«Значение развития мелкой моторики рук для речи детей раннего возраста»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Дедкова Александра Васильевна

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

на тему «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей раннего возраста».

Задачи:

1. Познакомить родителей с теоретическими аспектами по данной теме.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Научить родителей играть с детьми, применяя различные дидактические пособия, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук.

План мероприятия:

1. «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей раннего возраста» (выступление логопеда).

2. Выставка книг и методических пособий по теме собрания.

3. Презентация «Игры и дидактические пособия по развитию мелкой моторики рук» (фото детей группы раннего возраста).

4. Картотека пальчиковых игр дома.

 Материалы и оборудование:

1. Выставка игр по развитию мелкой моторики рук, книги и методические пособия (картотеки пальчиковых игр).

2. Прищепки, шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом и рисом, мозаики.

 

 


Ход мероприятия:

«Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей раннего возраста». Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

   

Хотим предложить  вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.                                                                              

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Ладушки», но есть и более сложные для проговаривания и показа. А сейчас окунемся в мир детства и попробуем с Вами поиграть в такие игры.

«Капуста»                                                                                                                   Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)                                                                      Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)                                           Мы капусту солим, солим…(щепотками)                                                                       Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

А потом ее едим и спасибо говорим.  

«Колобок»

 "Мы лепили колобка, (делаем движения, как будто лепим колобок) тесто мяли мы слегка (сжимаем и разжимаем все пальчики одновременно) ,

А потом его катали (катаем на ладошке колобок),

на окошечко сажали (две ладони вместе),

Он с окошка прыг да прыг (пальчиками одной руки по второй стучим),

Укатился озорник (перебираем пальчиками)".                                

       

На выставке мы представили Вам литературу о содержании пальчиковой гимнастики. Подборку  гимнастик для работы с детьми дома мы Вам  подготовили (приложение А).

        Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.                                                                                              

Игры с сыпучими материалами

1.Насыпаем в емкость горох или рис. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:                                                        "Месим, месим тесто,                                                                                                    Есть в печи место.                                                                                                   Будут-будут из печи                                                                                                   Булочки и калачи".  

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с прищепками

1. Представьте вместе с малышом, что прищепки – это иголки, которые нужно «приделать» ежику, вырезанному из картона, или солнышку нужны «лучики».

2. Развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками.                                                                                                                   Можно сопровождать работу проговариванием стишка:                              «Прищеплю прищепки ловко                                                                                           Я на мамину веревку».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Работа с пластилином

 Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

«Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются».

   

  Рисование

        Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – раскрашек, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д.

        Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается цветочек или дождик или еще что-нибудь. Сейчас в широком ассортименте в магазинах продаются специальные пальчиковые краски.                                                                              

Дорогие родители, надеемся мы показали вам значимость развития руки для ребенка раннего возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.                    Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.                                                              

 Большое спасибо за внимание!


ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Упражнения с пальчиками

1. «Колобок»

"Мы лепили колобка, (делаем движения, как будто лепим колобок) 

тесто мяли мы слегка (сжимаем и разжимаем все пальчики одновременно,,

А потом его катали (катаем на ладошке колобок), 

на окошечко сажали (две ладони вместе),

Он с окошка прыг да прыг (пальчиками одной руки по второй стучим),

Укатился озорник (перебираем пальчиками)".

2. «Капуста»                                                                                                                   Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)                                                                      Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)                                           Мы капусту солим, солим…(щепотками)                                                                       Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

А потом ее едим и спасибо говорим.  

3. «Гвозди»

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

4. «Моя семья»

(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

(На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

5. «Часы»

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

6. «Перчатка».

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила всех

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).


Литература:

1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, «Академия развития», 2008.

3.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей, Москва, Гном и Д, 2001.

4.Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет, Москва, 2008.


Организационные вопросы:

- как детский сад работает летом (слово заведующей)

- про печеньки в полдник

- минимум одежды в шкафчике (3 колготок, 3 трусиков, 2 маечки, 1 кофта, носочки, запасные тапочки, запасные варежки).

-портфолио (странички для знакомства семейные-родителям задание).

-активное участие в конкурсах

-чистка снега (поактивнее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние  развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности....

Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннег...

для Вас родители! консультация «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей старшего возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и про...