

«Свитер для друзей»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Две куклы - мальчик и девочка,  паль-чиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

2.

«В лесу родилась елочка»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони.  Развивать навыки коллективной деятельности.

Тонированный лист, пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки.

3.

«Мои рукавички»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки,  пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.

4.

«Елочка пушистая, нарядная»

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Познакомить с техникой тычка.  Упражняться использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки.

Декабрь 2014 год.

1.

«Морозко»

Рисование ладошкой

Совершенствовать  умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.

Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза,  белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.

2.

«Снежок для елочки»

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Упражняться наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Тонированные листы бумаги с изображенными елочками, белая   пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса.

3.

«Зайчишка»

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Упражняться наиболее выразительно отображать в рисунке облик живот-ных. Развивать чувство композиции.

Листы тонированные (светло-голу-бые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки.

4.

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошкой, пальчиками

Упражняться превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

Январь 2015 год.

1.

«Диагностика»

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки и прочие материалы.

2.

«Ночь                  и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки.

3.

«Веселый снеговик»

Тычок жесткой полусухой кистью

Развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоя-щего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать  использовать такое средство выразительности, как фактура.

  Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

Февраль 2015 год.

1.

«Закат»

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисо-вания. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки.

2.

«Цветочек для папы»

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство компо-зиции.

Лист бумаги  тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска   зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки.

3.

«Корзина для тюльпанов»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.

Ватман, клей, кисть, синие салфетки, корзина.

4.

«Тюльпаны в подарок маме»

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ла-дошкой, навыки коллектив. деятель-ности.  Развивать цветовосприятие.

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки, изображения тюльпанов.

Март 2015 год.

1.

«Ветка    мимозы»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Закрепить навыки наклеива-ния.  Закрепить знания и представле-ния о цвете (жёлтый),  форме (круг-лый),  величине (маленький),  количес-тве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы.

2.

«Веселая птичка»

Рисование пальчиками

Упражнять младших дошкольников рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие, закрепить названия основных цветов. Воспитывать аккуратность и воображение.

 Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки.

3.

«Солнышко, которое мне светит»

Рисование ладошкой

Упражняться наносить  отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие  и зрительно-двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска  желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

4.

«Цветы для пчелки»

Рисование ладошкой и  пальчиком

Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение  рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.

Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок.

Апрель 2015 год.

1.

«Салфетка»

Рисование пальчиками

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска,  салфетки.

2.

«Божьи  коровки»

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.

3.

«Одуванчики»

Рисование пальчиками

Упражняться передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Воспитывать бережное отношение к природе.

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

4.

«Волшебный цветочек»

Рисование пальчиками

Поддерживать интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Продолжать упражняться  рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке «Цветик - семицветик».

Май 2015 год.

1.

«Диагностика»

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки и прочие материалы.

2.

«Бабочки»

Рисование ладошкой и  пальчиком

Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение  рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги. Развивать воображение детей.

Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок.

3.

«Сиреневый  букет»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

4.

«Весенняя полянка»

Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение  рисовать нетрадицион-ными способами и нетрадиционными материалами. Развивать воображение детей, формировать умение работать коллективно для создания общей композиции.

Альбомные листы, пальчиковая краска разных цветов, кисти, оттиски, клей и прочие материалы для изобразительной деятельности.

Литература, используемые при составлении программы:

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005г.

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010г.

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006г.

4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004г.

5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003г.

Воспитатель: Халимова Н.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих...

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих спосо...

Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)

Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости  у детей раннего возраста для     реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...

Презентация авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО

Автором И.А. Лыковой представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, у...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» (для детей 4-5лет)

Способность к творчеству-отличительна черта человека,благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....

Авторская программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Волшебные ладошки"

Отличительной особенностью моей программы является представленная совокупность  и огромное разнообразие нетрадиционных методов и способов обучения, которые  позволяют детям быстро достичь же...