ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Альмяшкина Нурия Маликовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon almyashkina_douno55.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Нурия Маликовна Альмяшкина

Месторасположение:  г. Зеленодольск, Республика Татарстан

Место работы:  МБДОУ «Детский сад №55 «Килэчэк» ЗМР РТ»

Должность: воспитатель

Телефон: 8(960)042-56-81

E-mail: i_shibalova@mail.ru 

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»

Н.М.Альмяшкина,

МБДОУ №55 «Килэчэк», г.Зеленодольск

Под понятием «мелкая моторика» физиологи подразумевают движение мелкой мускулатуры рук. При этом также отрабатывается координация «рука-глаз», так как развитие мелких движений руки происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для разных видов двигательной активности и жизнедеятельности. Это письмо, рисование, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и др.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу мама массирует пальчики, и не случайно – она тем самым воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга. Поэтому с воспитанниками раннего дошкольного возраста я выполняю простые упражнения по массажированию пальчиков и ладошек. Когда дети начинают взрослеть, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки для меня становится важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Известно, что мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, возможно только в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, а ребёнок не уставал, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Вот это талант!». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека творческий изобразительный процесс.

Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга.  Например, на занятиях по рисованию ребёнок может изобразить замечательный зимний пейзаж с пушистыми сугробами. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит ёлочку, а на лепке на эту волшебную ёлочку он прикрепит шарики, сделанные из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.

Осознавая важность развития мелкой моторики у ребёнка, я постаралась разработать систему этого развития через занятия, которые бы были интересны детям дошкольного возраста, и отдала предпочтение тестопластике, хотя лепить можно из песка, мокрой бумаги, пластилина и глины, и мы этого не исключаем. Однако, преимущества соленого теста перед пластилином и глиной в том что его можно приготовить в любой момент, не тратя лишних средств, оно легко отмывается и не оставляет следов, безопасно при попадании в рот, не липнет к рукам при работе с ним, а готовые изделия, посушив на открытом воздухе, можно расписать.  Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна расходного материала, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. На занятиях по тестопластике я провожу различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. 

Для большей заинтересованности, перед началом работы мы со своими воспитанниками проводим наблюдение за живыми объектами, для развития познавательного интереса читаем рассказы и сказки, загадываем загадки и рассматриваем иллюстрации, муляжи овощей и фруктов. К нам приходят сказочные герои – наряжаемся сами или приглашаем воспитанников постарше – они это очень любят! Делается это для того, чтобы создать детям хорошее настроение и заинтересовать занятием. В своей работе мы применяем такие технические приемы, как разминание, отщипывание, шлёпанье, сплющивание, которые очень эффективно развивают мелкую моторику.

Дети на занятиях учатся лепить и украшать плоские фигуры декоративными пластинами с налепами сердечек, цветочков, листьев, овощей и фруктов. Я показываю детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в скульптуре, в игрушке. Маленькие художники узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры. Я вижу, что им это интересно, а значит положительный результат не заставит себя долго ждать.

        Накопленный практический опыт, моя заинтересованность в области развития мелкой моторики средствами нетрадиционной художественно- прикладной техники побудили меня к созданию авторской программы «Волшебные ладошки» для детей 3-7 лет, в основу которой положены принципы программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Поскольку уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, то составляя авторскую программу, я поставила перед собой задачу   создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Для моих детей тестопластика стала очень популярным занятием.  

        Наблюдая за детьми, за их самостоятельной деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто.

        Изучение теоретических основ развития мелкой моторики позволило мне сформулировать для себя принципы, которых придерживаюсь при работе по программе. Это:

- систематичность, т.к. занятия провожу регулярно, в соответствии с составленным планом;

- сознательность, т.к.  на занятиях дети узнают полезную информацию, находят ответы на вопросы;

- наглядность и доступность, т.к. дети изготавливают конкретные изделия. Полученный результат побуждает их делать ещё лучше и совершеннее.

- поэтапность – от простого к сложному.

             На практике я убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности. Считаю, что лепка как продуктивная деятельность в большей мере, наряду с рисованием и аппликацией, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений ввиду слияния образного и логического мышления.

        Пример тематического планирования для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) – сентябрь, периодичность занятий – одно в неделю:

Дата тема

Цель

Содержание  

Тема:

«Мой веселый   звонкий мяч»

Тема:

«Ягода- малина»

Тема:

«Репка на грядке»

Тема:

«Цветик- семицветик»

Развивать кисти рук, художественный вкус, умение сравнивать детали по форме, умение сравнивать поделку с эталоном

Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней

Создавать композицию из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получать шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягод).

Лепить репку по алгоритму: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья.

Создать композицию на грядке

Лепить цветок по алгоритму: слепить лепесточки, слепить стержень цветка, закрепить на нём лепесточки на одном уровне, раскрасить их разным цветом

В рамках реализации данной программы была определена система работы с родителями воспитанников. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с ними. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, формирование у них педагогических умений. Я организую разные формы работы. Мастер-классы – самая эффективная из них и в плане приобретения практических навыков, и в плане общения. Мною разработана тематика родительских собраний, консультации по вопросам развития ручной умелости у детей среднего возраста, беседы. Поддержкой детско-родительской инициативы служит организация выставок работ. Детская инициатива мотивируется ещё и тем, что поделки из теста становятся оригинальным подарком родным и друзьям, а это уже элемент активной социализации.

       Изучив данную тему можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, проводить регулярно, привлекать родителей, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.  Что может дать лучшее представление о предмете, чем создание его своими руками из кусочка теста или пластилина. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

                          Литература:                                         

  1. Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.44
  3. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2005. – 125с.
  4. Лыкова, И.А.  Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А.
  5. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. -  М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.

Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного во...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...