конспект НОД с детьми с ОВЗ "Приключения в песочной стране "
план-конспект занятия на тему

Белянина Ольга Александровна

Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании. Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по песочной терапии

«Приключения в песочной стране»

 Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.

Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании. Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния

Оснащение кабинета  песочной терапии:

1.Столы с подсветкой, наполненные песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и  не  слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

Категория участников: Подгрупповое  занятие для детей 5-6 лет с нарушением коммуникативного компонента(слабая эмоциональная устойчивость, тревожность, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха), дети ОВЗ.

Тема:«Приключения в Песочной стране»

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

 Задачи:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь).

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы,

- формирование творческого  потенциала ребенка;

- тренировать мелкую моторику рук;

- формировать установку на положительное отношение к себе.

- снижение тревожности и психофизического напряжения

1  «Здравствуй, песок!»

Психолог : « Добрый день ребята, сегодня я  хочупригласить Вас в Волшебный песочный мир, и показатьВам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

«Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!» (Цель:Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

-«В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

- «Итак, Добро пожаловать в Песочный Мир….»

2Упражнение "Необыкновенные следы" (Цель: развитие тактильной чувствительности). – «В нашем песочном мире живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?»Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

А теперь подумаем какая природа их окружает?» (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

 - «Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он?» ( Сухой, сыпучий.теплый и др. )

2 Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре

Инструкция: - «В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

«Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства»

-«Мы познакомились в сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок  на одном столе, а на втором песок остается сухим.

Психологпоказывает,  как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др, принимаем все высказывания детей».

Ритуал «выхода» из Песочной страны:

«В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

- «Ну вот, ребята,  мы и побывали в гостях в волшебной стране, Вам понравилось? А что понравилось больше всего? С каким песком понравилось больше играть сухим или мокрым?  Придем в гости еще?»

 Название: Конспект занятия по песочной терапии с детьми 5-6 лет «Приключения в песочной стране»
Номинация: Детский сад Конспекты занятий, НОД / Занятия психолога
Автор: Пушкова Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МАДОУ детский сад №21 «Золотая рыбка»
Месторасположение: город Ачинск, Красноярский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Песочную страну»

Дети знакомятся с некоторыми свойствами песка, расширяют знания о назначении песка в нашей жизни, развивается интерес к исследовательской деятельности....

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Песочная страна - страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...