Теория и методика профессионального образования
методическая разработка на тему

Казакова Алла Сергеевна

Теория и методика профессионального образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_2_-_kopiya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Теория и методика профессионального образования

        

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Исследование использования приемов арт-терапии в системе образования………………………………………………………………………………7

2. Опыт использования технологий арт-терапии в системе повышения квалификации педагогов………………………………………………………..13

3. Применение технологий арт-терапии в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования…………………………….20

Заключение……………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………28


Введение

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Актуальность исследования связана с необходимостью развития у педагогов навыков разработки и внедрения организации вариативных форм дошкольного образования. Содействие повышению профессионально-предметного мастерства работников образования, формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников в настоящее время должно строиться на основе внедрение инновационной деятельностью в педагогический процесс.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Наиболее актуальным является подготовка педагогов к организации работы с арт-терапевтическими технологиями и внедрение инновационной деятельности в педагогический процесс в системе дошкольного образования .

Цель исследования: разработка и внедрение арт-технологии в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогов на основе  освоения арт-технологий.

Предмет исследования: система арт-терапевтических педагогических технологий дошкольного образования предназначенная для повышения квалификации педагогов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности использования арт-терапевтической технологии для повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

2. Выявить особенности педагогов дошкольного образования, получающих арт-терапевтическое обучение при повышении квалификации.

3. Разработать модель технологии арт-терапии в системе повышения квалификации.

База исследования: студенты и выпускники программ арт-терапевтического образования; специалисты, использующие в своей работе арт-терапевтические методы и техники; специалисты смежных с арт-терапией специальностей; студенты близких к арт-терапии и далеких от нее специальностей. Общее количество участников исследования — 308 человек

Специфическим фактором профессионального повышения квалификации педагога дошкольного образования является интеграция арт-терапевтической и традиционной составляющих деятельности.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Актуальность опыта  развития и модернизации образования в современных социально-экономических условиях приобретают все большую значимость, что отражается как в научных публикациях, так и в государственных документах: Концепция научной и инновационной политики в системе образования РФ, Программа развития воспитания ориентируют на инновационную деятельность в условиях вариативности образовательных систем, овладение современными технологиями и разнообразными воспитательными стратегиями, а также подготовку педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований.

Основные противоречия исследуемой темы:

- между актуальностью арт-терапии в педагогической практике и отсутствием разработанной педагогической модели, а также системы профессиональной подготовки педагогов к арт-терапевтической работе;

- между потребностью воспитанника в гуманном, терапевтическом подходе и преобладанием традиционных форм  работы воспитателя;

- между социальным запросом на здравоохранительные технологии в образовательной практике, потенциальной готовностью будущего педагога к инновационной творческой деятельности и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки.

Иными словами, очевидны две плоскости: концептуальная - разработка теоретической модели педагогических основ методов арт-терапии и прикладная - подготовка воспитателей к применению данной инновации в профессиональной деятельности.


  1. Исследование использования приемов арт-терапии в системе образования

Основная тенденция изменений современной системы образования проявляется в направленности на гуманистические ценности, развитие общей и коммуникативной культуры, личностный рост и актуализацию каждого участника образовательного процесса. Отмечается значимость психологической культуры личности как заботы о своем психическом здоровье, умении выходить из эмоциональных кризисов самому и помогать близким, разбираться в своих проблемах и отношениях с другими людьми .

Все чаще стали появляться публикации, в которых обозначена актуальность разработки нового - терапевтического - направления в теории и практике образования.

Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми. Следовательно, возникает потребность в поиске, адаптации и разработке таких здравоохранительных педагогических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения педагогу и родителям, интересны и эффективны в работе с детьми.

Названным условиям отвечает педагогическая модель арт-терапии, что и обусловило выбор темы исследования.

Арт-терапия, по словам В.В. Макарова, полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации .

Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

Технология терапевтического рисования позволяет создать особые, отличные об обычной ученической жизни условия, в которых в наибольшей степени проявляется индивидуальность личности каждого, приобретается позитивный опыт социального взаимодействия, развиваются ценные умения слушать и понимать других, сочувствовать и сопереживать, искренне помогать друг другу, находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.

Использование искусства в качестве терапевтического фактора наиболее доступно для педагога, тем более что специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, логично предположить перспективность данной инновационной технологии. Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования педагогических основ арт-терапии в педагогике.

Отметим и возрастающий интерес общественности к этому новому, но уже признанному направлению гуманитарной деятельности.

В Государственном Русском музее более семи лет по программе «Шаг навстречу» работает арт-терапевтическая студия для детей-инвалидов. Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна. Создана Арт-терапевтическая Ассоциация России, общество Московских арт-терапевтов и арт-педагогов. В Краснодаре с 2010 года функционирует Лекотека , центр Росток 2014 года для детей  ОВЗ  педагоги активно внедряют в инклюзивную и коррекционную работу инновационные педтехнологии и технологии арт-терапии .

В последнее время образуются различные благотворительные фонды и другие структуры, которые на практике предпринимают попытки к организации системы подготовки в области арт-терапии.

Развивается авторский курс А.И. Копытина на базе института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург). Издается журнал арт-терапии « Исцеляющее искусство», в редакционную коллегию которого входят известные зарубежные арт-терапевты и отечественные специалисты в области психопатологической экспрессии. Данный опыт представляется, несомненно, ценным, тем более что в нашей стране становление вышеназванной профессии только начинается.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.

Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Основными задачами артпедагогики являются:

- формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

- осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

- творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание арт-урока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Арт-урок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает арт-урок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.


  1. Опыт использования технологий арт-терапии в системе повышения квалификации педагогов

Термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования.

Интересен зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования. В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

Э. Крамер считал возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

А. Хилл связывал исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

М. Наумбург полагал, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение арт-терапии в школы с характерной для американского образования тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

Д. Буш и С. Хайт так же указывают на преимущества использования арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

В ряде американских арт-терапевтических публикаций последнего времени активно обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный тест Сильвер» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер (РТС), данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями и глухонемых, а также детей и подростков с задержкой психического развития. Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

В целом, американская школа арт-терапии нацелена на налаживание эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов, включение арт-терапевтических занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

- рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;

- высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;

- большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без подобной специальной подготовки.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской . Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.

Далее предлагаются некоторые практические направления применения технологий арт-терапии в арт-педагогике.

  1. Применение технологий арт-терапии в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол ( из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических ( ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия ( программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С. Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Э.И. Ильенков, М.С. Коган, Б.М. Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.


Заключение

Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.

Нами выявлены основные тенденции повышения квалификации педагогов дошкольного образования:

- показатель компетенции современного педагога ДОУ - это  активное участие в ПМКа и МПка , создание индивидуальных образовательных маршрутов

- включение в традиционную деятельность коррекционной и развивающей составляющей;

- повышение квалификации и аттестация педагогов дошкольного образования по месту работы;

- внедрение в свой инструментарий инновационных форм работы .

- использование стандартов и Фгосов;        

- социальны запрос на инклюзивную деятельность педагога дошкольного образования;

- необходимость педагогической работы с родителями.

Сложность учета всех современных тенденций  при повышении квалификации педагогов дошкольного образования связана с тем, что присутствует разрозненность методов и технологий, нет единой системы повышения квалификации.


Список литературы:

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 1986
  5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.
  7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002
  8. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3
  9. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.
  10. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
  11. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
  12. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
  13. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
  14. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  15. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002
  16. Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

         17   Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005

18.     Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

19      Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

 20.      Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:                 Речь, 2008. - 176 с.

21.      Интернет-ресурсы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Песочная терапия.

         22.   Кабачинская Е.Л. Преподавание оригами слепым и слабовидящим //Оригами и педагогика: Материалы 1 Всероссийской конференции преподавателей оригами 23-24 апреля 1996 г., Санкт-Петербург,-СПб,1996г.,с.36.

        23.    Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

       24.     Стребелева Е.С. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

      25.      Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

      26.    Сиротюк А.П. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.

      27.      Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные                 игры.

     28.     Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет.

     29.     Чистякова М.И. Психогимнастика.

     30.     Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

     31.     Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Азбука общения.

     32 .    Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.

     33.    Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группе.

    34.    Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.

   35.     Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры.

  36.    Шипицына Л.М. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей  дошкольного и младшего школьного возраста.

 37 .     Ильина М.В. Чувствуем — Познаем — Размышляем. Комплексная программа для  развития   восприятия и эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.

38.       Глухова В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять       и рассказывать.

39.       Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи у детей 4 — 7 лет.

    Развивающие игры в интеллектуальном творческом развитии дошкольков.

40.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

41.    Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа по адаптации детей к ДОУ.

42.       Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.

43.      Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

44.      Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

45.    Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых.

46.    Болотова Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку.

48.    Кравцова М.М. Если ребенок говорит неправду.

49.    Н.В. Миклеева . Сказкотерапия В ДОУ и семье.

50.     Н.В. Кузуб . В гостях у песочной Феи .

51.   Г.Г. Скурат. Детский психологический театр .

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика дошкольного образования.

Изучение специфики закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста. ...

Теория и методика экологического образования

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Презентация "Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО"

Презентация очень пригодится начинающим педагогам, а также для подготовки к семинарам, семинарам-практикумам и консультациям....